Авторская разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности на тему: «ИЗОБРЕТЕНИЯ И ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ. БУМАГА» В соответствии с ФГТ
методическая разработка на тему

Шавочкина Валентина Акимовна

Знакомство с историей изобретения бумаги; сформировать представления у детей сташего дошкольного возраста  о том, из чего были изготовлены первые листы бумаги (папирус, пергамент); уточнить и закрепить знания о видах и свойствах бумаги, её назначении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

  НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТЕМУ: «ИЗОБРЕТЕНИЯ И ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ. БУМАГА»

В соответствии с ФГТ

Автор: В.А. Шавочкина,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска

Тема: «Изобретения и великие открытия. Бумага»

Направление: познавательно-речевое развитие

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с другими областями: ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Художественное творчество».

Возраст детей: 6-7 лет

Место проведения: группа № 6 «Звездочка» 

Цель: Знакомство с историей изобретения бумаги.

Задачи:

- познакомить детей с историей изобретения бумаги; дать знания о том, из чего были изготовлены первые листы бумаги (папирус, пергамент);

- уточнить и закрепить знания о видах и свойствах бумаги, её назначении;

- активизировать активный словарь ребенка;

- развивать любознательность, расширять кругозор;

- воспитывать уважение к людям труда, создающим бумагу.

Наглядный материал: образцы различных видов бумаги, игрушки из бумаги, портфель, тетрадь, книга, альбом, дневник.

Практический материал: ванночка с водой, салфетки, картон

Ход занятия

  1. Орг. момент
  2. Основная часть.

Педагог вносит ёлочные игрушки, сделанные из яркой разноцветной бумаги, а также бумажные куклы, сделанные из фантиков.

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из бумаги.

Воспитатель: Из какой бумаги?

Дети: Из цветной бумаги и из фантиков.

Воспитатель: Для чего нужна бумага?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Правильно, бумага нужна для изготовления самых разнообразных изделий. Из бумаги изготавливаю тетради, альбомы, открытки, конверты. Бумага используется для печатания газет, книг, журналов. Из неё делают много товаров бытового назначения: салфетки, полотенца, одежду, обои, картон, веревки, постельное белья, посуду.

В детском саду мы тоже используем бумагу. Где?

Дети: В аппликации,  рисовании, оригами, поделках и т.д.

Воспитатель: Бумага - это лучший материал для аппликации, потому что бумага ярко окрашена, легко режется, хорошо приклеивается.

Раздается стук в дверь. Входят в группу Буратино и Мальвина с портфелем (переодетые дети). Поздоровавшись с детьми, они поочередно загадывают загадки.  

Загадка 1.         То я в клетку, то – в линейку,

                Написать по мне сумей-ка,

                Можешь и нарисовать

                Что такое я? …… (тетрадь)

Загадка 2.         Должен каждый ученик

                В школу брать с собой  ….  (дневник)

Загадка 3.         Говорит она беззвучно,

                И понятно, и не скучно.

                Ты беседуй чаще с ней

                Будешь вчетверо умней … (книга)

Герои достают из портфеля «отгадки» (тетради, книги, дневник, альбом) и предлагают детям рассмотреть бумагу, из которой сделаны эти предметы.

Дети внимательно рассматривают образцы и делают выводы: для тетрадей необходима писчая и обложечная бумага,  для книг и учебников – печатная, обложечная и картон, для альбомов – рисовальная (она должна быть белой и плотной, чтобы краски не расплывались и не пропитывали её насквозь).

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель предлагает  героям  Буратино  и  Мальвине  сесть  с  детьми  и  послушать,  как  появилась   бумага,  рассмотреть другие  виды  бумаги.

 Воспитатель показывает копировальную бумагу.

Воспитатель: Посмотрите, эта бумага для копий, она очень тонкая, одна сторона её покрыта специальным слоем (карбоновым), если проложить листы бумаги между копировальной бумагой, и написать или нарисовать что-либо, то получится несколько копий.

 Воспитатель показывает фотобумагу.

Воспитатель: Фотобумага покрыта тонким слоем эмульсии, чувствительной к свету. На такой бумаге печатают фотографии.

Воспитатель показывает наждачную бумагу.

Воспитатель: Это гранулированная бумага, она состоит из склеенных гранул стекла и используется для полировки поверхностей.

Воспитатель показывает другие виды бумаги и рассказывает об их свойствах, признаках  и назначении (тонкая, толстая, крашенная, некрашеная, гладкая, рыхлая, плотная).

Игра-эксперимент «Намочим салфетку  в воде»

Воспитатель опускает в одну ванночку с водой салфетку, в другую -  альбомный лист. Дети наблюдают за экспериментом и делают выводы.

Воспитатель: Что случилось с салфеткой?

Дети: Она размокла в воде.

Воспитатель: Почему?

Дети отвечают (тонкая, рыхлая).

Воспитатель: Что произошло с другим листом бумаги?

Дети: бумага намокла.

Воспитатель: (обобщает ответы детей): Салфетка мягкая, рыхлая, она быстро впитывает влагу. К этому виду бумаги относятся такие разновидности бумаги, как: фильтровальная, промокательная. Альбомный лист тоже впитывает влагу, но не размокает как салфетка, потому что он более плотный по качеству. Вся бумага намокает, это материал не прочный.

 Воспитатель: Вспомните, с чего начинается стройка.

Дети предлагают разные ответы.

Воспитатель показывает бумагу для чертежей.

Воспитатель: Стройка начинается с чертежей.

Дети рассматривают бумагу для чертежей, называют её свойства (гладкая, плотная).

Воспитатель: А также бывает бумага для стен. Как она называется?

Дети: обои.

Воспитатель: Правильно, это обойная бумага. Это бумага с рисунчатой поверхностью.

Дети рассматривают образцы обойной бумаги, делают самостоятельные выводы.

Воспитатель рассказывает о том, как делают высшие сорта бумаги, бумаги на которой печатают денежные знаки. После окончания рассказа за ширмой раздается голос Петрушки.

Петрушка: Ой, ой, ой!

Воспитатель: Что случилось?

Петрушка: Ой, как больно. На меня бумага упала, помогите выбраться.

Воспитатель помогает Петрушке выбраться из свитков бумаги и рассказывает об изобретении бумаги.

Воспитатель: Это не просто бумага, это древние книги - свитки. Послушайте, как появилась бумага. Бумагу изобрели в Китае, её первые листы делали из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Кору толкли в воде, выливали смесь на подносы, на дне которых находились полоски бамбука, вода стекала, и мягкие листы первой бумаги клали сушиться на  ровную поверхность. Позже для улучшения качества бумаги стали использовать крахмал.

В те далекие времена не было ни бумаги, ни ручек, китайцы держали своё производство в тайне, и иероглифы люди писали на папирусе – тонких листах спрессованной сердцевины болотного растения – папируса. На таких папирусных свитках писали заостренной палочкой, обмакивая её в краску. Длинные листы книг наматывались на деревянные бруски. Чтобы прочесть их нужно было полностью развернуть свиток. Из свитков создавались целые библиотеки, например, библиотека в городе Александрии насчитывала 500 тысяч слитков.

Петрушка: Значит это не бумага, а книги?

Воспитатель: Да, Петрушка, это книги, самые древние. А еще раньше пользовались пергаментом. Пергамент – это особо обработанная телячья и овечья кожа.

Петрушка: Знаю я эти древние книги. Вот одна из них (показывает), думаете, на чем она написанная?

Дети отвечают.

Петрушка: Вот и не отгадали. Это береста. В Древней Руси письма писали на бересте – наружной части березовой коры.

Петрушка: А когда же появилась настоящая бумага, на которой дети рисуют мне рисунки и пишут письма?

Воспитатель: Бумага у нас появилась не скоро. Еще долго её делали из размолотых тряпок, древесной коры, бамбуковой щепы, соломы, ржи, пшеницы, и даже крапивы. Делали её вручную, В день получали не более 100 килограммов бумаги, поэтому она была дорогая, её не хватало. Решили использовать дерево для производства бумаги – опыт удался. И сегодня выпуск бумаги стремительно вырос, теперь у нас есть хорошая бумага для рисования, аппликации, поделок. Но также стремительно сокращается площади лесов, а этого допустить нельзя. Поэтому ученые ищут дереву замену, чтобы не вырубать леса.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать изобретателями? Представьте, что бы изобретатели и вам нужно найти замену дереву.

«Мозговой штурм»  (Дети предлагают варианты изготовления бумаги и доказывают целесообразность предложенной идеи)  

Воспитатель предлагает детям из бумаги вырезать силуэт дерева с листочками и создать коллективный коллаж  на тему «Берегите лес!».

  В процессе деятельности воспитатель обращает внимание детей на бережное и экономное отношение к бумаге, рациональное её использование.

  1. Заключительный этап. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Сегодня мы говорили об изобретении бумаги, о её свойствах, назначении и бережном отношении. Создали коллаж «Берегите лес!», который поместим в экологической комнате детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Зимняя прогулка»

Тема: «Зимняя прогулка»Цель:  коррекция и профилактика имеющихся нарушений речи по средствамздоровьесберегающих технологий.Задачи:- расширить словарный запас детей, закрепить знания о...

Методическая разработка конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Тайны магнита»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: "Тайны магнита" Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуник...

Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему «Путешествие в Цифроград» в старшей группе

Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему «Путешествие в Цифроград»  в старшей группе...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Авторская разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе. Аппликация «Рецепт борща»

Цель: проектирование социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Рецепт борща».Задачи:Вызвать у детей интерес к работе повара.Закрепить знания об ...

Авторские разработки конспектов непосредственно-образовательной деятельности

В данном разделе представлены авторские разработки конспектов НОД....