Рабочая программа «Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
рабочая программа (младшая группа)
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pervoy_mladshey_gruppy_po_fgos.docx | 42.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста
в период адаптации к ДОО»
Содержание
- Целевой раздел……………………………………………………………….. 3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………....3
1.2. Цель и задачи Программы……………………………………......................4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы………………………4
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………….7
- Содержательный раздел ……………………………………………………....7
2.1. Направления работы …………………………………………………………7
2.2. Содержание Программы ……………………………………………………..8
2.3. Тематическое планирование комплекса игровых сеансов с детьми……...11
- Организационный раздел ……………………………………………………12
3.1. Методическое обеспечение………………………………………………….12
3.2. Материально-техническое обеспечение…………………………………….13
Приложение1. ……………………………………………………………………..14
Приложение 2……………………………………………………………………...17
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.
Процесс адаптации каждого ребенка происходит индивидуально и зависит от многих факторов: особенностей конкретного ребенка, его готовности к поступлению в новые условия, уровня ситуативной и личностной тревожности родителей, мастерства и компетентности педагогов, развивающей среды в группе детского сада.
Как показывает опыт многолетних наблюдений специалистами детского сада за особенностями протекания адаптационного периода вновь прибывших малышей, недостаточно создать подходящие условия, обучать педагогов правильному взаимодействию с детьми раннего возраста. Если ребенок не готов к поступлению в новые условия (не имел ранее опыт социального общения, чрезмерная связь с мамой, не владеет навыками самообслуживания и т.п.), процесс адаптации будет проходить длительно и нелегко, что может сказаться и на его соматическом здоровье.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
- функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
- состояние иммунной системы;
- особенности обменных процессов;
- тип нервной системы и темперамента;
- психологическое состояние в момент привыкания к новым условиям.
Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если она неправильно организована:
- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка;
- процесс адаптации ускоряется взрослым;
- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
Важно организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических, так и социальных, в новой среде и новыми средствами.
Учитывая актуальность данной проблемы, разработана рабочая программа «Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к ДОО» (далее Программа) в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
На основе:
- Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ г.Мурманска № 157;
- Программы адаптации детей к ДОУ «Дружная семейка» / Севостьянова Е.О.;
- «Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ» / Афонькина Ю.А.
Цель программы – повышение адаптационных возможностей детей раннего возраста, впервые поступающих в дошкольное образовательное учреждение.
Задачи:
- способствовать формированию доверительных взаимоотношений с новым взрослым;
- способствовать формированию ориентировок в пространственно-игровой среде;
- способствовать формированию положительных контактов со сверстниками;
- способствовать стабилизации эмоционального фона, преодолению и профилактике психоэмоционального напряжения;
- способствовать развитию психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.
Принципы и подходы. В основу программы положены принцип развития и принцип концентричности.
Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым содействовать ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОО для ребенка второго года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте.
Показатели адаптационных возможностей ребенка 2-3 года жизни
Компонент адаптации | Факторы благоприятной адаптации | Факторы риска дезадаптации |
Психофизиологический | Стабильное чередование сна и бодрствования. Умение сигнализировать о своих нуждах. Устойчивость настроения. Координация движений, двигательная целенаправленность. | Нарушение сна. Повышенная возбудимость или заторможенность, пассивность. Двигательное беспокойство, ручная неловкость. Избирательность в пище. Неумение сигнализировать о своих нуждах, дискомфорте. Тремор конечностей. Нарушения терморегуляции. Повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям: тактильным, слуховым, звуковым. |
Индивидуально-психологический | Способность к самостоятельным действиям. Целенаправленность действий, настойчивость в достижении целей. Положительный эмоциональный фон. Разнообразие эмоций. Любознательность, активность. | Пониженный или повышенный фон настроения, резкие перепады настроения. Вредные привычки, невротические действия: раскачивание и пр. Сниженный интерес к окружающему. |
Социально-психологический | Доброжелательность. Готовность к коммуникативному отклику на предложение взрослого. Умение выполнять инструкции взрослого. Интерес к действиям ровесников. Инициативность в общении со взрослым. Умение выражать свои желания, просьбы. Внимание к действиям взрослого, стремление к активному подражанию. Стремление демонстрировать свои достижения взрослому. Адекватная реакция на замечания, слово «нельзя». | Недостаточно выраженная способность к активному подражанию. Негативный опыт общения с людьми. Нарушения привязанности к матери: тревоженная привязанность или отчуждение. Бедность коммуникативного опыта. Боязнь незнакомых взрослых, сверстников или слабая дифференциация своих и чужих. |
Форма работы: групповая, при участии педагогов и родителей.
Методы достижения цели и получения обратной связи:
- диагностические материалы
(Афонькиной Ю.А.1,Севостьяновой Е.О.2,Остроуховой А.3);
- тематические наглядные консультации для родителей и педагогов;
- тематическая просветительская консультация в виде конференции для родителей по подготовке детей к поступлению в ДОУ;
- памятки для родителей;
- индивидуальные консультации для педагогов и родителей по запросу;
- комплекс развивающих игр для детей, испытывающих трудности на этапе привыкания к новым социальным условиям
Срок реализации: период адаптации.
Критерии эффективности промежуточных результатов: отсутствие преимущественно низких показателей предполагаемой и/или текущей адаптации по _________________
1 Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ: методические рекомендации для воспитателей, дефектологов, педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений. - Мурманск: МОИПКРОиК,2008.-37 с.
2 Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2007.- 128 с.
3 Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее измерить? Обруч. – 2000.- № 3.
результатам анкетирования родителей и/или в процессе наблюдения за детьми.
О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:
- положительный эмоциональный фон;
- инициативность в контактах со взрослым, сверстником;
- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
- наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Планируемым результатом рассматривается сформированность у ребенка нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности (успешное завершение адаптационного периода).
2. Содержательный раздел.
Направления работы
Направление | Содержание |
Просвещение | - Родительская конференция «Добро пожаловать в наш детский сад» - Письменная консультация для родителей «Особенности адаптации детей к детскому саду» - Памятки для родителей «Первые дни в детском саду» - Родительское собрание «Первый раз в детский сад»; «Адаптация ребенка к условиям детского сада» - Психологический практикум для педагогов групп раннего возраста «Мы встречаем малышей» - Стендовая информация; «Адаптационный период в детском саду» (интернет-сайт МБДОУ) |
Профилактика дезадаптации | - Консультация для родителей «Привыкать к новому легче» - Заполнение анкеты «Знакомство. Индивидуальные особенности малыша» - Рекомендации педагогам и родителям по улучшению адаптации детей, по организации удовлетворения социальных потребностей ребенка, организации игровой деятельности в адаптационный период |
Диагностика | -Заполнение листов адаптации («Измерительная шкала факторов адаптации» А.Остроуховой) -Анкетирование родителей |
Развивающая работа | - Картотека адаптационных игр с детьми - Игровые сеансы с детьми |
Консультативная работа | - Индивидуальное консультирование родителей детей с усложненной степенью адаптации, с дезадаптацией - Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по запросу |
Содержание программы
Приложение 1
Анкета для родителей4
Ф.И.ребенка:________________________________________________________
Возраст ____________________________________________________________
Дата заполнения _____________________________________________________
Кто из родителей заполнил ____________________________________________
1.
- насколько быстро засыпает, как просыпается
- как реагирует на необходимость раннего подьема
- в какое время суток наиболее активен
- как относится к введению новой пищи
- заявляет ли о физиологическом дискомфорте и каким способом
- какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно, какими с помощью взрослого ( ест ложкой, пьет из чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании)
2.
- на какое имя откликается
- чем любит заниматься
- какие игрушки любит
- может ли сам найти себе занятие
- какая любимая пища
- какое настроение преобладает
- как пытается достигать целей
3.
- как переносит разлуки с мамой
- какова была максимальная длительность такой разлуки
- подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам
- как относится к оценке взрослого: положительной, отрицательной
- стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому
- проявляет ли интерес к ровесникам
___________________
4 Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ: методические рекомендации для воспитателей, дефектологов, педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений. - Мурманск: МОИПКРОиК,2008.-37 с.
4.
Каковы Ваши действия в следующих ситуациях:
- ребенок отказывается есть
- ребенок не может заснуть
- намочил штанишки
- запачкал одежду на прогулке
- сломал игрушку
- не реагирует на запрет и продолжает настаивать на желаемом
- не может заснуть
- не слышит Вас
Как Вы:
- ласкаете
- хвалите
- порицаете
5.
1. как передвигается ребенок:
- преимущественно бегом
- беготня чередуется со спокойным перемещением
2. следует ли ребенок определенному порядку в проявлениях своей жизнедеятельности (просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время, кушает, проявляет активность или спокойствие в одно и то же время суток):
- да
- нет
3. насколько быстро ориентируется в новой ситуации (сразу начинает улыбаться незнакомым людям, подходит к ним, сразу начинает обследовать новую территорию и пр.)
- да
- нет
4. насколько легко привыкает к новой ситуации (возникают ли проблемы, когда приходится спать на новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляется ли иным переменам в повседневной жизни):
- да
- нет
5. как ребенок выражает свои чувства:
- протестует активно, если огорчен - заливается слезами, если рад – громко хохочет
- протестует тихо, от огорчения хнычет, от радости – улыбается
6. какое настроение преобладает:
- хорошее, бодрое
- подавленное, вялое или серьезное
7. может ли ребенок достаточно долго заниматься каким-то делом, проявлять настойчивость:
- да
- нет
8. насколько легко отвлечь ребенка от запретного предмета, интересной игрушки, слез:
- да
- нет
9. проявляет ли ребенок особую разборчивость в мелочах (протестует, когда одевают тесную одежду, замечает, если меняется вкус любимого блюда, замечает запахи и пр.)
- да
- нет
Приложение 2
Измерительная шкала факторов адаптации по А.Остроуховой5
Выделяют 4 основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до дезадаптации. Суммарно по всем 4 факторам можно получить +12 или -12,в интервале чего определяется уровень адаптации.
Эмоциональное состояние ребенка
+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен
+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен
+1 Иногда задумчив, замкнут
-1 Легкая плаксивость, хныканье
-2 Плачет за компанию, плач приступообразен
-3 Сильный плач, подавленное настроение
Социальные контакты ребенка
+3 Много друзей, охотно играет с детьми
+2 Сдержан, просится на руки
+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут
-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру
-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры
-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть
Сон ребенка
+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро
+2 Сон спокойный
+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго
-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне
-2 Засыпает с плачем, беспокоен во сне
-3 Отсутствие сна, плач
Аппетит ребенка
+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием
+2 Аппетит в норме, ест до насыщения
+1 Аппетит выборочный, но насыщенный
_________________
5 Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее измерить? Обруч. – 2000.- № 3.
-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает
-2 Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно
-3 Отвращение к еде, кормление мучительно
Адаптация | Сроки (А) | Поведенческие реакции (П) | Уровни адаптации |
Легкая | до 5 дн.-1 нед. | +12…+8 | А-1 и П-1 высокий А-1 и П-2 высокий |
Средняя | до 15 дн.-3 нед. | +7…0 | А-1 и П-3 средний А-2 и П-2 средний |
Усложненная | до 25 дн.-5 нед. | -1…-7 | А-2 и П-4 усложн А-3 и П-3 усложн |
Дезадаптация | Более 5 нед. | -8…-12 | А-3 и П-4 дезадапт А-4 и П-4 дезадапт |
Лист адаптации
(измерительная шкала факторов адаптации А.Остроуховой)
Ф.И.ребенка _______________________________________________________
Дата рождения/возраст_______________________________________________
Группа ____________________________________________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________________________________
Дата | Аппетит | Сон | Эмоциональное состояние | Социальные контакты | Сумма по 4-м показателям |
Оценка степени адаптации_______________________________________________________
Воспитатели __________________________________________________________________
Педагог-психолог ______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость социально-педагогической поддержки детей раннего возраста по адаптации к ДОУ
Раскрыты сущность адаптации ребенка раннего возраста как медико-психолого-педагогической проблемы, выявлены факторы,существенно затрудняющие процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям детск...
Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»
Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...
Рабочая программа родительского клуба для детей раннего возраста и их родителей «Гармония» на период с 09.2018 г. – 03.2019г.
Рабочая программа родительского клуба для детей раннего возраста и их родителей «Гармония» на период с 09.2018 г. – 03.2019г....
Программа психолого-педагогического сопровождения для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ
Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный нас...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Программа по развитию психолого-педагогических компетенций родителей детей раннего возраста "Развиваемся вместе с мамой"
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От с...