Рабочая программа «Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
рабочая программа (младшая группа)

    Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она  происходит  постоянно,  имеет  защитный  характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pervoy_mladshey_gruppy_po_fgos.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста

 в период адаптации к ДОО»

                                                               

                                                               

                                                                                                                   

                                                                                                                   

                                                                                                 

                                                                                                                                                     

                                                                                                                           

Содержание

  1. Целевой раздел……………………………………………………………….. 3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………....3

1.2. Цель и задачи  Программы……………………………………......................4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы………………………4

1.4. Планируемые результаты…………………………………………………….7

  1. Содержательный раздел ……………………………………………………....7

2.1. Направления работы …………………………………………………………7

2.2. Содержание Программы ……………………………………………………..8

2.3. Тематическое планирование комплекса игровых сеансов с детьми……...11

  1. Организационный раздел ……………………………………………………12

3.1. Методическое обеспечение………………………………………………….12

3.2. Материально-техническое обеспечение…………………………………….13

Приложение1. ……………………………………………………………………..14

Приложение 2……………………………………………………………………...17

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

 Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она  происходит  постоянно,  имеет  защитный  характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, то есть развиваться.

 Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям,  а  процесс  выработки  новых  форм  и  способов  активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Процесс адаптации каждого ребенка происходит индивидуально и зависит от многих факторов: особенностей конкретного ребенка, его готовности к поступлению в новые условия, уровня ситуативной и личностной тревожности родителей, мастерства и компетентности педагогов, развивающей среды в группе детского сада.

Как показывает опыт многолетних наблюдений специалистами детского сада за особенностями протекания адаптационного периода вновь прибывших малышей, недостаточно создать подходящие условия, обучать педагогов правильному взаимодействию с детьми раннего возраста. Если ребенок не готов к поступлению в новые условия (не имел ранее опыт социального общения, чрезмерная связь с мамой, не владеет навыками самообслуживания и т.п.), процесс адаптации будет проходить длительно и нелегко, что может сказаться и на его соматическом здоровье.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

- функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;

- состояние иммунной системы;

- особенности обменных процессов;

- тип нервной системы и темперамента;

- психологическое состояние в момент привыкания к новым условиям.

Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если она неправильно организована:

- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка;

- процесс адаптации ускоряется взрослым;

- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.

Важно организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических, так и социальных, в новой среде и новыми средствами.

Учитывая актуальность данной проблемы, разработана рабочая программа «Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к ДОО» (далее Программа) в соответствии с:

  •  Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26  «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

На основе:

  •  Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ г.Мурманска № 157;
  • Программы адаптации детей к ДОУ «Дружная семейка» / Севостьянова Е.О.;
  • «Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ» / Афонькина Ю.А.

Цель программы повышение адаптационных возможностей детей раннего возраста, впервые поступающих в дошкольное образовательное учреждение.  

Задачи:

-  способствовать формированию доверительных взаимоотношений с новым взрослым;

-  способствовать формированию ориентировок в пространственно-игровой среде;

- способствовать формированию положительных контактов со сверстниками;

-  способствовать стабилизации эмоционального фона, преодолению и профилактике психоэмоционального напряжения;

- способствовать развитию  психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.  

Принципы  и  подходы. В основу программы положены принцип развития и принцип концентричности.

Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым содействовать ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым  оказав развивающее влияние на его психику.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОО  для ребенка второго года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте.

 Показатели адаптационных возможностей ребенка 2-3 года жизни 

Компонент адаптации

Факторы благоприятной адаптации

Факторы риска дезадаптации

Психофизиологический

Стабильное чередование сна и бодрствования. Умение сигнализировать о своих нуждах. Устойчивость настроения.

Координация движений, двигательная целенаправленность.

Нарушение сна. Повышенная возбудимость или заторможенность, пассивность.

Двигательное беспокойство, ручная неловкость. Избирательность в пище. Неумение сигнализировать о своих нуждах, дискомфорте.

 Тремор конечностей.

Нарушения терморегуляции. Повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям: тактильным, слуховым, звуковым.

Индивидуально-психологический

Способность к самостоятельным действиям.

Целенаправленность действий, настойчивость в достижении целей. Положительный эмоциональный фон. Разнообразие эмоций. Любознательность, активность.

Пониженный или повышенный фон настроения, резкие перепады настроения. Вредные привычки, невротические действия: раскачивание и пр.

Сниженный интерес к окружающему.

Социально-психологический

Доброжелательность. Готовность к коммуникативному отклику на предложение взрослого. Умение выполнять инструкции взрослого. Интерес к действиям ровесников. Инициативность в общении со взрослым.

 Умение выражать свои желания, просьбы. Внимание к действиям взрослого, стремление к активному подражанию. Стремление демонстрировать свои достижения взрослому. Адекватная реакция на замечания, слово «нельзя».

Недостаточно выраженная способность к активному подражанию. Негативный опыт общения с людьми. Нарушения привязанности к матери: тревоженная привязанность или отчуждение. Бедность коммуникативного опыта. Боязнь незнакомых взрослых, сверстников или слабая дифференциация своих и чужих.

               

                Форма работы:  групповая, при участии педагогов и родителей.

                Методы достижения цели и получения обратной связи:

       - диагностические материалы

      (Афонькиной Ю.А.1,Севостьяновой Е.О.2,Остроуховой А.3);

       - тематические наглядные консультации для родителей и педагогов;

       - тематическая просветительская консультация в виде конференции для родителей по                   подготовке детей к поступлению в ДОУ;

       - памятки для родителей;

       - индивидуальные консультации для педагогов и родителей по запросу;

 - комплекс развивающих игр для детей, испытывающих трудности на этапе привыкания к новым социальным условиям

               Срок реализации: период адаптации.

         Критерии эффективности промежуточных результатов: отсутствие преимущественно низких показателей предполагаемой и/или текущей адаптации по _________________

1 Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ: методические рекомендации для воспитателей, дефектологов, педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений. - Мурманск: МОИПКРОиК,2008.-37 с.

2 Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2007.- 128 с.

3 Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее измерить? Обруч. – 2000.- № 3.

результатам анкетирования родителей и/или в процессе наблюдения за детьми.

                О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:

      - положительный эмоциональный фон;

      - инициативность в контактах со взрослым, сверстником;

      - организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;

      - наличие самостоятельной деятельности по интересам.

                 Планируемым результатом рассматривается  сформированность у ребенка нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности (успешное завершение адаптационного периода).

2. Содержательный раздел.

Направления работы

Направление

Содержание

Просвещение

- Родительская конференция «Добро пожаловать в наш детский сад»

- Письменная консультация для родителей «Особенности адаптации детей к детскому саду»

- Памятки для родителей «Первые дни в детском саду»

- Родительское собрание «Первый раз в детский сад»; «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

- Психологический практикум для педагогов групп раннего возраста «Мы встречаем малышей»

- Стендовая информация; «Адаптационный период в детском саду» (интернет-сайт МБДОУ)

Профилактика дезадаптации

- Консультация для родителей «Привыкать к новому легче»

- Заполнение анкеты «Знакомство. Индивидуальные особенности малыша»

- Рекомендации педагогам и родителям по улучшению адаптации детей, по организации удовлетворения социальных потребностей ребенка, организации игровой деятельности в адаптационный период

Диагностика

-Заполнение листов адаптации («Измерительная шкала факторов адаптации» А.Остроуховой)

-Анкетирование родителей

Развивающая работа

- Картотека адаптационных игр с детьми

- Игровые сеансы с детьми

Консультативная работа

- Индивидуальное консультирование родителей детей с усложненной степенью адаптации, с дезадаптацией

- Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по запросу

Содержание программы

Форма проведения

Содержание работы

Сроки

Предадаптационный этап

Родительская конференция

Первичная диагностика (Анкетирование родителей)

Индивидуальное консультирование

«Добро пожаловать в наш детский сад»

Заполнение анкеты на определение готовности ребенка к поступлению в ДОУ

По запросу

Апрель, сентябрь

По мере обращения

Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым

1.Проведение анкетирования родителей

2.Текущая диагностика. Мониторинг состояния каждого ребенка

3.Профилактическая и развивающая работа

4.Просвещение

5.Консультативная работа

1.«Знакомство. Индивидуальные особенности малыша»

2.Оформление и заполнение адаптационного листа на каждого ребенка («измерительная шкала факторов адаптации А.Остроуховой»)

3.Картотека игр, направленных на установление доверительных контактов

4.Игровые сеансы с детьми

5.Родительское собрание «Первый раз в детский сад»

6.Психологический практикум для педагогов групп раннего возраста «Мы встречаем малышей»

7.Стендовая информация, интернет-сайт МБДОУ

8.Индивидуальное консультирование по запросу

Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде

1.Текущая диагностика. Мониторинг состояния каждого ребенка

2.Профилактическая и развивающая работа

3.Просвещение

4.Консультативная работа

1.Заполнение адаптационного листа на каждого ребенка («измерительная шкала факторов адаптации А.Остроуховой»)

2. Картотека адаптационных игр, направленных на формирование уверенного поведения в новой

пространственно-игровой среде

3.Игровые сеансы с детьми

4.Консультация для родителей «Привыкать к новому легче»

5.Стендовая информация, интернет-сайт МБДОУ

6.Индивидуальное консультирование по запросу

Формирование положительных контактов со сверстниками

1.Текущая диагностика. Мониторинг состояния каждого ребенка

2.Профилактическая и развивающая работа

3.Просвещение

4.Консультативная работа

1.Заполнение адаптационного листа на каждого ребенка («измерительная шкала факторов адаптации А.Остроуховой»)

2.Картотека адаптационных игр, направленных на установление доброжелательных контактов с другими детьми

3.Игровые сеансы с детьми

4.Стендовая информация, интернет-сайт МБДОУ

5.Индивидуальное консультирование по запросу

Итоговый этап

1.Итоговая диагностика

2.Просвещение

3.Консультативная работа

1.Составление сводной таблицы по уровням адаптированности/дезадаптации детей группы

2.Решение о завершении процесса адаптации

2.Представление детей с дезадаптацией на ПМПк для оказания ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ

3.Индивидуальное консультирование родителей, педагогов

Раздел 1. Формирование  доверительных  взаимоотношений  с  новым взрослым

      Цель: формирование привязанности к воспитателю

Задачи: удержание внимания на новом взрослом, устанавливать контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.

Раздел 2. Формирование  ориентировок  в  пространственно-игровой среде

 Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде

             Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентировать в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры – имитации, предметные игры.

Раздел 3. Формирование  положительных  контактов  со  сверстниками

       Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

          Задачи: стимулирование доброжелательного внимания к ровесникам, отклика                                    на эмоции сверстника – сорадование, формирование умения действовать сообща, обучение обмену действиям как способу общения.

       Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

Примерное тематическое планирование игровых сеансов с детьми

Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым

Цель

Планируемые результаты

Название игры

Материалы и оборудование

«Мы знакомимся»

Формирование привязанности к воспитателю

Удерживает внимание на новом взрослом;

устанавливает эмоциональный контакт; действует по инструкции

«Мой малыш»

«Ладушки»

«Попрыгушки»

«Баю-баю»

«Маленькая детка»

«Ладушки»

«Догонялки-обнималки»

«Ку-ку»

 «Маленькая детка»

«Наши пальчики»

«Догонялки-обнималки»

«Ку-ку»

«Ку-ку»

«Скачем на лошадке»

«Топ-топ»

«Солнечные зайчики»

«Скачем на лошадке»

«Догонялки-обнималки»

«Дождик»

«Зонтик»

«Мы привыкаем»

Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде

Ориентируется и знает место расположения игрушек и игровых зон;

Ориентируется в новых предметных

условиях;

Способен подчиняться правилам;

Способен самостоятельно определять выбор игрушек, занятий

«Собачка»

«Прятки»

«Будем спать»

«Солнечные зайчики»

Неваляшка

Ирушка-собачка, ширма

Кукла

Игрушки: собачка, корова, петух

Игрушки: уточка,

 гуси, курочки, домик

Кукла, кроватка, полотенце

«Собачка»

«Прятки»

«Будем спать»

«Катаем мяч»

«Ванька-встанька»

«Наши уточки»

«Куколка Катюша»

«Зонтик»

«Куколка Катюша»

«Пичужки»

«Дождик»

«Солнечные зайчики»

«Ванька-встанька»

«Наши уточки»

«Пичужки»

«Катаем мяч»

«Мы осваиваемся»

Формирование положительных контактов с ровесниками

Демонстрирует доброжелательное внимание, эмоциональный отклик на эмоции сверстника-умение действовать сообща, обмен действиями как способ общения

«Прилетела птичка»

«Колечки»

«Прячемся от дождика»

Игрушка-птичка

Ленты с колечками

Зонт

Корзина с разноцветными клубочками

Игрушка-заяц

Салютики

Ведерко с флажками

Мяч

«Прилетела птичка»

«Колечки»

«Разноцветные клубочки»

«Разноцветные клубочки»

«Катаем мяч»

«Топ-топ-топ»

«Катаем мяч»

«Топ-топ-топ»

«Флажки»

«Зайки»

«Топ-топ-топ»

«Прячемся от дождика»

3.Организационный раздел

                 Методическое обеспечение:

1. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ: Методические рекомендации для воспитателей, дефектологов, педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.-Мурманск: МОИПКРОиК, 2008. - 37с.

2. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128с. (Ранний возраст).

3. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г.Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79с.

            4. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее измерить? Обруч. – 2000.- № 3.

                 Материально-техническое обеспечение: групповое помещение; магнитофон/колонка с музыкальным содержанием; материалы и оборудование для игрового взаимодействия согласно примерному планированию игровых сеансов.

Приложение 1

Анкета для родителей4

Ф.И.ребенка:________________________________________________________

Возраст ____________________________________________________________

Дата заполнения _____________________________________________________

Кто из родителей заполнил ____________________________________________

1.

- насколько быстро засыпает, как просыпается

- как реагирует на необходимость раннего подьема

- в какое время суток наиболее активен

- как относится к введению новой пищи

- заявляет ли о физиологическом дискомфорте и каким способом

- какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно, какими с помощью взрослого ( ест ложкой, пьет из чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании)

2.

- на какое имя откликается

- чем любит заниматься

- какие игрушки любит

- может ли сам найти себе занятие

- какая любимая пища

- какое настроение преобладает

- как пытается достигать целей

3.

- как переносит разлуки с мамой

- какова была максимальная длительность такой разлуки

- подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам

- как относится к оценке взрослого: положительной, отрицательной

- стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому

- проявляет ли интерес к ровесникам

___________________

4 Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка детей второго года жизни в период адаптации к ДОУ: методические рекомендации для воспитателей, дефектологов, педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений. - Мурманск: МОИПКРОиК,2008.-37 с.

4.

Каковы Ваши действия в следующих ситуациях:

- ребенок отказывается есть

- ребенок не может заснуть

- намочил штанишки

- запачкал одежду на прогулке

- сломал игрушку

- не реагирует на запрет и продолжает настаивать на желаемом

- не может заснуть

- не слышит Вас

Как Вы:

- ласкаете

- хвалите

- порицаете

5.

1. как передвигается ребенок:

- преимущественно бегом

- беготня чередуется со спокойным перемещением

2. следует ли ребенок определенному порядку в проявлениях своей жизнедеятельности (просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время, кушает, проявляет активность или спокойствие в одно и то же время суток):

- да

- нет

3. насколько быстро ориентируется в новой ситуации (сразу начинает улыбаться незнакомым людям, подходит к ним, сразу начинает обследовать новую территорию и пр.)

- да

- нет

4. насколько легко привыкает к новой ситуации (возникают ли проблемы, когда приходится спать на новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляется  ли иным переменам в повседневной жизни):

- да

- нет

5. как ребенок выражает свои чувства:

- протестует активно, если огорчен - заливается слезами, если рад – громко хохочет

- протестует тихо, от огорчения хнычет, от радости – улыбается

6. какое настроение преобладает:

- хорошее, бодрое

- подавленное, вялое или серьезное

7. может ли ребенок достаточно долго заниматься каким-то делом, проявлять настойчивость:

- да

- нет

8. насколько легко отвлечь ребенка от запретного предмета, интересной игрушки, слез:

- да

- нет

9. проявляет ли ребенок особую разборчивость в мелочах (протестует, когда одевают тесную одежду, замечает, если меняется вкус любимого блюда, замечает запахи и пр.)

- да

- нет

Приложение 2

Измерительная шкала факторов адаптации по А.Остроуховой5

Выделяют 4 основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до дезадаптации. Суммарно по всем 4 факторам можно получить +12 или -12,в интервале чего определяется уровень адаптации.

Эмоциональное состояние ребенка

+3  Весел, жизнерадостен, подвижен, активен

+2  Улыбается, настроение хорошее, спокоен

+1  Иногда задумчив, замкнут

-1 Легкая плаксивость, хныканье

-2  Плачет за компанию, плач приступообразен

-3 Сильный плач, подавленное настроение

Социальные контакты ребенка

+3 Много друзей, охотно играет с детьми

+2 Сдержан, просится на руки

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут

-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру

-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры

-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть

Сон ребенка

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро

+2 Сон спокойный

+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго

-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

-2 Засыпает с плачем, беспокоен во сне

-3 Отсутствие сна, плач

Аппетит ребенка

+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием

+2 Аппетит в норме, ест до насыщения

+1 Аппетит выборочный, но насыщенный

_________________

5 Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее измерить? Обруч. – 2000.- № 3.

-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает

-2 Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно

-3 Отвращение к еде, кормление мучительно

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

Легкая

до 5 дн.-1 нед.

+12…+8

А-1 и П-1 высокий

А-1 и П-2 высокий

Средняя

до 15 дн.-3 нед.

+7…0

А-1 и П-3 средний

А-2 и П-2 средний

Усложненная

до 25 дн.-5 нед.

-1…-7

А-2 и П-4 усложн

А-3 и П-3 усложн

Дезадаптация

Более 5 нед.

-8…-12

А-3 и П-4 дезадапт

А-4 и П-4 дезадапт

Лист адаптации

(измерительная шкала факторов адаптации А.Остроуховой)

Ф.И.ребенка _______________________________________________________

Дата рождения/возраст_______________________________________________

Группа ____________________________________________________________

Дата поступления в ДОУ _____________________________________________

Дата

Аппетит

Сон

Эмоциональное

состояние

Социальные контакты

Сумма

по 4-м

показателям

Оценка степени адаптации_______________________________________________________

Воспитатели __________________________________________________________________

Педагог-психолог ______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость социально-педагогической поддержки детей раннего возраста по адаптации к ДОУ

Раскрыты сущность адаптации ребенка раннего возраста как медико-психолого-педагогической проблемы, выявлены факторы,существенно затрудняющие процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям детск...

Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»

Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...

Рабочая программа родительского клуба для детей раннего возраста и их родителей «Гармония» на период с 09.2018 г. – 03.2019г.

Рабочая программа родительского клуба для детей раннего возраста и их родителей  «Гармония» на период  с 09.2018 г. – 03.2019г....

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ

Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный нас...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Программа по развитию психолого-педагогических компетенций родителей детей раннего возраста "Развиваемся вместе с мамой"

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От с...