Деловые беседы
методическая разработка по теме

Новоселова Ольга Анатольевна

 

Деловые беседы

От плохого начала, и конец бывает плохим.

                                                                                                Еврипид

     Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу - необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _delovye_besedy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Деловые беседы

  От плохого начала, и конец бывает плохим.

                                                                                                Еврипид

     Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу - необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры.

          В процессе межличностного общения люди вступают в контакт (устанавливают взаимоотношения, налаживают взаимодействие), передают и получают информацию, т.е. обмениваются ею, воспринимают и понимают друг друга, опираясь на невербальное поведение своих партнеров.   Интерактивная сторона общения педагогов с детьми, с родителями и с коллегами предполагает возникновение между ними контакта, которые станут основой сотрудничества и налаживания взаимодействия.

Общепринятые нормы поведения неразрывно связаны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Это признание реализуется в процессе общения с ним, в ходе равноправной и взаимоуважительной беседы.

     Прежде чем вступить в беседу, нужно продемонстрировать вашу готовность к общению улыбкой, повернутыми к партнеру головой и телом, несколько наклоненным вперед туловищем. Выбирая модель поведения, внимательно вглядитесь в собеседника (в его лицо, руки, движения). Что он из себя представляет? В каком состоянии находится? Что в нем преобладает -рациональное или эмоциональное? Каков его жизненный опыт? Каковы его духовные ценности? Каким образом он пришел к позиции, которую излагает? Желательно знать имя и отчество человека. Перед началом беседы следует усвоить основные психологические принципы, соблюдение которых обязательно:

1. Рациональность. Необходимо вести себя сдержанно, если даже партнер проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решений.

2. Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Невнимание к его точке зрения ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений.

3. Общение. Если даже человек вас не слушает, привлеките его внимание, это улучшит отношения.

4. Достоверность. Не давайте ложной информации, даже если это делает ваш собеседник. Такое поведение ослабляет силу аргументации; а также затрудняет взаимодействие в дальнейшем.

5. Отказ от поучительного тона. Будьте открыты для аргументов собеседника и постарайтесь убедить его.

6. Разграничение между собеседником и предметом разговора. Если не прямо, то косвенно вы с партнером должны прийти к пониманию того, что вам необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не  друг с другом.

7. Приоритет интересов, а не позиции. Цель беседы состоит не в отстаивании высказанных позиций, а в удовлетворении, реальных интересов. Принятая собеседником позиция часто скрывает то, чего он в действительности хочет, и мешает достижению цели разговора.

8. Выявление критериев. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на каких-то объективных нормах. Эти нормы, принимаемые вами обоими, играют роль фундамента, на котором строится взаимоприемлемое соглашение. Такими нормами, или объективными критериями, могут быть общие подходы, ценности, обычаи, правила, инструкции, законы, экспертные оценки, аналогичные примеры.

В процессе разговора избегайте следующих просчетов:

1. Преждевременное суждение. Нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой идеи.

2. Убежденность в невозможности пойти навстречу партнеру.

3. Мнение о том, что затруднения собеседника  его проблема.

Для формирования творческого подхода к поиску вариантов воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1. Отделяйте этап поиска вариантов от этапа оценки.

2. Расширяйте в ходе беседы круг вариантов вместо того, чтобы искать единственный ответ.

3. Ищите взаимную выгоду.

4. Изобретайте такие варианты, которые позволят партнеру легко принять решение.

     Начиная разговор, прежде всего, необходимо заинтересовать собеседника. Избегайте начинать свою речь с извинений типа: «Я не оратор...», «Я не специалист...» и т.д. - у него может возникнуть вопрос, стоит ли дальше вас слушать. Нужно так повести разговор, чтобы ваш собеседник сам высказал то, что вы хотели бы услышать от него. Для этого попробуйте встать на его точку зрения и увидеть проблему «его глазами». Каждый из нас поглощен своими проблемами и неохотно отвлекается на заботы других. Наиболее надежный способ привлечь к себе внимание человека - начать говорить с ним о том, что его волнует.

     Поскольку в каждом из нас заложено желание получить признание собственной ценности, необходимо тактично подчеркнуть какие-то качества собеседника, искренне похвалить его.

          Чтобы ваша беседа была результативной независимо от того, с кем вы разговариваете необходимо: во-первых,  понравиться собеседнику, для этого установлены основные правила,  которые способствуют достижению данной цели:

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбнитесь. Помните, что имя человека – это самый сладостный для него звук на любом языке.
  3. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
  4. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  5. Внушайте собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. [Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992 г., с.21]
  6. Во-вторых – уметь управлять процессом общения, воздействуя на людей не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды. Для этого существуют свои правила, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:
  7. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
  8. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
  9. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
  10. Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
  11. Давайте людям возможность спасти свой престиж.
  12. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
  13. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
  14. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

     Великие умы древности знали цену этики общения и придерживались ее дабы достичь наиболее эффективных результатов, так Ф. Честерфильд (1694-1733) говорил: «Никогда не доказывайте своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, - выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить». [Назаров В.Н., Мелешко Е.Д., Этика: словарь афоризмов и изречений, М., 1995 г., с.302]

Литература

1.  Бороздина Г.В.  «Психология делового общения». Москва, 1999.

2.  Браим И.Н. «Этика делового общения». Минск, 1994.

3.  Кузнецов И.Н. «Технология делового общения». Минск, 1999.

4.  Лисенкова Л.Ф. «Психология и этика делового общения». Москва, 1998.

5.  Фомин Ю.А. «Психология делового общения». Минск, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Контрольная работа По дисциплине: Культура деловой речи Тема: «Культура деловой речи»

План: 1.     Общая характеристика официально – делового стиля2.     Динамика нормы официально – деловой речи3.      Устная деловая...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

«Нескучная беседа о шалунах и непоседах» (родительское собрание в форме деловой игры)

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.Задачи:-вспомнить разнообразные способы и приемы воспитания.-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.-привлечь роди...

Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»

Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...

Деловая игра Речевой коллоквиум (разговор или беседа)

Деловая играРечевой коллоквиум (разговор или беседа)1.  «Быстрый ответ»Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, теа...

Деловая беседа - основной метод деловой коммуникации.

Профессиональная коммуникация в образовании...