Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре
материал (подготовительная группа) по теме
«Бабка Ежка»
Описание:
В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка – Костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.
«Башмачник»
Описание:
Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:
- Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!
В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося слова:
- Примеривай, примеривай!
После этого «башмачник» должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
«Бабка»
Описание:
Играющие загадывают друг другу загадки, причем загадка произносится вслух, но отгадывать ее должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу и так далее. Не отгадавший три загадки штрафуется. Ему назначают выполнить какое-либо задание (спеть, сплясать и т.д.)
«Гуськи»
Описание:
Играющие становятся в круг. В середине круга – «дедка». В руках у него бумажка или платок. «Дедка» машет платком, остальные поют:
Сошлись гуси-гусаки вокруг дедки у реки.
Стали гоготати, дедкекричати:
- Дедка, дедка пощади, нас, гусяток, не щипли.
Дай нам платочек, денег мешочек.
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит:
На, сумочку подержи, денежку не оброни.
Другому он дает платочек и говорит:
На, платочек подержи,
Мне головку завяжи,
Раз пятнадцать поверни.
Получивший платок завязывает «дедке» глаза, подталкивает его, чтобы «дедка» вертелся. В это время дети передают друг другу бумажку. Верчение «дедки» и передача бумажки прекращаются одновременно. Дети кричат:
Дедка, дедка!
Бумажка пропала,
Кому попала?
«Дедка» старается угадать. Если угадывает, то «дедкой» становится тот, у которого в руках бумажка, если нет, то он опять выполняет роль «дедки».
«Прялица»
Описание:
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:
Прялица, кокорица моя.
С горя выброшу на улицу тебя;
Стану прясть, да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).
«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.
Описание:
Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да», и «нет». Тот, кто произнесет какое-нибудь из них дает фант (платочек, заколку и т.д.). Один из играющих подходит к другому и спрашивает:
- Какая у тебя шляпа?
Тот отвечает:
- Синяя.
- Какая там синяя, она белая.
- Зеленая.
- Какая зеленая, да она черная.
-Голубая.
- Вот как! Голубая! Шляпа – то голубая? Да посмотрите, можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая.
- Нет, не белая, а черная.
Или спрашивают так:
- Есть ли у тебя рога?
- Есть.
- Неужели есть?
- Имею.
- Так стало быть и хвост у тебя есть?
- Хвоста не имею.
- Хвоста нет, а рога есть, так кто же ты такой?
- Человек.
- Нет, не человек, животное с рогами и без хвоста.
- Нет, человек.
Отвечающий плати штраф.
«В каравай»
Описание:
Встав в круг, играющие поют:
Шел павлин горою, все люди за мною.
Одного нет у нас (имя одного из играющих).
У его маменьки печка истопленная,
Блины испеченные, каравай состряпанный,
Этакий высокий, этакий широкий,
Этакий низенький.
Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывают вышину, ширину и т.д.
«Водить козла»
Описание:
Дети берутся попарно за руки, образуя вереницу. Передние пары образуют ворота, через которые последняя пара пробегает так, что первая оказывается за ней и т.д. В конце концов первая пара становится последней. Поется песня:
Вскочил козел в огород,
Потоптал козел лук – чеснок.
Хватили козла за рожок,
Повезли козла на торжок,
Продали козла за три рубля,
За три рубля купили три узла! Ура!
После этого дети бегут через ворота, образованные передней парой.
«Летят – не летят»
Описание:
Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие – в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «летят», или махать руками, приговаривая «не летят», отвечая тем самым на слова водящих.
1. Грачи летят, на всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу! Мы несем весну!
2. Журавли летят, на всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу! Недогнать нас не кому!
3. Пчелы летят, бунчат, гудят:
- Жу-жу-жу! Медову несу еду!
4. Поросята летят, поросята визжат:
- Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву!
5. Медведи летят, во все горло кричат:
- Ры-ры-ры! Не пустим вас в боры!
6. Комары летят, звенят, пищат:
- Зы-зы-ps! Наточим наши носы!
Ответивший неправильно выбывает из игры.
«Пирог»
Описание:
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький,
Режь его да ешь.
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды.
«Бабочки и ласточка»
Описание:
Играющие изображают бабочек, водящий – ласточка – их ловит. Все поют:
Бабочки летают, пыльцу собирают,
На цветочек сели, дальше полетели.
Ласточка встанет и бабочек поймает.
Пойманный становится «ласточкой».
«Воробей»
Описание:
Играющие называются кустарниками или деревьями (например, яблоня, береза). Водящий говорит:
- Чив-чив сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню.
«Яблоня» продолжает говорить. И так далее.
За медлительность и рассеянность с прозевавшего берется фоант.
«Дед»
Описание:
Играющие выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются о какой-нибудь полевой работе и производят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят:
- Здравствуй, дед!
«Дед» отвечает:
- Здравствуйте, дети ! Где вы были?
- На работе.
- Что делали?
Дети повторяют движения, изображающие работу. «Дед» угадывает, что обозначают эти движения. Дети ведут хоровод и поют про свою работу:
У нас серпы-то золотые,
А мы работники-то молодые! Время жито жать.
Или что- то про другие действия.
Кончив петь, убегают, а «дед» догоняет. Пойманный становится «дедом».
«Солнышко – ведрышко»
Описание:
Выбирают водящего – «солнце». Остальные дети – «спящие». Они поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна – милее.
На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две – поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).
«Молчанка»
Описание:
Играющие садятся рядом друг с другом. Первый в ряду шепчет на ухо соседу какое-либо слово. Тот встает и изображает это слово мимикой и действиями. Остальные должны его угадать. Игра продолжается, слова загадывают все в порядке очереди. Обычно игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя – за это платят фант.
«Кто с нами?»
Описание:
Играющие встают в круг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют. Поют:
- Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
- Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.
- Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
- Мы с вами, мы с вами жито рассевати.
- Кто с нами, кто снами жито косити?
- Мы с вами, мы с вами жито косити.
- Кто с нами, кто с нами жито молотить?
- Мы с вами, мы с вами жито молотить.
«Петушиные бои»
Описание:
На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге ( другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот кто остался в кругу – тот выиграл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
Использование русских народных праздников в приобщении детей к истокам национальной культуры
Консультация для педагогов...
приобщения детей к русским народным играм
Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:- подбор необходимой литературы;- подбор русских народных игр, хоровод...
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...