Конспект занятия по социально- эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, ЗРР воспитателя Шипулиной Л. А.
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Тема: "Формирование представлений детей младшего дошкольного возраста с ЗПР об эмоциях радости и грусти. Развитие эмоциональной сферы".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по социально- эмоциональному развитию детей 2 младшей группы с ЗПР, ЗРР воспитателя Шипулиной Л.А.
ТЕМА: «Солнышко в гостях у ребят»
Цель: развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи:
1.Закрепление умения распознавать и понимать эмоции других.
2.Упражнение детей умению передавать эмоциональное состояние (радость, грусть) героя сказки, используя мимику, пантомимику.
3.Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
4.Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, речи, уверенности в себе.
5.Воспитание навыков позитивного межличностного общения, умения быть терпимым к чувствам и желаниям друг друга.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», драматизация отрывков произведения, рассматривание иллюстраций к сказки. Мотивация: Оказание сказочному персонажу эмоциональной поддержки. Материал к занятию: наглядный: мягкая игрушка солнышко, два бумажных сундучка (на одном изображена пиктограмма радости, на другой- грусти); ведерко для бумажного салюта; комочки цветной бумаги (для игры в «салют»); мешочек с изображением солнышка, карандаш оранжевого или желтого цвета, раздаточный материал: картинки с изображением отрывка из сказки «Заюшкина избушка» (один- грустный, другой- веселый).; листы бумаги разного цвета. Формы организации: фронтальная с элементами игровой деятельности, групповая и индивидуальная.
Содержание занятия:
1.Вводная часть. Ритуал начала занятия.
Упражнение «Приветствие».
Цель: способствовать сплочению детей, создать атмосферу группового доверия и принятия, создать положительный эмоциональный настрой.
Педагог вместе с детьми встает в круг.
Воспитатель: «Мы дружно за руки возьмемся (пауза) и друг другу улыбнемся (все улыбаются), скажем: «Здравствуйте!».
Если ребенок не улыбается, без настроения, то нужно сказать ему ласково:
- Здравствуй Мишенька! ( далее акцентрировать внимание на занятии на тех детей, которые не улыбнулись).
Дети садятся на стульчики, которые стоят по кругу.
Рефлексия прошлого занятия.
Воспитатель: Ребята, мы с вами на прошлых занятиях говорили о настроении, узнали, что настроение бывает веселое и грустное.
А у вас какое сейчас настроение? (обращаюсь к некоторым детям, или к детям, которые скажут, что настроение грустное) Вот сейчас мы будем веселиться, чтобы поднять настроение у Миши, Вани, чтобы у Насти, Варе настроение было еще веселее.
К нам в гости сегодня пришло волшебное солнышко. Хотите его увидеть?
Игровое упражнение «Соедини ладошки».
Цель: погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от страхов, переживаний, способствовать установлению эмоционального контакта с ребенком, снять эмоциональное возбуждение, создать атмосферу группового доверия и принятия друг друга.
Воспитатель: Встаньте в круг, ручки в стороны, ладошки друг другу покажите, соедините ваши ладошки все вместе. Чувствуете тепло ладошек друг друга? Вам приятно так стоять? (ответы детей) Если мы все вместе скажем волшебные слова шепотом, то солнышко появится. Повторяйте шепотом волшебные слова: «Поднимись, поднимись, над нами окажись!» (дети произносят слова).
Откройте глазки, ручки опустите. Вот мы и увидели волшебное солнышко. Садитесь тихонечко на стульчики.
2. Основная часть.
Педагог обыгрывает появление игрушки- солнышка!.
Обыгрывание педагогом появление игрушки.
Солнышко здоровается с детьми:
- Здравствуйте дети. Я очень радо вас видеть.
Воспитатель: Детки, что это с солнышком, оно загрустило, заскучало. Давайте развеселим его, поиграем с ним в разные игры, согласны?
Сюрпризный момент. Рассматривание двух сундучков со сказками.
Цель: активизировать интерес к занятию, развитие умения определять эмоцию радости и грусти по пиктограмме, умения сравнивать, развивать речь.
Воспитатель: Посмотрите, у солнышка есть два волшебных сундучка, в них живут сказки (воспитатель показывает два сундучка, затем показывает на сундучок, на котором изображена веселая пиктограмма) Скажите, сундучки одинаковые или разные? Верно, заметили, они разные. На сундучках изображены рожицы. Эта рожица веселая, или грустная? (воспитатель показывает на сундучок, спрашивает одного из детей, дети называют). Конечно, же - эта веселая рожица. И в этом сундучке живут веселые отрывки из сказок. А это рожица на сундучке веселая или грустная? (ответы детей) Верно – грустная. В этом сундучке живут грустные отрывки из сказок.
Игра «Найди картинку к сказке и определи настроение героев».
Цель: способствовать умению соотносить прослушанный текст сказки с соответствующим изображением на картинке, умению отвечать на вопросы воспитателя; развитие умения определять настроение героев произведения, слухового внимания, памяти, умение анализировать.
Педагог показывает несколько картинок в руке.
Воспитатель: Но вот случилась беда, подул сильный ветер и сундучки упали, сказки из них высыпались и все перепутались. Вот видите, у меня картинки из разных сказок ( педагог раздает каждому ребенку по две картинки- одну с грустным эпизодом, другую с веселым, дети рассматривают). На одних картинках нарисованы грустные сказки, на других веселые отрывки их сказок. Поможем солнышку правильно разложить картинки по сундучкам? Но сначала я прочитаю отрывок из сказки, а вы должны найти картинку к этой сказке и сказать веселый отрывок или грустный? Слушайте внимательно.
Чтение отрывка сказки воспитателем.
Отрывок 1. Из русской народной сказки «Заюшкина избушка». …Попросилась лиса у зайчика погреться. Зайчик пустил ее к себе в дом, накормил, напоил. А Лиса его и выгнала…Идет зайчик и плачет….. |
Беседа по прочитанному отрывку.
Вопросы к детям:
- Скажите, этот отрывок грустный или веселый? (предполагаемые ответы детей: «грустный»). Посмотрите на свои картинки, найдите картинку к этой сказке. Поднимите вверх картинку.
Создание ситуации успеха (авансирование успеха):
- Я знаю, вы сможете правильно найти.
- Опустите картинку.
- Скажите, что зайчик чувствует? Он веселый или грустный? (ответы детей) Верно зайчику плохо, обидно, что лиса его из дома выгнала. Он печальный, несчастный.
- Покажите на своем лице, как зайчику грустно.
Игровое упражнение «Изобрази героя сказки».
Цель: развивать умение распознавать эмоциональное состояние героя сказки и передавать его (радость, грусть), используя мимику, способствовать расслаблению мышц лица.
Дети мимикой изображают грустного зайчика.
- Ему страшно, он боится в лесу один.
- А чтобы ты, Миша, сделал, чтобы зайчику не было грустно? (ответы детей)
- А теперь слушайте внимательно еще один отрывок из сказки.
Чтение отрывка сказки воспитателем.
Отрывок 2. . Из русской народной сказки «Заюшкина избушка». ....Выскочила лисица из избушки и в лес убежала. Так ее петушок напугал! А зайчик вместе с петушком стали жить да поживать да добра наживать…. |
Беседа по прочитанному отрывку.
Вопросы к детям:
- Скажите, этот отрывок грустный или веселый? (предполагаемые ответы детей: «веселый»). Посмотрите на свои картинки, найдите картинку к этой сказке. Поднимите вверх картинку. Опустите картинку.
- Что чувствует зайчик, ему стало весело или грустно?
- Почему зайчик стал веселым? (предполагаемые ответы детей: «петушок лису прогнал»…..)
- Вы умнички! Зайчик стал веселым, потому что лису прогнал Петушок, да и зайчишка теперь не один, у него друг появился, ему теперь будет его защищать, играть с ним. Да и зайчик будет заботиться о Петушке. Вместе всегда веселее.
Дидактическая игра «Разложи картинки по сундучкам».
Цель: развивать умение дифференцировать эмоции и чувства героев сказки, зрительной внимание.
Воспитатель: А сейчас, тот, кого я назову, пойдет и положит свои картинки, веселые в один сундучок, а грустные в другой.
(Воспитатель первым вызывает ребенка, который наверняка правильно справиться с заданием, задает вопросы)
Создание ситуации успеха (авансирование успеха и блокирование состояние страха):
- Миша, я знаю, ты справишься с этим заданием, ничего страшного нет.
- Посмотри, (педагог показывает на веселого) зайчик на этой картинке какой: веселый или грустный? Как ты догадался? Я думаю, ты по мордочке определил. Рот у него улыбается, глазки веселые. А почему ты эту картинку положил в этот сундучок? Ложи картинки. Молодец. Иди на место и покажи, как шагал веселый зайчик.
(Затем воспитатель вызывает других детей, можно сразу нескольких, дети при этом отвечают на вопросы воспитателя, некоторых детей педагог просит выразить пантомимикой и мимикой эмоции).
Воспитатель берет игрушку солнышко и от его имени говорит:
- Спасибо ребятки, вы мне очень помогли, а то я бы сама никогда не справилась. А давайте с вами поиграем в интересную игру «Салют».
Подвижная игра «Салют» под веселую музыку.
Цель- снятие излишней агрессивности у детей, развитие быстроты двигательной реакции, ловкости, тактильной чувствительности, формирование положительного психологического микроклимата в группе, создать положительный эмоциональный настрой.
Воспитатель: Поиграем с солнышком? Встаньте со стульев и выйдите на середину зала. Сейчас мы сделаем из бумаги салют (воспитатель берет лист бумаги и сжимает ее в комок) вот так, и подбросим его вверх. Это будет у нас салют. Берите листочки и бросайте.
Воспитатель может приготовить уже заранее сделанные комочки и бросить их для игры детям. Можно предложить кричать: «Ура». После того как дети поиграли, педагог предлагает весь салют собрать и положить в волшебный мешочек и завязать его.
Воспитатель: Какие вы молодцы, как весело играли! А сейчас солнышко хочет поиграть с вами в игру, которую вы хорошо знаете «Карандашик и кисточка». Подойдите к стульчикам, но не садитесь, (дети встают в круг у стульев, но так, чтобы стулья им не мешали).
3.Заключительная часть.
Игровое упражнение на снятие мышечного напряжения «карандашик – кисточка». Цель: Снять психическое и физическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия.
Воспитатель напоминает детям, как изображать карандашик- Руки прижаты к туловищу, напряжены, ноги и спинка прямая. А кисточка – руки и ноги ослаблены, слегка согнуты, как бы болтаются. По сигналу ведущего «карандашик» - дети напрягаются, изображая карандаш, «кисточка» - расслабляются. Упражнение повторяется несколько раз.
Рисование воспитателем солнышка на ладошках детей.
Цель: развивать тактильную чувствительность, вызвать у детей эмоциональную удовлетворенность.
Воспитатель: Солнышку с вами было очень хорошо, весело, ему понравилось играть и с… (называет всех детей ласково). И солнышко хочет вам на память сделать очень приятный подарок (воспитатель одевает на руку куклу солнышко, берет в руки карандаш и рисует солнышко с улыбкой у каждого ребенка на ладошке) Что ты чувствуешь, когда солнышко рисует у тебя на ладошке? Тебе приятно?
Рефлексия занятия.
Воспитатель: Те, кому занятие понравилось - поднимите свои ручки с солнышками. Умнички. Опустите ручки. Поднимите ручки с солнышками, кому понравилось с солнышком играть? (дети поднимают). Кому не понравилось играть с солнышком- поднимите руки. Солнышку нашему стало очень весело, но ему пора уходить. Давайте покажем ему, как мы всегда прощаемся после занятия друг с другом. Смотрите на меня и повторяйте за мной.
Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши».
Дружно хлопнули в ладоши,
Вместе топнули ногой.
Все, во что мы здесь играли,
Мы запомнили с тобой.
До свиданья всем сказали
И ладошкой помахали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас
Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...
Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло"
Конспект занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста на тему: "Добро и зло" Программное содержание:Раскрыть сущность полярных понятий &ldquo...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Дружелюбию"
Занятие проводится с группой дошкольников 5-6 лет с использованием интерактивной песочницы iSand Box standart (с сенсором глубины). Цель занятия: формировать положительный опыт сотрудничества....
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...
Доклад "Использование дидактических игр с целью социально-эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста"
В последнее время отмечается, что игровой деятельности в образовательном процессе отводится мало места. Исследования по проблемам игровой деятельности выявили значительный развивающий и воспитательный...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста по сказке «Теремок» «Давай дружить- вместе жить»
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста по сказке «Теремок» «Давай дружить- вместе жить»...