Авторская разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности на тему: «ИЗОБРЕТЕНИЯ И ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ. БУМАГА» В соответствии с ФГТ
методическая разработка на тему
Знакомство с историей изобретения бумаги; сформировать представления у детей сташего дошкольного возраста о том, из чего были изготовлены первые листы бумаги (папирус, пергамент); уточнить и закрепить знания о видах и свойствах бумаги, её назначении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._nod_na_temu_izobreteniya_i_velikie_otkrytiya._bumaga.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕМУ: «ИЗОБРЕТЕНИЯ И ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ. БУМАГА»
В соответствии с ФГТ
Автор: В.А. Шавочкина,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска
Тема: «Изобретения и великие открытия. Бумага»
Направление: познавательно-речевое развитие
Образовательная область: «Познание»
Интеграция с другими областями: ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Художественное творчество».
Возраст детей: 6-7 лет
Место проведения: группа № 6 «Звездочка»
Цель: Знакомство с историей изобретения бумаги.
Задачи:
- познакомить детей с историей изобретения бумаги; дать знания о том, из чего были изготовлены первые листы бумаги (папирус, пергамент);
- уточнить и закрепить знания о видах и свойствах бумаги, её назначении;
- активизировать активный словарь ребенка;
- развивать любознательность, расширять кругозор;
- воспитывать уважение к людям труда, создающим бумагу.
Наглядный материал: образцы различных видов бумаги, игрушки из бумаги, портфель, тетрадь, книга, альбом, дневник.
Практический материал: ванночка с водой, салфетки, картон
Ход занятия
- Орг. момент
- Основная часть.
Педагог вносит ёлочные игрушки, сделанные из яркой разноцветной бумаги, а также бумажные куклы, сделанные из фантиков.
Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: Из какой бумаги?
Дети: Из цветной бумаги и из фантиков.
Воспитатель: Для чего нужна бумага?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Правильно, бумага нужна для изготовления самых разнообразных изделий. Из бумаги изготавливаю тетради, альбомы, открытки, конверты. Бумага используется для печатания газет, книг, журналов. Из неё делают много товаров бытового назначения: салфетки, полотенца, одежду, обои, картон, веревки, постельное белья, посуду.
В детском саду мы тоже используем бумагу. Где?
Дети: В аппликации, рисовании, оригами, поделках и т.д.
Воспитатель: Бумага - это лучший материал для аппликации, потому что бумага ярко окрашена, легко режется, хорошо приклеивается.
Раздается стук в дверь. Входят в группу Буратино и Мальвина с портфелем (переодетые дети). Поздоровавшись с детьми, они поочередно загадывают загадки.
Загадка 1. То я в клетку, то – в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Что такое я? …… (тетрадь)
Загадка 2. Должен каждый ученик
В школу брать с собой …. (дневник)
Загадка 3. Говорит она беззвучно,
И понятно, и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
Будешь вчетверо умней … (книга)
Герои достают из портфеля «отгадки» (тетради, книги, дневник, альбом) и предлагают детям рассмотреть бумагу, из которой сделаны эти предметы.
Дети внимательно рассматривают образцы и делают выводы: для тетрадей необходима писчая и обложечная бумага, для книг и учебников – печатная, обложечная и картон, для альбомов – рисовальная (она должна быть белой и плотной, чтобы краски не расплывались и не пропитывали её насквозь).
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель предлагает героям Буратино и Мальвине сесть с детьми и послушать, как появилась бумага, рассмотреть другие виды бумаги.
Воспитатель показывает копировальную бумагу.
Воспитатель: Посмотрите, эта бумага для копий, она очень тонкая, одна сторона её покрыта специальным слоем (карбоновым), если проложить листы бумаги между копировальной бумагой, и написать или нарисовать что-либо, то получится несколько копий.
Воспитатель показывает фотобумагу.
Воспитатель: Фотобумага покрыта тонким слоем эмульсии, чувствительной к свету. На такой бумаге печатают фотографии.
Воспитатель показывает наждачную бумагу.
Воспитатель: Это гранулированная бумага, она состоит из склеенных гранул стекла и используется для полировки поверхностей.
Воспитатель показывает другие виды бумаги и рассказывает об их свойствах, признаках и назначении (тонкая, толстая, крашенная, некрашеная, гладкая, рыхлая, плотная).
Игра-эксперимент «Намочим салфетку в воде»
Воспитатель опускает в одну ванночку с водой салфетку, в другую - альбомный лист. Дети наблюдают за экспериментом и делают выводы.
Воспитатель: Что случилось с салфеткой?
Дети: Она размокла в воде.
Воспитатель: Почему?
Дети отвечают (тонкая, рыхлая).
Воспитатель: Что произошло с другим листом бумаги?
Дети: бумага намокла.
Воспитатель: (обобщает ответы детей): Салфетка мягкая, рыхлая, она быстро впитывает влагу. К этому виду бумаги относятся такие разновидности бумаги, как: фильтровальная, промокательная. Альбомный лист тоже впитывает влагу, но не размокает как салфетка, потому что он более плотный по качеству. Вся бумага намокает, это материал не прочный.
Воспитатель: Вспомните, с чего начинается стройка.
Дети предлагают разные ответы.
Воспитатель показывает бумагу для чертежей.
Воспитатель: Стройка начинается с чертежей.
Дети рассматривают бумагу для чертежей, называют её свойства (гладкая, плотная).
Воспитатель: А также бывает бумага для стен. Как она называется?
Дети: обои.
Воспитатель: Правильно, это обойная бумага. Это бумага с рисунчатой поверхностью.
Дети рассматривают образцы обойной бумаги, делают самостоятельные выводы.
Воспитатель рассказывает о том, как делают высшие сорта бумаги, бумаги на которой печатают денежные знаки. После окончания рассказа за ширмой раздается голос Петрушки.
Петрушка: Ой, ой, ой!
Воспитатель: Что случилось?
Петрушка: Ой, как больно. На меня бумага упала, помогите выбраться.
Воспитатель помогает Петрушке выбраться из свитков бумаги и рассказывает об изобретении бумаги.
Воспитатель: Это не просто бумага, это древние книги - свитки. Послушайте, как появилась бумага. Бумагу изобрели в Китае, её первые листы делали из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Кору толкли в воде, выливали смесь на подносы, на дне которых находились полоски бамбука, вода стекала, и мягкие листы первой бумаги клали сушиться на ровную поверхность. Позже для улучшения качества бумаги стали использовать крахмал.
В те далекие времена не было ни бумаги, ни ручек, китайцы держали своё производство в тайне, и иероглифы люди писали на папирусе – тонких листах спрессованной сердцевины болотного растения – папируса. На таких папирусных свитках писали заостренной палочкой, обмакивая её в краску. Длинные листы книг наматывались на деревянные бруски. Чтобы прочесть их нужно было полностью развернуть свиток. Из свитков создавались целые библиотеки, например, библиотека в городе Александрии насчитывала 500 тысяч слитков.
Петрушка: Значит это не бумага, а книги?
Воспитатель: Да, Петрушка, это книги, самые древние. А еще раньше пользовались пергаментом. Пергамент – это особо обработанная телячья и овечья кожа.
Петрушка: Знаю я эти древние книги. Вот одна из них (показывает), думаете, на чем она написанная?
Дети отвечают.
Петрушка: Вот и не отгадали. Это береста. В Древней Руси письма писали на бересте – наружной части березовой коры.
Петрушка: А когда же появилась настоящая бумага, на которой дети рисуют мне рисунки и пишут письма?
Воспитатель: Бумага у нас появилась не скоро. Еще долго её делали из размолотых тряпок, древесной коры, бамбуковой щепы, соломы, ржи, пшеницы, и даже крапивы. Делали её вручную, В день получали не более 100 килограммов бумаги, поэтому она была дорогая, её не хватало. Решили использовать дерево для производства бумаги – опыт удался. И сегодня выпуск бумаги стремительно вырос, теперь у нас есть хорошая бумага для рисования, аппликации, поделок. Но также стремительно сокращается площади лесов, а этого допустить нельзя. Поэтому ученые ищут дереву замену, чтобы не вырубать леса.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать изобретателями? Представьте, что бы изобретатели и вам нужно найти замену дереву.
«Мозговой штурм» (Дети предлагают варианты изготовления бумаги и доказывают целесообразность предложенной идеи)
Воспитатель предлагает детям из бумаги вырезать силуэт дерева с листочками и создать коллективный коллаж на тему «Берегите лес!».
В процессе деятельности воспитатель обращает внимание детей на бережное и экономное отношение к бумаге, рациональное её использование.
- Заключительный этап. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Сегодня мы говорили об изобретении бумаги, о её свойствах, назначении и бережном отношении. Создали коллаж «Берегите лес!», который поместим в экологической комнате детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Зимняя прогулка»
Тема: «Зимняя прогулка»Цель: коррекция и профилактика имеющихся нарушений речи по средствамздоровьесберегающих технологий.Задачи:- расширить словарный запас детей, закрепить знания о...
Методическая разработка конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Тайны магнита»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: "Тайны магнита" Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуник...
Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему «Путешествие в Цифроград» в старшей группе
Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему «Путешествие в Цифроград» в старшей группе...
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Если помощь вам нужна, мы ее окажем?»
Конспект занятия для детей старшего дошколього возраста по окружающему миру....
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Авторская разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе. Аппликация «Рецепт борща»
Цель: проектирование социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Рецепт борща».Задачи:Вызвать у детей интерес к работе повара.Закрепить знания об ...
Авторские разработки конспектов непосредственно-образовательной деятельности
В данном разделе представлены авторские разработки конспектов НОД....