Программа по патриотическому воспитанию «Воспитание маленького жителя – большого гражданина России»
методическая разработка по аппликации, лепке
Программа по патриотическому воспитанию
«Воспитание маленького жителя – большого гражданина России»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по патриотическому воспитанию
«Воспитание маленького жителя – большого гражданина России»
- Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги,
По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель и задачи программы
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Педагогические принципы программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Село, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
- Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально- экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
- Расширять представления о природных богатствах родной земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «Село, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях села, социально-экономической значимости.
Задачи:
- Формировать представление об исторических корнях села.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости села.
- Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
- Формировать представление об основных профессиях жителей города.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3–4 года.
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать где работают их родители.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4–5 лет.
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
- Уметь рассказывать о своем родном городе.
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города, края.
- Иметь представление о символике города, края.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа населивших село и Республику Алтай.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск. 6–7 лет.
- Краткие сведения об истории села, округа.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг своего села.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Республики Алтай.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Этапы внедрения программы
- Сбор информации.
- Разработка и внедрение программы.
- Разработка и реализация плана программы.
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
- Регулирование выполнения программы.
- Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
Механизм сопровождения программы
Планирование и подготовка
- Изучение методической литературы.
- План работы на год.
- Комплектование творческой группы.
- Составление разделов плана творческой группой (по годам).
- Обсуждение проектов каждого плана.
- Утверждение плана.
Методическое сопровождение
- Организация и проведение семинара по изучению программы.
- Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
- Консультации.
- Проведение семинарских занятий.
- Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
- Самообразование.
Использование результатов работы
- Подготовка и проведение методических мероприятий (педагогические чтения, педсоветы, открытые просмотры).
- Оформление результатов работы.
- Написание творческих работ, проектов.
Мероприятия поддержки
- Составление плана совместных проектов между специалистами ДО.
- Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
- Взаимодействие с семьей.
- Сотрудничество с библиотекой.
- Сотрудничество, краеведческим музеем, музеем истории литературы и искусства.
Итоговый анализ
- Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
- Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
- Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
- Оформление результатов работы.
- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
Тематическое планирование
младшая группа (3–4 года)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | Проект (рисование) «Портрет семьи» | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь | Проект «Варвара- краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели. |
Январь | Проект «Мой родной город». | Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. | Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март | «Я и моя мама». | Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Проект «помоги растению». |
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
«Рассказы о своей семье».
Целевая прогулка к украшенной к
празднику улице.
Природоохраня- емая акция «Посади цветок»
Познавательное развитие «Труд воспитателя».
Лепка «Божьих коровок скорее
слепите! Деревья от тли спасите».
милую, дорогую».
«Наши добрые дела». Труд взрослых
Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий,
праздничный салют»
Экскурсия в сквер к памятнику
Физкультурный
досуг «В здоровом теле, здоровый дух».
Развлечение
«Путешествие в страну чистоты и здоровья».
Беседа «Дом в
котором мы живем».
Чтение
стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника
В.Степанова «Наша природа».
Акция
«Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»
«Друзья наши меньшие» –
знакомство с бурым медведем.
Рассматривание фотоальбома
«Село Турочак»
здания и памятники города.
Аппликация
«Строим, строим дом. Вырос дом огромный».
Беседа «Наш город».
Сюжетно-
ролевая игра
«Путешествие по селу»
Беседа
«Барнаул – моя родина».
«Наша дружная семья».
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябр ь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных | Прохождение экологической тропы – природа | «Семейная фотография» – расширение знаний о своей | Проект «Мое родное село». |
отношениях. | Села. | семье. | ||
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения . | Целевая прогулка «В нашем селе строят новый дом». |
Проект (рисование) «Построим большой дом». | Беседа «Мое здоровье». | Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. | |
Декабрь | ||||
Природоохраняем ая акция «Покорми птиц зимой». | Проект «Дружат дети на планете». | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Рота, подъем!» | |
Январь | ||||
Февраль | «Мы следопыты» – о жизни диких животных в лесу зимой. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества». |
«Наша мама лучше всех». | «Город. Транспорт. пешеход». | «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) | Развлечение «Быть здоровыми хотим». | |
Март | ||||
«Мое село», рассматривание альбома о селе. | «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. | Знакомство детей с флагом России и Республики Алтай. | |
Апрель | ||||
Май | Экскурсия по праздничным | Рассказ воспитателя | Сюжетно- ролевая игра | Целевая прогулка к «Стеле памяти» |
улицам города. | «О Дне Победы». | «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | посвященной Великой Отечественной Войне. | |
Акция «Озелени участок» | Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. | |
Июнь | ||||
Июль | Экскурсия к памятнику | Проект (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательнос ти Республики Алтай». |
Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественно й литературы для детей на семейную тему. | Рассматривани е фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой край задумчивый и нежный». | |
Август |
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябр ь | Рассказ воспитателя «Мои родные и мы» | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая. | «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края). |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». | Сюжетно-ролевая игра «МЧС». | Рассказ воспитателя «О символике родного края». | Рассматривание карты России, карты Республики Алтай. |
Ноябрь | Беседа «Чем славится Наша Республика» (на основе наглядного материала). | Экскурсия к строительству нового дома. | «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) | Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | «Панорама добрых дел». | Экскурсия в музей. | Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». | Создание группового альбома «Все |
профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа). | ||||
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) | Изготовление с детьми и родителями герба Республики. | История Республики Алтай. | Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища». |
Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). | Природный мир «Природа и человек». | Акция «Подарки для Защитников Отечества». | Праздник День Защитника Отечества. | |
Февраль | ||||
Март | Праздник, посвященный международном у женскому дню 8 Марта | Целевая прогулка по близлежащим улицам. Природоохраняема я акция «Берегите птиц». | Изготовление альбома фотографий «Достопримечательност и». | Экскурсия в музей "Предметы старины" |
Беседа с детьми «Люди каких национальносте й населяют наш р». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г. Барнаулу». | «Кем работают наши родители». | Экскурсия к памятнику | |
Апрель | ||||
Май | Тематический праздник «День Победы». | «Вкусная и полезная пища». | Беседа «Национальная одежда народов Алтая». | Викторина «Знаешь ли ты свое село?» |
«Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). | «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. | Досуг «Зарница». | «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. | |
Июнь | ||||
Июль | Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. | Экскурсия в музей. | Развлечение «Приключения капельки». | Просмотр видеофильма "Моя Республика". |
Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных | Составление с детьми рассказа "Во что играли раньше наши бабушки и | «Символика села». | «Наша дружная семья» – о народах населяющих республику. | |
Август |
зайчиков». | дедушки" |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия к Доске почета (лучшие люди села) | Родные просторы (знакомство с местоположением села на карте). | «Край, в котором мы живем». | Проект «Наше дерево». |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». | Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?» | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего села». | Экскурсия по близлежащим улицам села. Рассказ педагога о происхождении названий улиц. |
Ноябрь | Проект (комплексное занятие) «Символика Республики Алтай» (изобразительная и музыкальная деятельность). | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. | «Кладовая нашего леса» (полезные ископаемые округа). | Спортивный досуг, посвященный Дню матери. |
Декабрь | Беседа «Важные даты». | Экскурсия в музейную комнату (преемственность). | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». | Творческая гостиная для детей и родителей «Культура народов Алтая». |
Январь | Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте». | Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». | Экскурсия на площадь Победы. | Сбор информации об участниках войны – жителях нашего района. |
Февраль | Природоохраня- емая акция «Помогите птицам зимой». | Оформление альбома «Мои любимые места в селе». | Беседа "Дома- памятники" | Праздник– День Защитника Отечества. |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». | Беседа с использованием эксперимента | Рассказ педагога о Героях Советского |
«Край суровый и ласковый» (климатические особенности). | Союза. | |||
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). | «Чем богат наш край» – экскурсия в музей. | Проект (рисование) «Язык орнаментов». | Беседа «Архитектура родного села». акция «Спасти и сохранить». |
Экскурсия к «Стеле памяти». посвященной ВОВ. | Рассказ педагога о заповедных местах края. | Викторина «Конкурс знатоков родного села». | «Я и мое село» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников. | |
Май | ||||
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Красная книга». | Сюжетно- ролевая игра «Путешествие по селу». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Досуг «Зарница». | Беседа «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мое село». | |
Июль | ||||
Август | Государственная символика, символика города, края (День флага). | Праздник "День рождения города". | Досуг «Наши друзья деревья». | Экскурсия в лес. |
- Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе
общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
п\п | выполнения | ||
1 | Проведение родительского всеобуча. | По плану ДОУ | Заведующий, старший воспитатель |
2 | Выставка цветов и композиций посвященных Дню города. | Сентябрь | Воспитатели, родители, старший воспитатель |
3 | Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края). | Октябрь | Воспитатели |
4 | Выставка рисунков «Моя мама лучше всех». | Ноябрь | Воспитатели, родители |
5 | Круглый стол, посвященный Дню матери. | Ноябрь | Воспитатели, специалисты ДО |
6 | Семинар: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». | Декабрь | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели |
7 | Оформление стенда «Древо своей семьи». | Январь | Родители, воспитатели |
8 | Выставка плакатов «Защитники Отечества». | Февраль | Воспитатели, родители, старший воспитатель |
9 | Досуг «Мой – папа». | Февраль | Инструктор по физической культуре, родители |
10 | Развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». | По плану ДО | Воспитатели, музыкальный руководитель, Инструктор по физической культуре, родители |
12 | Изготовлени подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». | Апрель | Родители, воспитатели |
13 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». | Июнь | Родители, воспитатели |
14 | Экологический форум «Съезд животных Сахалинских лесов». | Июль | Родители, воспитатели, старший воспитатель |
15 | Участие в празднике "День рождение г. Барнаула". | Август | Родители, воспитатели |
- Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
Познавательные занятия
- Занятия, посвященные изучению государственных символов России.
- Занятия о происхождении села, географическом расположении, климате и т.д.
- «Наше село» и т.д.
Традиции
- Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к народностям Республики, истории Республики. Для этого проводятся:
- Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
- Экскурсии в музей;
- Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа».
Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
- Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
- Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
«Неделя памяти» включающая:
- оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
- Занятия, беседы.
- Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
- Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
- Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
- Оформление групповых комнат.
- Благоустройство ДО.
- Труд бытовой в природе.
- Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
- Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Материально-техническое сопровождение
- Дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- репродукции картин;
- картинки с различными видами войск и Защитников Отечества,
- фотоальбомы «Мое село»; «Моя семья»;
- художественная литература;
- пособие «Заповедники и заказники Республики Алтай»;
- грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
- карты, атлас Республики Алтай;
- символика Республики, глобус и т.д.
Методическое обеспечение
- Агапова И.А., Давыдова. М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2007.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
- Маханёва М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
- Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт.- сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Ривина Е.К. Российская символика: методическое пособие к иллюстрировано- дидактическому материалу для дошкольных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: ООО Издательство
«Скрипторий 2003», 2007.
- С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкиной. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
1. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Воспитание маленького уваровца - большого гражданина России"
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданино...
Программа кружка по правовому воспитанию «Я – маленький гражданин большого мира»
В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней группе «Маленькие жители большого города»
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения...
Презентация "Маленькие жители большой страны" с обзором проектов патриотической направленности
В презентации представлен опыт работы по реализации модуля Программы воспитания "Маленькие жители большой страны". Основная цель модуля - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...
Конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Я гражданин России
Цель: Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет....
Программа по патриотическому воспитанию «Воспитание маленького жителя Карасука – большого гражданина России»
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....