| Вначале давайте честно признаемся друг другу, что хотя современные занятия в детском саду стали более гибкими по целям и задачам, вариативными по формам и методам проведения и т.д., но все же их далеко не всегда можно считать личностно-ориентированными. Часто мы под личностно-ориентированным занятием понимаем гуманное, уважительное отношение к детям, видя свою задачу прежде всего в том, чтобы создать эмоционально-положительный настрой группы на работу. Широко используются различные формы "занятий с увлечением", насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным. Для последнего недостаточно создать в группе благожелательную творческую атмосферу. Суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом - признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от педагога требуется пересмотр ряда привычных профессиональных позиций. 1. Опора на субъективный опыт ребенка Педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом. В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать ("усваивать") все, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей. При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские "версии" не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть "услышанными" взрослым. 2. Знание психофизических особенностей Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности. Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д. Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуют особой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения. 3. В роли равноправных партнеров Не менее важны сценарий занятия и его `режиссура`. Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме - и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) - к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы - к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию. 4. Рекомендации к подготовке занятия Разработка гибкого плана включает в себя: - Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.
- Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания.
- Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).
- Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).
- Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:
- использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;
- проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
- использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге "ребенок - педагог" и "ребенок - дети".
Планирование результативности занятия предусматривает: - обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
- анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
- внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
5. Рекомендации к проведению занятия Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы. Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Педагог должен поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятия способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать наиболее оптимальные и рациональные из них. Следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Нужно обсуждать с детьми не только то, что "мы узнали" (чем овладели), но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Итак, подчеркнем основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми: - Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования.
- Продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей.
- Проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития.
- Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
- Поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями.
- Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
- Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.
- Привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире.
- Использование личного опыта каждого ребенка.
- Создание по ходу занятия `трудных ситуаций`, как возможностей применить новые знания.
- Продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.
6. Основные критерии анализа личностно-ориентированного занятия - Создание педагогом в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу.
- Сообщение старшим дошкольникам не только темы, но и целей, форм работы.
- Гибкость организации деятельности детей в зависимости от цели этапов занятия.
- Стимулирование детей к выбору различных способов выполнения деятельности.
- Использование дидактического материала, позволяющего ребенку проявлять личностную избирательность.
- Активизация личного опыта ребенка и его использование в процессе занятия.
- Преобладающая форма общения: диалог, полилог.
- Предпочитаемые формы работы (изложения знаний, самостоятельная работа, коллективное решение творческих задач, анализ).
В помощь воспитателям материал подобрала воспитатель Комкина Л.В.
|
|