Проектирование воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГТ в старшей группе на основе проектного метода
методическая разработка (старшая группа) по теме
Данный проект может использоваться как специализированный для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а так же в рамках работы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) по направлению «Художественно-эстетическое воспитание» с целью ознакомления старших дошкольников с народным и декоративно-прикладным искусством.
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Реализация проекта позволяет ознакомить детей с народным прикладным искусством, традициями, бытом, обычаями русского народа, развить познавательные способности у детей, способствует воспитанию любви к Отечеству, уважения к предкам, интереса к самобытной русской культуре.
Использование проектного метода позволяет охватить все виды деятельности детей.
Знакомство с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволит решить задачи развития личностных качеств и художественной культуры детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolshaya_istoriya_malenkoy_igrushki.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Большая история маленькой игрушки»
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность, как одна из современных технологий образовательного процесса. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проектная деятельность может рассматриваться как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. А так же сделает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Разработка проекта по теме «Большая история маленькой игрушки»
Тема проекта: «Большая история маленькой игрушки»
Актуальность: Матрёшка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.
Цель проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи проекта:
познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки
выяснить географию и особенности национального сувенира
развивать творческие способности, наблюдательность
воспитывать интерес к истории и культуре России
оформить мини – музей «Матрёшка»
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Ожидаемые результаты:
Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;
Развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук дошкольников;
Формирование патриотических чувств и развитие духовности;
Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов.
Этапы работы
1. Подготовительный:
изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
планирование мероприятий на тему проекта
2. Практический:
творческая работа с детьми, направленная на решение следующих задач:
развитие творческих способностей, навыков и умений на занятиях и в свободное от занятий время (ИЗО, музыкальных, познавательных, по развитию речи);
разработка тематических занятий по русскому народному творчеству для старшего дошкольного возраста;
реализация запланированных мероприятий (открытых занятий, развлечений);
создание информационных стендов по народному творчеству.
3. Заключительный:
анализ работы всех участников проекта;
проведение презентации проекта, анализ его эффективности.
сбор коллекции игрушек – матрёшек;
оформление выставки детских работ «Ах, матрешка».
Реализация проекта
Образовательная область | Непосредственно-образовательная деятельность | Цель |
познание | Беседа «История возникновения и развития матрёшечного дела» Ознакомление с окружающим «Народные умельцы» Беседа «Матрёшка – как символ семьи» | обобщить и систематизировать знание детей о России закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных промыслах воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров. воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. |
чтение художественной литературы | Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки» Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». | закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей. |
художественное творчество | Изобразительная деятельность (рисование) «Сергиево- Посадская матрешка» «Матрешка из Полхов-Майдана» «Семеновские матрешки» «Авторская матрешка» Изобразительная деятельность (аппликация) «Матрешка-открытка» | продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи; учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки; знакомить с региональным декоративным искусством; учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры; продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке; развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству; формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности. знакомить с спецификой создания декоративных цветов (оттенков). |
музыка | песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка» | Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера. Развивать интерес детей к народному творчеству. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Воспитывать любовь к народному искусству. |
Развлечение «Веселая ярмарка» | расширение и развитие у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. |
В результате проведённой работы у детей появился интерес к образцам русского народного искусства, обогатился словарный запас. Дети почувствовали, что человек – часть природы, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Ведь художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, воспитываются и нравственные и патриотические качества.
Список использованных источников
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценариев календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, 3-е изд. Переработанное и дополненное – СПб: “Детство – Пресс”, 2008. Рекомендована Мин. образования РФ
“С чего начинается Родина?” (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС в старшей группе на основе проектного метода "Луна - царица ночи"
Среднесрочный практико-ориентированный проект для детей старшего возраста...
4. План воспитательно-образовательной работы на летний оздоровительный период в старшей группе-лето 2017 (07.12.2017)
План воспитательно-образовательной работы на летний оздоровительный период в старшей группе-лето 2017...
План воспитательно - образовательной деятельности в период зимних каникул в старшей группе
В преддверии Нового года не только каждый ребенок, но и взрослый ждет новогоднего и рождественского чуда. Данный план работы позволит разнообразить деятельность воспитанников в период зимних каникул в...
Отчёт по диагностики воспитательной -образовательной работы на конец учебного года в старшей группе
Аналитическая справка« Итоги педагогического мониторинга на конец учебного 2018-2019 года в старшей группе»...
Планирование воспитательно-образовательной работы на 1 неделю декабря в старшей группе
Планирование воспитательно-образовательной работы на 1 неделю декабря в старшей группе...
Планирование воспитательно-образовательной работы на 2 неделю декабря в старшей группе
Планирование воспитательно-образовательной работы на 2 неделю декабря в старшей группе...
Конспект НОД по теме "Дорожные знаки" в старшей группе с использованием проектного метода
Цель: Расширять и закреплять знания и представление детей о првилах дорожного движения в соответствии с возрастам....