Необходимость социально-педагогической поддержки детей раннего возраста по адаптации к ДОУ
статья (младшая группа) на тему

Байдикова Галина Васильевна

Раскрыты сущность адаптации ребенка раннего возраста как медико-психолого-педагогической проблемы, выявлены факторы,существенно затрудняющие процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, раскрыты содержание социально-педагогической поддержки ребенка раннего возраста к ДОУ и необходимость ее технологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время проблема адаптации ребенка  раннего возраста к ДОУ приобретает особое значение. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Последнее время мы можем часто наблюдать тенденцию, что многие дети, не всегда могут нормально адаптироваться к условиям воспитательного учреждения, в частности, к ДОУ.

Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация это сложный процесс, который происходит на  разных функциональных уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.  

Адаптация в дошкольной педагогике рассматривается, прежде всего, как медико-психолого-педагогическая проблема приспособления ребенка к условиям общественного воспитания. Выделено три фазы адаптационного процесса: острая (длится в среднем один месяц), подострая (длится 3-5 месяцев) и  фаза компенсации.

Особую область составляет изучение проблемы адаптации к ДОУ детей раннего возраста.  Согласно клинико-психологическим исследованиям возрастной период до трех лет является наиболее уязвимым к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и социальных.  В.В. Ковалевым выделены возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей на патогенные воздействия. Автор отмечает, что ребенок до 3 лет на фоне незрелости всех систем организма на любое неблагоприятное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких как, общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства.[6, с. 34]

Таким образом, развитие ребенка в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость, низкая сопротивляемость организма,  ограниченные адаптационные возможности. Достаточно серьезным испытаниям подвергается малыш при переходе из привычного семейного окружения в дошкольное образовательное учреждение и неподготовленный переход в новые условия жизни может привести к различным вариантам дезадаптивного поведения, сопряженным с эмоционально-личностными отклонениями. Многие исследователи указывают на неблагоприятные последствия в личностном развитии ребенка в случае отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. (М.Н Аксарина, Н.Д. Ватутина, В.Л. Костина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская  и др.)

Анализ литературы позволил выделить целый ряд факторов, затрудняющих процесс адаптации детей раннего возраста  к условиям образовательного учреждения. Эти факторы связаны с физическим и  психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями.  

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. После двух лет у ребенка появляется возможность речевого общения, свободного перемещения в пространстве, он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Но малыш по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.  Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого.

Научными исследованиями установлены и другие факторы затруднения адаптации для детей ясельного возраста:

  1. частые заболевания матери во время беременности;
  2. несоответствие домашнего режима ясельному;
  3. низкий культурный и образовательный уровень семьи;
  4. злоупотребление родителей алкоголем;
  5. конфликтные отношения между родителями;
  6. отставание ребенка в нервно-психическом развитии;
  7. наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений.

Таким образом, факторы, определяющие успешность  адаптации детей раннего возраста к ДОУ: состояние здоровья и уровень развития ребенка; возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение; степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметно-игровой деятельности.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

В период адаптации ребенку раннего возраста для оптимизации процесса адаптации в этот  сложный период необходима социально-педагогическая поддержка. Социально-педагогическая поддержка представляет собой особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. [8, с.269]

Понятие “поддержка” введено в педагогику относительно недавно.  Идеи социально-педагогической поддержки в современной отечественной педагогике связаны с именем О. С. Газмана. [10, c.144] Автор и  его соратники             (Т. Фролова, Т. Анохина, Н. Пакулина, Н. Михайлова) разрабатывали идеи и технологии социально-педагогической поддержки, прежде всего, в русле профессиональной деятельности педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленной на оказание помощи детям в решении их проблем. Для ребенка разрешение проблемы  это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми  конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. [2, c.304]  

Социальная незрелость, несформированность личности существенно осложняют процесс  адаптации ребенка в проблемной ситуации, в частности к условиям ДОУ. Дети не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и поэтому практически всегда нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта поддержка должна быть направлена не просто на  адаптацию ребенка, а в целом на его успешную социализацию.

В случае социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка, оказавшегося в ситуации, когда затруднена реализация его базовых потребностей.

Для стимулирования процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.

Педагог группы должен дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания: соблюдение режима дня в семье, сформированность необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми. [10, c.144]

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важные условия, облегчающее и стимулирующее его адаптацию.

Воспитатель должен постараться установить контакт с ребенком в первые же дни. Прежде всего, ему необходимо изучить индивидуальные особенности психики каждого ребенка: одни дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержанны, нетерпеливы, суетливы. Другие дети медлительны, не сразу включаются в занятия, игру.

Для детей эмоционально напряженных воспитатель использует игры и упражнения, направленные на эмоциональную разрядку. Эти игры способствуют более тесному знакомству детей друг с другом, возникновению у малышей положительных эмоций и сплочению группы. Например, игра «Приветствие»: дети, подражая взрослому, приветствуют друг друга словами - здравствуй, привет; мимикой и пантомимой - кивок головы, улыбка, рукопожатие, обнимание. Другая игра «Узнай по описанию». Воспитатель  описывает ребенка из группы - дети догадываются, кто это. Разнообразные педагогические приемы и формы организации детей могут использоваться как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Правильная организация жизни ребенка в дошкольном учреждении позволяет формировать у него положительное отношение к детскому саду.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель составляет план воспитательно-образовательной деятельности группы, где наряду с проведением занятий планирует и другие разнообразные формы работы: развлечения, интересные для детей дидактические и подвижные игры,  знакомство с художественной литературой и, прежде всего, с элементами устного народного творчества.

Сотрудничество - необходимое условие для создания благоприятных взаимоотношений воспитателя и ребенка, наиболее благоприятной обстановки для успешной адаптации ребенка к ДОУ. Навыки общения со взрослым и сверстниками, являются существенным фактором, влияющим на адаптацию ребенка к ДОУ. Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к сверстникам.

Задача воспитателя - создать максимум условий для того, чтобы ребенок как можно более безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ. Если не будет организованного общения и игровой деятельности вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.[11, 38]

Из числа специалистов модулей разработана программа адаптации воспитанника к условиям ДОУ. Модульная система предусматривает специальные формы обеспечения: регулярное проведение социально-психолого-педагогических консилиумов, педагогических советов, проведение мероприятий педагогического мониторинга. Таким образом, модульная система позволяет реализовать на практике известный педагогический принцип - «единство требований к воспитаннику» в единой развивающей среде.

Педагог группы является организатором и координатором социально-педагогической поддержки детей по адаптации к ДОУ. Его основная задача в период адаптации - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

         Основные этапы его деятельности   включают в  себя:   взаимодействие   со всеми специалистами (медицинским работником, психологом) учреждения  для выявления  детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке в период адаптации; изучение особенностей проявления проблем ребенка и выделение их социально-педагогических аспектов; участие в психолого-педагогическом консилиуме ДОУ  и определение форм работы с ребенком в период адаптации; непосредственная работа с ребенком и родителями. Личность воспитателя, его совместная работа с родителями  и другими специалистами является залогом успешной деятельности по стимулированию адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ.

Дети раннего возраста, поступающие в ДОУ, нуждаются в социально-педагогической поддержке по адаптации к детскому учреждению.

Социально-педагогическая поддержка детей  по адаптации к ДОУ носит многокомпонентный, поэтапный характер и предусматривает:  изучение личностных особенностей ребенка и ситуации его развития, разработку оптимальной программы поддержки по адаптации к ДОУ при взаимодействии со специалистами ДОУ и семьей ребенка, ее реализацию с включением в работу детей и их ближайшего социального окружения, анализ проделанной работы и ее результативности.

Реализация технологии социально-педагогической поддержки детей раннего возраста в условиях ДОУ способствует преодолению негативных проявлений в эмоциональной и поведенческой сферах ребенка, облегчает и сокращает период его адаптации к дошкольному учреждению, а также позволяет осуществлять профилактику отклоняющегося развития личности ребенка, содействует гармонизации его взаимоотношений с окружающими и успешной социализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с.
  2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2007. – 304с.
  3. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ . – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 112с.
  4. Козлова А.В., Дешелина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112с.

     5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2008. – 416с.

     6. Костина В.Л. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста: Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 2006. – 34-37 с.

      7. Куличкова С.А. Сущность социально-педагогической поддержки в образовании// Серия «Гуманитарные науки»: Сб. науч. Тр. – Северо-Кавказский государственный технический университет, 2005 - №2. – 40-47 С.

     8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики. – 2003.–269 с.

9.Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. – М., 2002. – 358 с.

    10. Печора К.Л. Сотникова В.М. Рабочий журнал воспитателя группы детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.

    11.Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное  развитие – М.: Мозаика Синтез, 2004.- 38 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнение к "Перспективный план работы "Центр игровой поддержки детей раннего возраста"

Дополнение к "Перспективный план работы "Центра игрвой поддержки детей раннеговозраста" ( теоритическая и практическая части)...

Перспективный план работы "Центра игровой поддержки детей раннего возраста"

Перспективный план, цели, задачи  "ЦИПД", информация для родителей...

Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...

Консультация «Игровая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к условиям дома ребёнка»

laquo;Игровая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к условиям дома ребёнка»...

Центр игровой поддержки детей раннего возраста (ЦИПР)

Материалы  "Игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года" и "Артикуляционная и дыхательная гимнастики" представлены в 2018-2019 уч.г., мероприятие "Лиза-чистюля" проводи...

Рабочая программа «Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»

  Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она  происходит  постоянно,  имеет  защитный  характер, потому что позволяет челов...

«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»

В статье раскрывается  актуальность организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении . Можно познакомиться с оборудованием для оснащения сенсорной комнаты...