АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Удачина Елена Алексеевна

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать -  и я пойму.

Слайд 1.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.

Наши умные головки будут думать много ловко,

Ушки будут слушать, ротик четко говорить,

Ручки будут трогать, глазки наблюдать,

Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

 

Сегодня  утром почтальон  принес письмо

Вы узнаете  от кого, если отгадаете  загадку.

Человечки очень скоро
Чинят все электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри
.
Нету места мистике,
Если рядом…кто?
 (Фиксики.)

Приглашаем  Вас  в  нашу  научную лабораторию Фиксиков.

Слайд 2.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).  В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями или лаборантами. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей: да). Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Одевайте  шапочки. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Слайд 3.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Слайд 4.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

    Слайд 5.

Воспитатель: Что такое воздух? (ответы детей)

Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей).

Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)

Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей: мы должны его почувствовать) Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)

Ребята, попробуем  поймать  воздух

Опыт №1. «Поймаем воздух»(стоя)

Оборудование: Целлофановые пакеты на каждого ребёнка.

-Ребята, а вы хотите попробовать поймать воздух и увидеть его? – У вас есть пакеты и вы ими попробуйте поймать воздух. Как вы думаете, получится? Раскройте пакет и сделаете несколько волнообразных движений. Потом быстро закрываете пакет. Что мы видим? (Пакет надулся)

-Что у вас внутри пакета, вокруг нас же ничего не было? (Воздух)

- Какой он этот воздух? (Прозрачный)

- Молодцы, правильно. Видите, воздух невидим, но мы его можем поймать.

- Давайте выпустим невидимку. Открываем пакет. Отложите в сторонку пакеты.

Слайд 6.

Какой мы можем сделать вывод? Воздух прозрачный.

-Чтобы его увидеть, что надо сделать? (Чтобы его увидеть, надо его поймать)

А, мы продолжаем   наше  путешествие  в  лабораторию Фиксиков

Д/И «Сложи картинку»

 это подсказка  нам  надо двигаться  в том направлении где  стоят  стаканы  с трубочкой.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию Фиксиков.

Продолжаем наши исследования

Слайд 7.

Для проведения  этого опыта нам  понадобятся прозрачный  стакан с водой и трубочкой

Опыт №2 «Буря  в стакане»   (воздух легче воды)
- Возьмите в руку  соломинку и опустите  ее с стакан  с водой, подуйте  в нее. Что получается? (Ответы детей: пузырьки, много пузырьков)

-Правильно  пузырьки  воздуха    вырываются на  поверхность. Это происходит потому , что воздух легче воды.

Вывод: Если запустить  в  воду воздух, то он вырвется на  поверхность, потому что он легче  воды.

Воспитатель: Фиксики  приглашают  нас на  разминку

Слайд 8.

Физкультминутка:  «Фиксики- Помогатор»

Молодцы! А мы продолжаем наши  исследования

Слайд 9.

Следующий  опыт

Опыт № 3  «Салфетка в стакане» (воздух занимает место)
-Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумага.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
-Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей) 
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухая?
-Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: Третий секрет воздуха: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

Опыт № 4  (воздух не имеет запаха)

-Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

-Сейчас мы это проверим .

Закройте глаза , а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать: апельсин ,лимон ,чеснок ).

Один ребенок вдыхает просто воздух .

-Все что то почувствовали, только Андрей ничего не почувствовал.

Как вы думаете почему?

Правильно, Андрей ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух.  

-Как вы думаете, это пахнет воздух или?... апельсиновая корка издаёт такой аромат?

-Это корка

-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Какой из этого можно сделать вывод? 
Вывод: Четвертый секрет воздуха: Воздух не имеет запаха, пахнут предметы

Отгадайте загадку

Замечательная вещь,

На свете белом есть,

Рыбачить можно и кататься,

Природой в целом наслаждаться!

Ответ: Лодка

Для  следующего опыта  нам  понадобится   бумажная лодочка , таз с водой  и трубочка.

Слайд 10.

Опыт № 5 «Лодочка плыви»

Предлагаю детям  подуть на  лодочку и ответить на вопросы:

-Почему плывет  лодочка?

-Что ее толкает?

-Откуда  появляется  ветерок?

Результат: Лодка  плывет, если на  нее дуешь.

Вывод: Человек выдувает   воздух, он толкает  лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет  лодочка.

Слайд 11.

Опыт № 6 «Реактивный шарик»

- Предлагаю ребятам  надуть  шарик , отпустить  его и  обратить внимание на траекторию и длительность полета.

-Что двигает  шарик?  Шарик двигает  вылетающий из него воздух.

Вывод: Для того чтобы  шарик  дольше летел , надо его  больше надуть, воздух, вырываясь из горлышка шарика, заставляет  его двигаться в противоположную сторону. Воздух, попадая  внутрь шарика, растягивает его, делает  упругим.

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия Фиксики  присваивают  вам звание «юный исследователь» и просят  вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.

Слайд 12.

 Спасибо!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nauchnaya_laboratoriya_fiksikov.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 18

607060, Нижегородская обл. г. Выкса ул. Ленинградская, зд. №   55        

           тел: 8(831)77 3-56-98; e-mail: detskiysad-18@mail.ru

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНСПЕКТА

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по познавательному  развитию  

(познавательно-исследовательская  деятельность)

детей старшей группы

ТЕМА: «Научная  лаборатория Фиксиков» 

(«Воздух-Невидимка»)

 

Разработала: воспитатель  

МБДОУ  детского сада № 18

городского округа города Выкса

Удачина Елена Алексеевна

Городской округ город Выкса, 2019 г.

Цель: развивать познавательные интересы, любознательность и   познавательную мотивацию  детей старшего дошкольного  возраста. 

Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о воздухе.

Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий
Развивающие:
Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Развить восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, уметь делать простейшие обобщения.

Воспитательные:

Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитание самостоятельности, активности, навыков сотрудничества.

Способы: мультимедийная презентация, организационный  момент, художественное слово, физкультминутка, поисковые вопросы, опыты, рефлексия.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать -  и я пойму.

Слайд 1.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.

Наши умные головки будут думать много ловко,

Ушки будут слушать, ротик четко говорить,

Ручки будут трогать, глазки наблюдать,

Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

Сегодня  утром почтальон  принес письмо

Вы узнаете  от кого, если отгадаете  загадку.

Человечки очень скоро
Чинят все электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом…кто? (Фиксики.)

Приглашаем  Вас  в  нашу  научную лабораторию Фиксиков.

Слайд 2.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).  В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями или лаборантами. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей: да). Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Одевайте  шапочки. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Слайд 3.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Слайд 4.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

    Слайд 5.

Воспитатель: Что такое воздух? (ответы детей)

Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей).

Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)

Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей: мы должны его почувствовать) Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)

Ребята, попробуем  поймать  воздух

Опыт №1. «Поймаем воздух»(стоя)

Оборудование: Целлофановые пакеты на каждого ребёнка.

-Ребята, а вы хотите попробовать поймать воздух и увидеть его? – У вас есть пакеты и вы ими попробуйте поймать воздух. Как вы думаете, получится? Раскройте пакет и сделаете несколько волнообразных движений. Потом быстро закрываете пакет. Что мы видим? (Пакет надулся)

-Что у вас внутри пакета, вокруг нас же ничего не было? (Воздух)

- Какой он этот воздух? (Прозрачный)

- Молодцы, правильно. Видите, воздух невидим, но мы его можем поймать.

- Давайте выпустим невидимку. Открываем пакет. Отложите в сторонку пакеты.

Слайд 6.

Какой мы можем сделать вывод? Воздух прозрачный.

-Чтобы его увидеть, что надо сделать? (Чтобы его увидеть, надо его поймать)

А, мы продолжаем   наше  путешествие  в  лабораторию Фиксиков

Д/И «Сложи картинку»

 это подсказка  нам  надо двигаться  в том направлении где  стоят  стаканы  с трубочкой.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию Фиксиков.

Продолжаем наши исследования

Слайд 7.

Для проведения  этого опыта нам  понадобятся прозрачный  стакан с водой и трубочкой

Опыт №2 «Буря  в стакане»   (воздух легче воды)
- Возьмите в руку  соломинку и опустите  ее с стакан  с водой, подуйте  в нее. Что получается? (Ответы детей: пузырьки, много пузырьков)

-Правильно  пузырьки  воздуха    вырываются на  поверхность. Это происходит потому , что воздух легче воды.

Вывод: Если запустить  в  воду воздух, то он вырвется на  поверхность, потому что он легче  воды.

Воспитатель: Фиксики  приглашают  нас на  разминку

Слайд 8.

Физкультминутка:  «Фиксики- Помогатор»

Молодцы! А мы продолжаем наши  исследования

Слайд 9.

Следующий  опыт

Опыт № 3  «Салфетка в стакане» (воздух занимает место)
-Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумага.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
-Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей) 
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухая?
-Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: Третий секрет воздуха: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

Опыт № 4  (воздух не имеет запаха)

-Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

-Сейчас мы это проверим .

Закройте глаза , а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать: апельсин ,лимон ,чеснок ).

Один ребенок вдыхает просто воздух .

-Все что то почувствовали, только Андрей ничего не почувствовал.

Как вы думаете почему?

Правильно, Андрей ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух.  

-Как вы думаете, это пахнет воздух или?... апельсиновая корка издаёт такой аромат?

-Это корка

-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Какой из этого можно сделать вывод? 
Вывод: Четвертый секрет воздуха: Воздух не имеет запаха, пахнут предметы

Отгадайте загадку

Замечательная вещь,

На свете белом есть,

Рыбачить можно и кататься,

Природой в целом наслаждаться!

Ответ: Лодка

Для  следующего опыта  нам  понадобится   бумажная лодочка , таз с водой  и трубочка.

Слайд 10.

Опыт № 5 «Лодочка плыви»

Предлагаю детям  подуть на  лодочку и ответить на вопросы:

-Почему плывет  лодочка?

-Что ее толкает?

-Откуда  появляется  ветерок?

Результат: Лодка  плывет, если на  нее дуешь.

Вывод: Человек выдувает   воздух, он толкает  лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет  лодочка.

Слайд 11.

Опыт № 6 «Реактивный шарик»

- Предлагаю ребятам  надуть  шарик , отпустить  его и  обратить внимание на траекторию и длительность полета.

-Что двигает  шарик?  Шарик двигает  вылетающий из него воздух.

Вывод: Для того чтобы  шарик  дольше летел , надо его  больше надуть, воздух, вырываясь из горлышка шарика, заставляет  его двигаться в противоположную сторону. Воздух, попадая  внутрь шарика, растягивает его, делает  упругим.

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия Фиксики  присваивают  вам звание «юный исследователь» и просят  вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.

Слайд 12.

 Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей по теме: "Осторожно, огонь!" Образовательная область "Безопасность" в соотвествии с ФГТ

Автором представлена методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Осторожно, огонь!", направление «Социа...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка».

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка»....

Авторская разработка непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Доброта в сказках»

В настоящее время коммуникативной компетентности дошкольников  по изучению проблемы развития рассказывания у с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для  детей с ТНР на тему «Открываем Африк...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...