Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему «Путешествие в Цифроград» в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Шпагина Любовь Юрьевна

Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему «Путешествие в Цифроград»  в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_shpaginoyl.yu_.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:


 Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
кафедра теории и методики дополнительного образования

Разработка
конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему
«Путешествие в Цифроград»

в средней группе

                                                                             Выполнила:

                                                                              воспитатель МБДОУ д/с № 23

                                                                             второй квалификационной

                                                                             категории

                                                                             Шпагина Любовь Юрьевна

Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО, 2015 год

Цель: Формирование  умения  применять знания, полученные на занятиях по ФЭМП в повседневной жизни и нестандартных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о геометрических фигурах, линиях, цвете, счёте, названии дней недели и их последовательности.
  •  способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, соотносить количество предметов с цифрой; решать  простейшие математические задачи на сложение предметов.

Развивающие:

  • Развивать познавательные и творческие способности детей, нестандартность мышления, изобретательность, память, воображение, внимание, смекалку.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать товарищеские взаимоотношения, желание помочь.
  •  Воспитывать усидчивость, умение слушать.
  • Воспитывать  личностные положительные качества (активность, целеустремлённость, смелость и др.)

Предварительная работа:

  • Дидактические игры: «Математическое лото», «Домино», и др.;
  • чтение и театрализация сказки А. Прёйсена  «Козленок, который учился считать до 10»;
  • счет предметов в режимных моментах.

Средства и оборудование НОД:

  • домики цифр, дорожки, письмо, цифры, шарики  всех цветов радуги,  ромашки, грядка с морковками и с луком, река, ковер-самолет, геометрические фигуры, «дощечки» с цифрами, подарок - конфеты;
  • магнитофон.

Способы организации НОД:

  • Беседа ( Воспитатель: Вот мы и в Цифрограде и перед нами чей-то домик. Как вы думаете, какая цифра в нём живёт?Воспитатель: А почему вы так решили? Дети: Потому что на нем висит один круг.).
  • Создание игровой ситуации (Посылка с письмом от жителей Цифрограда - Цифр. Просьба о помощи).
  • Проблемный вопрос ("Берём ковёр, встаём на него. Полетели! Что-то не летит…"Почему?)
  • Использование художественного слова (загадок о геометрических фигурах, цифрах).
  • Вопросы (Ну, что, ребята, поможем Цифрам? Сколько месяцев в году?)
  • Подвижная игра ("Кто первый, кто последний").
  • Поощрение (подарок - конфеты).

                                                          Ход НОД:

Воспитатель:  Дети, сегодня я пришла в детский сад и на своём столе увидела посылку. Кто мог её прислать? Хотите узнать, кому она  адресована?
Итак, смотрим
кому: «г.Арзамас, Комсомольский бульвар, д.7/1, д/с №23, группа №7 «Солнышко».
Дети: Это нам! А от кого?
Воспитатель: «г. Цифроград, улица цифр». А что это за город, ребята?!
Ответы детей.
Воспитатель:  Хотите узнать о чём это письмо?  
Воспитатель читает письмо: «Ребята  помогите нам, мы попали в беду, нас заколдовала злая волшебница. Мы не можем выйти из своих домиков, помогите нам из них выбраться. А добраться к нам вы сможете на ковре-самолёте, который мы вам прислали. Ждем  вас с нетерпением. Цифры».
Воспитатель:  Ну, что, ребята, поможем Цифрам?
 Воспитатель: Берём ковёр, встаём на него. Полетели! Что-то не летит…Почему?
Ответы детей.

Воспитатель: Смотрим в письме «P.S. Чтобы ковёр взлетел, скажите заклинание с закрытыми глазами: "О, ковёр-самолёт, отправляйся в полёт. В стране Цифроград Цифры ждут ребят!!!" А ещё нужно сосчитать до 10!!!
Дети говорят заклинание, считают до 10 и попадают в Цифроград.
Воспитатель: Вот мы и в Цифрограде и перед нами чей-то домик. Как вы думаете, какая цифра в нём живёт?
Дети: Цифра 1.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что на нем висит один круг.
Воспитатель: Где же цифра?
Дети: Давайте постучимся.
 Дети стучатся, но никто не открывает. Видят на двери записку с заданием.
Воспитатель вместе с детьми читает записку от цифры
1: 
«Ребята  в  моем  волшебном саду выросло столько много ромашек, что я не могу их сосчитать. Помогите мне, пожалуйста. Чтобы меня расколдовать ромашки нужно сосчитать».
Дети начинают считать ромашки.
Воспитатель: Ребята сколько же ромашек растет в саду у цифры 1?
Дети: 10 ромашек.
Выходит цифра 1  из домика, благодарит детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, от домика цифры 1, ведет тропинка. На что она похожа?
Дети:  На линию.
Воспитатель: На какую линию?
Дети: На прямую линию.
Воспитатель: А вот и следующий домик. Чей же он?
Дети: Цифры 2.
Воспитатель: А как вы догадались?!
Дети: На нём висит 2 квадрата.
Воспитатель: Верно.
Дети стучатся, но Цифра  2 не открывает.
Дети видят записку у домика
Цифры 2.
Воспитатель: Ребята трудное задание, слушайте внимательно.
Воспитатель читает задание:  
На большом диване в ряд                    2. В снег упал Антошка,
Куклы Танины стоят:                               А за ним Иринка,
2 матрёшки, Буратино.                             А за ней Серёжка,
И весёлый Чиполлино.                             А за ним Маринка,
Помогите Танюшке                                   А потом упал Игнат.
Сосчитать игрушки.                                  Сколько на снегу ребят?
Дети: Четыре.                      Дети: Пять.
3.Пять ворон на крышу сели,        
  Две ещё к ним прилетели.
  Отвечайте быстро, смело,
  Сколько всех их прилетело?
Дети: Семь.
4.Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали -
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Дети:  Четыре.
5.Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Дети: Восемь.
Воспитатель:  Ребята вот и расколдовали мы с вами Цифру 2. Следующая тропинка  не могу понять, на что она похожа?
Дети: На волнистую линию.
Воспитатель: Пойдемте по этой тропинке к другому домику. Чей же этот домик?
Дети:  Цифры 3.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что на нём висит 3 треугольника.
Воспитатель: Где же цифра?
Дети: Давайте постучимся.
Тишина. Дети находят записку. Воспитатель вместе с детьми читают записку.
«Изобразите геометрической формой предметы, которые я написала и сосчитайте их. Будьте внимательны, не перепутайте, а то не сможете меня расколдовать.
Тарелка, дверь, крыша дома, кубик, огурец».

Воспитатель:  Какие у вас получились фигуры, назовите их.

Дети: круг,  прямоугольник, треугольник, квадрат, овал.

Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?

Дети: Геометрические  фигуры.

Воспитатель: Сколько всего геометрических фигур?

Дети: 5.

Воспитатель: А как вы получили число 5?

Дети: Мы взяли 1-круг, 1-прямоугольник, 1-треугольник, 1-квадрат, 1овал, всего пять фигур.

Воспитатель:  Вот мы и расколдовали  Цифру 3 и она благодарит вас за спасение.
Можно отправляться дальше.
А вот и следующая тропинка. Не встречалась нам такая? На что она похожа?
Дети: На кривую линию.
Воспитатель вместе с детьми подходит к домику Цифры 4.

Воспитатель: А это чей домик, как вы думаете?

Дети: Цифры 4, потому что на нём висит 4 овала.

Воспитатель читает записку: «Ребята чтобы меня расколдовать,  вы должны отгадать загадки про геометрические фигуры и разложить их в соответствии с написанными на них цифрами».

Дети слушают загадки про геометрические фигуры и раскладывают их по порядку.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно!

 Что ты видишь?

Дети: Треугольник  (на нём нарисована цифра 4).

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня...

Дети: Квадрат (на нём нарисована цифра 3).

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком.

Дети: Прямоугольник (на нём нарисована цифра 2).

Нет углов у меня

И похож на блюдце я.

Кто же я такой друзья?

Дети: Круг (на нём нарисована цифра 1).

Дети выкладывают фигуры в правильной последовательности и Цифра 4 выходит из домика, чтобы поблагодарить детей.

Воспитатель:  А вот и новая тропинка.

Да, ребята, какая интересная тропинка. Из чего она состоит?

Дети:  Из кругов больших  и маленьких.

Воспитатель:  Тропинка привела нас к  домику какой цифры?

Дети:  Цифры 5.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети:  Потому что на нём висит 5 прямоугольников.

Воспитатель: Постучимся?

Дверь не открывается. Дети находят записку от Цифры 5.  «Ребята, чтобы расколдовать меня, станцуйте танец веселый заводной».

Физкультминутка: 

Дети под музыку выполняют движения.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали.

И на месте побежали,

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем,

И на двух ногах поскачем.

Воспитатель: Ребята, а  вот и Цифра 5.

Цифра 5: Весело задорно танцевали вы ребята, что меня расколдовали.

Воспитатель: А вот и следующая тропинка.

Дети: Тропинка из квадратов больших и маленьких. 

Воспитатель:  И снова чей-то дом.

Дети: Это дом Цифры 6, потому что на нём висит 6  ромбов.

Дети стучатся, никто не открывает.

Воспитатель вместе с детьми читают записку.

«Вот волшебный огород, грядки там и тут, а на грядках-то растет и морковка и лук. Ребята посмотрите на мои волшебные грядки и посчитайте, сколько на каждой грядке выросло морковок и лука на какой грядке больше.

Дети начинают считать.

Дети: На одной грядке 6 морковок, а на другой 4. А вместе будет 10 морковок. Воспитатель: Ребята, на какой грядке больше морковок?

 Дети показывают на какой.

Воспитатель:  А сколько лука выросло?

Дети начинают считать.

Дети:  На одной грядке 5 луковиц, на другой 3 луковицы, вместе будет 8 луковиц.

Воспитатель: Вот тропинка так тропинка интересная такая... Из чего она состоит?

Дети: Из треугольников больших и маленьких.        

Воспитатель:  И пред нами снова дом.

Дети: Это дом  Цифры 7,  потому что на нём висят 7 пятиугольников.

 Дети стучатся.

Тишина. Дети находят записку. Воспитатель вместе с детьми читают записку.

«Солнечный денек сегодня и из шариков своих захотела я сделать радугу. Но забыла про все цвета. Помогите мне ребята вместе радугу собрать из шариков моих цветных».

Воспитатель: Ребята, поможем  Цифре 7 ?

Дети начинают раскладывать шарики по очередности.

Воспитатель: Вот и получилась радуга.

Цифра 7: Спасибо, ребята , какие вы молодцы, расколдовали меня.

Воспитатель: Перед нами новая тропинка, из чего же она?

Дети: Тропинка из  ромбов больших и маленьких.

Воспитатель:  Чей же домик пред нами отгадаете вы сами.

Дети: Это дом Цифры 8, потому что на нём висит 8 шестиугольников.

Дети стучатся

Детям никто не открывает и они снова находят записку.

«Ребята, злая волшебница заколдовала меня, а помочь мне можно только сложив меня из счётных палочек».

Дети выкладывают Цифру 8 из счётных палочек, она выходит из домика и благодарит их.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы с вами и расколдовали ещё одну цифру, но нам снова пора в путь. Перед нами новая тропинка, из чего она состоит?

Дети: Тропинка состоит из овалов  больших и маленьких.

Воспитатель: Вот мы и у следующего домика. Чей он?

Дети: Это домик Цифры 9, потому что на нём висит 5 квадратов  и 4 круга.

Дети стучатся

Тишина. Дети находят записку. Воспитатель вместе с детьми читает записку.

«Ребята, злая волшебница нарисовала мне картину, на которой справа, слева, спереди и  сзади от меня что-то находится, а в моей голове всё перепуталось, и я не смогла ответить. Пожалуйста, помогите мне». 

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Цифре 9?!

Дети: Да. Справа от Цифры 9 находится ёлочка, слева  - грибок, спереди – ягодка, сзади – цветочек.

Цифра 9:  Спасибо, дети, какие вы молодцы! Теперь я могу выйти из своего домика. До свидания.

Воспитатель: А нам пора дальше. Ой, а что это?

Дети: Речка.

Воспитатель:  А, какая протекает около нашего города река?

Дети: Тёша.

Воспитатель:  Какая она?

Дети: Широкая, глубокая, длинная.

Воспитатель:  А эта речка такая же?

Дети: Да.

Воспитатель:  Как же нам её перейти?

Дети: Нужно построить мост.

Воспитатель: Молодцы, тем более дощечки лежат рядом! (дети выстраивают из полосок бумаги мост через реку)

Дети строятся в колону. Проходит игра "Кто первый, кто последний" Дети на цыпочках проходят через мост.

Воспитатель: А вот и следующий домик перед нами. Чей же он?

Дети: Это домик Цифры 10, потому что на нём висит 5 треугольников и 5 ромбов.

Воспитатель читает записку

«Дорогие ребята ответьте, пожалуйста, на вопросы злой волшебницы, а то она никогда меня не выпустит из домика и в Цифрограде не будет Цифры 10».

Воспитатель: Ну, что ответим?

Дети: Да.

Воспитатель: Сколько месяцев в году?

Дети: 12.

Воспитатель: Какие  осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Сколько вы знаете частей суток и какие?

Дети: 4:утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: Сколько вы знаете дней недели?

Дети: 7: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Ой, ребята, а вот и  Цифра 10 выходит из домика.

Цифра 10:  Спасибо, дети, что расколдовали меня и другие цифры. Вы нас спасли. Так примите же в благодарность сладкое угощение.                    

Воспитатель: Цифра 10, а как же нам снова оказаться в детском саду?

Цифра 10: Вставайте на ковёр-самолёт  и говорите заклинание с закрытыми глазами: "О, ковёр-самолёт, отправляйся в полёт из страны Цифроград в наш родной детский сад!!!!" А ещё нужно сосчитать от 10 до 1!!!

Дети говорят заклинание, считают от 10 до 1 и попадают в детский сад.

Воспитатель: Вот мы с вами и снова в нашем родном детском саду. Понравилось вам путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего в путешествии?

Ответы детей. Дети угощаются.

Литература:

1. «Радуга: программа воспитания, образования и развития  детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада»/ Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.В.Якобсон; научный сотрудник Е.В.Соловьёва. -  М.: Просвещение, 2010. 

2. Е.В.Соловьева. Формирование математических представлений у детей 2-7 лет.   Методическое пособие для воспитателей. -  М.: Просвещение, 2010.

3. Е.В.Соловьева. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». -  М.: Просвещение,2006.

4. И.А.Помораева, В.А Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада». – М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5. Давайте поиграем: математические игры для детей 5 – 6 лет. Ред. А.А.Столяра Изд. Просвещение 1991.

6. Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду» Пособие для воспитателя детского сада. 1982 г.
7. Забалуев А.А. «106 физкульт-минуток» Настольная книга учителя.- Казань, 1999 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"

В основе непосредственно образовательной деятельности  на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Путешествие по сказке» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование у старших дошкольников представленияео свойствах предметов, развивать наблюдательность познавательный интерес...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Путешествие муравья» с детьми старшей группы

Задачи на развитие познавательных способностей:обобщить представление детей о многообразии насекомых;упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким приз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в старину» в подготовительной группе №12 компенсирующей направленности

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:1. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская ...