Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему «Путешествие в Цифроград» в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему «Путешествие в Цифроград» в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_shpaginoyl.yu_.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
кафедра теории и методики дополнительного образования
Разработка
конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему
«Путешествие в Цифроград»
в средней группе
Выполнила:
воспитатель МБДОУ д/с № 23
второй квалификационной
категории
Шпагина Любовь Юрьевна
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО, 2015 год
Цель: Формирование умения применять знания, полученные на занятиях по ФЭМП в повседневной жизни и нестандартных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать представления детей о геометрических фигурах, линиях, цвете, счёте, названии дней недели и их последовательности.
- способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, соотносить количество предметов с цифрой; решать простейшие математические задачи на сложение предметов.
Развивающие:
- Развивать познавательные и творческие способности детей, нестандартность мышления, изобретательность, память, воображение, внимание, смекалку.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать товарищеские взаимоотношения, желание помочь.
- Воспитывать усидчивость, умение слушать.
- Воспитывать личностные положительные качества (активность, целеустремлённость, смелость и др.)
Предварительная работа:
- Дидактические игры: «Математическое лото», «Домино», и др.;
- чтение и театрализация сказки А. Прёйсена «Козленок, который учился считать до 10»;
- счет предметов в режимных моментах.
Средства и оборудование НОД:
- домики цифр, дорожки, письмо, цифры, шарики всех цветов радуги, ромашки, грядка с морковками и с луком, река, ковер-самолет, геометрические фигуры, «дощечки» с цифрами, подарок - конфеты;
- магнитофон.
Способы организации НОД:
- Беседа ( Воспитатель: Вот мы и в Цифрограде и перед нами чей-то домик. Как вы думаете, какая цифра в нём живёт?Воспитатель: А почему вы так решили? Дети: Потому что на нем висит один круг.).
- Создание игровой ситуации (Посылка с письмом от жителей Цифрограда - Цифр. Просьба о помощи).
- Проблемный вопрос ("Берём ковёр, встаём на него. Полетели! Что-то не летит…"Почему?)
- Использование художественного слова (загадок о геометрических фигурах, цифрах).
- Вопросы (Ну, что, ребята, поможем Цифрам? Сколько месяцев в году?)
- Подвижная игра ("Кто первый, кто последний").
- Поощрение (подарок - конфеты).
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, сегодня я пришла в детский сад и на своём столе увидела посылку. Кто мог её прислать? Хотите узнать, кому она адресована?
Итак, смотрим кому: «г.Арзамас, Комсомольский бульвар, д.7/1, д/с №23, группа №7 «Солнышко».
Дети: Это нам! А от кого?
Воспитатель: «г. Цифроград, улица цифр». А что это за город, ребята?!
Ответы детей.
Воспитатель: Хотите узнать о чём это письмо?
Воспитатель читает письмо: «Ребята помогите нам, мы попали в беду, нас заколдовала злая волшебница. Мы не можем выйти из своих домиков, помогите нам из них выбраться. А добраться к нам вы сможете на ковре-самолёте, который мы вам прислали. Ждем вас с нетерпением. Цифры».
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Цифрам?
Воспитатель: Берём ковёр, встаём на него. Полетели! Что-то не летит…Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Смотрим в письме «P.S. Чтобы ковёр взлетел, скажите заклинание с закрытыми глазами: "О, ковёр-самолёт, отправляйся в полёт. В стране Цифроград Цифры ждут ребят!!!" А ещё нужно сосчитать до 10!!!
Дети говорят заклинание, считают до 10 и попадают в Цифроград.
Воспитатель: Вот мы и в Цифрограде и перед нами чей-то домик. Как вы думаете, какая цифра в нём живёт?
Дети: Цифра 1.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что на нем висит один круг.
Воспитатель: Где же цифра?
Дети: Давайте постучимся.
Дети стучатся, но никто не открывает. Видят на двери записку с заданием.
Воспитатель вместе с детьми читает записку от цифры 1:
«Ребята в моем волшебном саду выросло столько много ромашек, что я не могу их сосчитать. Помогите мне, пожалуйста. Чтобы меня расколдовать ромашки нужно сосчитать».
Дети начинают считать ромашки.
Воспитатель: Ребята сколько же ромашек растет в саду у цифры 1?
Дети: 10 ромашек.
Выходит цифра 1 из домика, благодарит детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, от домика цифры 1, ведет тропинка. На что она похожа?
Дети: На линию.
Воспитатель: На какую линию?
Дети: На прямую линию.
Воспитатель: А вот и следующий домик. Чей же он?
Дети: Цифры 2.
Воспитатель: А как вы догадались?!
Дети: На нём висит 2 квадрата.
Воспитатель: Верно.
Дети стучатся, но Цифра 2 не открывает.
Дети видят записку у домика Цифры 2.
Воспитатель: Ребята трудное задание, слушайте внимательно.
Воспитатель читает задание:
На большом диване в ряд 2. В снег упал Антошка,
Куклы Танины стоят: А за ним Иринка,
2 матрёшки, Буратино. А за ней Серёжка,
И весёлый Чиполлино. А за ним Маринка,
Помогите Танюшке А потом упал Игнат.
Сосчитать игрушки. Сколько на снегу ребят?
Дети: Четыре. Дети: Пять.
3.Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
Дети: Семь.
4.Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали -
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Дети: Четыре.
5.Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Дети: Восемь.
Воспитатель: Ребята вот и расколдовали мы с вами Цифру 2. Следующая тропинка не могу понять, на что она похожа?
Дети: На волнистую линию.
Воспитатель: Пойдемте по этой тропинке к другому домику. Чей же этот домик?
Дети: Цифры 3.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что на нём висит 3 треугольника.
Воспитатель: Где же цифра?
Дети: Давайте постучимся.
Тишина. Дети находят записку. Воспитатель вместе с детьми читают записку.
«Изобразите геометрической формой предметы, которые я написала и сосчитайте их. Будьте внимательны, не перепутайте, а то не сможете меня расколдовать.
Тарелка, дверь, крыша дома, кубик, огурец».
Воспитатель: Какие у вас получились фигуры, назовите их.
Дети: круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Сколько всего геометрических фигур?
Дети: 5.
Воспитатель: А как вы получили число 5?
Дети: Мы взяли 1-круг, 1-прямоугольник, 1-треугольник, 1-квадрат, 1овал, всего пять фигур.
Воспитатель: Вот мы и расколдовали Цифру 3 и она благодарит вас за спасение.
Можно отправляться дальше.
А вот и следующая тропинка. Не встречалась нам такая? На что она похожа?
Дети: На кривую линию.
Воспитатель вместе с детьми подходит к домику Цифры 4.
Воспитатель: А это чей домик, как вы думаете?
Дети: Цифры 4, потому что на нём висит 4 овала.
Воспитатель читает записку: «Ребята чтобы меня расколдовать, вы должны отгадать загадки про геометрические фигуры и разложить их в соответствии с написанными на них цифрами».
Дети слушают загадки про геометрические фигуры и раскладывают их по порядку.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь?
Дети: Треугольник (на нём нарисована цифра 4).
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
Дети: Квадрат (на нём нарисована цифра 3).
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
Дети: Прямоугольник (на нём нарисована цифра 2).
Нет углов у меня
И похож на блюдце я.
Кто же я такой друзья?
Дети: Круг (на нём нарисована цифра 1).
Дети выкладывают фигуры в правильной последовательности и Цифра 4 выходит из домика, чтобы поблагодарить детей.
Воспитатель: А вот и новая тропинка.
Да, ребята, какая интересная тропинка. Из чего она состоит?
Дети: Из кругов больших и маленьких.
Воспитатель: Тропинка привела нас к домику какой цифры?
Дети: Цифры 5.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому что на нём висит 5 прямоугольников.
Воспитатель: Постучимся?
Дверь не открывается. Дети находят записку от Цифры 5. «Ребята, чтобы расколдовать меня, станцуйте танец веселый заводной».
Физкультминутка:
Дети под музыку выполняют движения.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
И на месте побежали,
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Воспитатель: Ребята, а вот и Цифра 5.
Цифра 5: Весело задорно танцевали вы ребята, что меня расколдовали.
Воспитатель: А вот и следующая тропинка.
Дети: Тропинка из квадратов больших и маленьких.
Воспитатель: И снова чей-то дом.
Дети: Это дом Цифры 6, потому что на нём висит 6 ромбов.
Дети стучатся, никто не открывает.
Воспитатель вместе с детьми читают записку.
«Вот волшебный огород, грядки там и тут, а на грядках-то растет и морковка и лук. Ребята посмотрите на мои волшебные грядки и посчитайте, сколько на каждой грядке выросло морковок и лука на какой грядке больше.
Дети начинают считать.
Дети: На одной грядке 6 морковок, а на другой 4. А вместе будет 10 морковок. Воспитатель: Ребята, на какой грядке больше морковок?
Дети показывают на какой.
Воспитатель: А сколько лука выросло?
Дети начинают считать.
Дети: На одной грядке 5 луковиц, на другой 3 луковицы, вместе будет 8 луковиц.
Воспитатель: Вот тропинка так тропинка интересная такая... Из чего она состоит?
Дети: Из треугольников больших и маленьких.
Воспитатель: И пред нами снова дом.
Дети: Это дом Цифры 7, потому что на нём висят 7 пятиугольников.
Дети стучатся.
Тишина. Дети находят записку. Воспитатель вместе с детьми читают записку.
«Солнечный денек сегодня и из шариков своих захотела я сделать радугу. Но забыла про все цвета. Помогите мне ребята вместе радугу собрать из шариков моих цветных».
Воспитатель: Ребята, поможем Цифре 7 ?
Дети начинают раскладывать шарики по очередности.
Воспитатель: Вот и получилась радуга.
Цифра 7: Спасибо, ребята , какие вы молодцы, расколдовали меня.
Воспитатель: Перед нами новая тропинка, из чего же она?
Дети: Тропинка из ромбов больших и маленьких.
Воспитатель: Чей же домик пред нами отгадаете вы сами.
Дети: Это дом Цифры 8, потому что на нём висит 8 шестиугольников.
Дети стучатся
Детям никто не открывает и они снова находят записку.
«Ребята, злая волшебница заколдовала меня, а помочь мне можно только сложив меня из счётных палочек».
Дети выкладывают Цифру 8 из счётных палочек, она выходит из домика и благодарит их.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы с вами и расколдовали ещё одну цифру, но нам снова пора в путь. Перед нами новая тропинка, из чего она состоит?
Дети: Тропинка состоит из овалов больших и маленьких.
Воспитатель: Вот мы и у следующего домика. Чей он?
Дети: Это домик Цифры 9, потому что на нём висит 5 квадратов и 4 круга.
Дети стучатся
Тишина. Дети находят записку. Воспитатель вместе с детьми читает записку.
«Ребята, злая волшебница нарисовала мне картину, на которой справа, слева, спереди и сзади от меня что-то находится, а в моей голове всё перепуталось, и я не смогла ответить. Пожалуйста, помогите мне».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Цифре 9?!
Дети: Да. Справа от Цифры 9 находится ёлочка, слева - грибок, спереди – ягодка, сзади – цветочек.
Цифра 9: Спасибо, дети, какие вы молодцы! Теперь я могу выйти из своего домика. До свидания.
Воспитатель: А нам пора дальше. Ой, а что это?
Дети: Речка.
Воспитатель: А, какая протекает около нашего города река?
Дети: Тёша.
Воспитатель: Какая она?
Дети: Широкая, глубокая, длинная.
Воспитатель: А эта речка такая же?
Дети: Да.
Воспитатель: Как же нам её перейти?
Дети: Нужно построить мост.
Воспитатель: Молодцы, тем более дощечки лежат рядом! (дети выстраивают из полосок бумаги мост через реку)
Дети строятся в колону. Проходит игра "Кто первый, кто последний" Дети на цыпочках проходят через мост.
Воспитатель: А вот и следующий домик перед нами. Чей же он?
Дети: Это домик Цифры 10, потому что на нём висит 5 треугольников и 5 ромбов.
Воспитатель читает записку
«Дорогие ребята ответьте, пожалуйста, на вопросы злой волшебницы, а то она никогда меня не выпустит из домика и в Цифрограде не будет Цифры 10».
Воспитатель: Ну, что ответим?
Дети: Да.
Воспитатель: Сколько месяцев в году?
Дети: 12.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Сколько вы знаете частей суток и какие?
Дети: 4:утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Сколько вы знаете дней недели?
Дети: 7: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель: Ой, ребята, а вот и Цифра 10 выходит из домика.
Цифра 10: Спасибо, дети, что расколдовали меня и другие цифры. Вы нас спасли. Так примите же в благодарность сладкое угощение.
Воспитатель: Цифра 10, а как же нам снова оказаться в детском саду?
Цифра 10: Вставайте на ковёр-самолёт и говорите заклинание с закрытыми глазами: "О, ковёр-самолёт, отправляйся в полёт из страны Цифроград в наш родной детский сад!!!!" А ещё нужно сосчитать от 10 до 1!!!
Дети говорят заклинание, считают от 10 до 1 и попадают в детский сад.
Воспитатель: Вот мы с вами и снова в нашем родном детском саду. Понравилось вам путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего в путешествии?
Ответы детей. Дети угощаются.
Литература:
1. «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада»/ Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.В.Якобсон; научный сотрудник Е.В.Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010.
2. Е.В.Соловьева. Формирование математических представлений у детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2010.
3. Е.В.Соловьева. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». - М.: Просвещение,2006.
4. И.А.Помораева, В.А Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада». – М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Давайте поиграем: математические игры для детей 5 – 6 лет. Ред. А.А.Столяра Изд. Просвещение 1991.
6. Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду» Пособие для воспитателя детского сада. 1982 г.
7. Забалуев А.А. «106 физкульт-минуток» Настольная книга учителя.- Казань, 1999 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"
В основе непосредственно образовательной деятельности на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Путешествие в волшебном лесу» старшая группа.
Конспект НОД...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Путешествие по сказке» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Формирование у старших дошкольников представленияео свойствах предметов, развивать наблюдательность познавательный интерес...
Методическая разработка конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Дикие животные Севера» в средней группе
Конспект для проведения занятий в средней группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Путешествие муравья» с детьми старшей группы
Задачи на развитие познавательных способностей:обобщить представление детей о многообразии насекомых;упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким приз...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в старину» в подготовительной группе №12 компенсирующей направленности
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:1. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская ...