Планирование занятий, с элементами интеграции по познавательно-изобразительной деятельности в старших группах
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Бычкова Елена Анатольевна

Цель данных занятий – объединить  художественную и  познавательно-экологическую  деятельность детей   в целостный педагогический процесс. 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planiroanie.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование занятий, с элементами интеграции  по познавательно-изобразительной  деятельности

Составитель: старший воспитатель Бычкова Е.А.

Занятия проводятся во вторую половину дня:

В старшей группе- 1 раз в неделю по 25-30 мин

В подготовительной группе -1 раз в неделю по 30-35 мин

Всего занятий – 64.

Диагностика – 2 раза в год (вводная, итоговая)

Планирование составлено с учётом реализации межпердметных связей по образовательным областям:

«Познание»;

«Художественное творчество»

Задачи:

Учить детей:

владеть гуашевыми и акварельными красками, изобразительными  материалами; изображать природные объекты и явления в различной художественной  технике;

развивать чувство композиции, колорита.

Развивать в детях:

 познавательный интерес к миру природы;

художественное восприятие природы;

мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать;

воображение и фантазию;

творческие изобразительные способности;

Воспитывать в детях:

эстетическое отношение к природе

нравственные качества личности: доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию.

Перспективное планирование занятий в старшей группе

Тема занятия

Программное содержание по рисованию

Познавательная задача

Сентябрь

1


Рисование по замыслу


Диагностика


Диагностика

2.

Летний луг


Упражнять в рисовании восковыми мелками, закрепить умение тонировать рисунок акварель. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Познакомить детей с распространенными луговыми травами, обратить внимание на цветущие растения.

3.

Маленькие,  удаленькие

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Уточнить знания о насекомых, характерных для природы Хабаровского края.

4.

Что нам осень подарила?

Закрепить умение составлять натюрморт. Анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.

Продолжать работу по дальнейшему развитию знаний детей об овощах- видах овощей, их отличительных особенностях.

Октябрь

1.

Осеннее дерево и кусты

Продолжать учить изображать предметы в сюжетном рисунке; учить передавать в рисунке различия в  строении дерева и куста; учить использовать разнообразные краски и изображение осенней листвы; формировать навыки рисования концом кисти тонких линий.

Продолжать учить различать дерево и кустарник их особенности строения, называть виды, произрастающие в нашем посёлке.

2

Ковёр из осенних листьев

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях и тампоном при печати.

Показать детям многообразие  осенних листьев; провести беседу на тему: «Почему деревья сбрасывают листву?».

3

Что растёт на дереве?

Учить анализировать натуру (ветку рябины), выделять её признаки и особенности. Закреплять умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие

Уточнить знания детей о ягодных деревьях и кустарниках: красная  рябина, облепиха, черноплодная рябина, калина, боярышник.

4

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Ноябрь

1

Пушистые зверюшки

Научить с помощью технического приёма передавать фактуру; формировать навыки рисования двумя кистями: жёсткой кистью (щетинная), мягковолосистой.

Развить представления детей о пушных  животных, обитающих в дальневосточных лесах: соболь, белка, колонок.

2

Пингвины на льдинах

Учить изображать снег, лёд, полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о  холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

Закрепить знания о животных, живущих в Антарктиде, пингвине, особенностях его поведения.

3

Первый снег

Учить рисовать дерево без листьев, двумя руками. Закреплять умение изображать снег, используя рисование пальчиками.

Уточнить знания детей о подготовке растений к зиме, как можно помочь деревьям пережить суровую зиму.

4

Следы на снегу

Учить рисовать следы разных животных, используя технику: оттиск печатками из картофеля;  отображать особенность следов и их расположение  на листе (снегу).

Уточнить знания детей о зимовке обитателей леса, рассмотреть следы различных зверей.

Декабрь

1

Животных, которых я сам придумал

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старое содержание – новое содержание». Развивать воображение.

Побеседовать с детьми о самых необычных  животных, проживающих в разных странах мира; воспитывать у них интерес ко всему живому, желание удивляться.

2

Птицы зимой

Показать особенности изображения птиц, учить рисовать  по вырезанному силуэту птицы, наносить тычки жёсткой, полусухой кистью, выполнять дорисовки концом кисти(хвостик, крылья, клюв)

Продолжить знакомство  с зимующими птицами Хабаровского края, приобщить к природоохранительной работе.

3

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Январь

1

Удивительные узоры

 Упражнять в рисовании восковыми мелками, закрепить умение тонировать рисунок акварелью; развивать воображение при рисовании узоров.

Продолжать знакомить детей с различными природными явлениями, показать состояние воды в окружающей среде, понаблюдать за морозными узорами.

2

Волшебница-зима

Учить отражать свои впечатления в рисунках, выбирая самостоятельно технику рисования зимнего пейзажа.

Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности.

3

Моя любимая погода зимой

Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в различных изобразительных  техниках; упражнять в отображении состоянии погоды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство композиции, колорита.

Побеседовать с детьми, о разных состояниях погоды зимой; проанализировать календарь природы, отметить, как она менялась в течение месяца.

Февраль

1

Нет на свете некрасивых деревьев

Развивать способность к образному восприятию красоты природ и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Продолжать учить смешивать краски для получения разных оттенков.

Побеседовать о красоте зимнего леса, многообразие строения деревьев, особенностях окраски коры толстых и тонких веток.

2

Я в подводном мире

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки+акварель, отпечатки ладоней, учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

Закреплять знания о подводных обитателях.

3

Небесные путешественники

Учить рисовать облака, различной причудливой формы; используя технику рисования «акварель +восковой мелок», развивать воображение, ассоциативное мышление.

Познакомить с  элементарными знаниями  о круговороте воды в природе.

4

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Март

1

Чудесный букет для мамы.

Закрепить знания детей о симметричных и нессиметричных предметах. Навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

О роле  женщины- матери, в жизни нашей страны, воспитывать

2

Растения в нашей группе

Продолжать рисовать анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму вазона, относительную величину вазона и растения, форму и расположение листьев. Закрепить приёмы работы с пастелью.

Закрепить знания о комнатных растения, условиях роста.

3

Пришла весна, заплакала сосулька.

Воспитывать эстетическое отношение к природе; упражнять в рисовании акварелью, восковыми мелками, тонировать лист в цвета весны.

Продолжать знакомить детей с различными природными явлениям; понаблюдать за сосулькой, рассмотреть её форму, поразмышлять, почему сосулька «растёт» кончиком вниз, откуда произошло слово «капель».

4

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Апрель

1

Звёздное  небо

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать поролоном по трафарету. Развивать цветовосприятие, упражнять в рисовании данных техник.

Закрепить понимание причин изменения времени суток

2

Ветка с первыми листьями

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет, развивать чувство композиции.

Рассмотреть почки разных растений, отметить характерные отличия, особенности.

3

Первые цветы

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели предавать особый колорит. Развивать цветовосприятие.

Познакомить детей с первыми весенними цветущими растениями

4

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Май

1

Берёзовая роща

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции.

Дать более глубокие знание о берёзе; поразмышлять над тем, почему берёзу называют символом русской души.

2

Как я люблю одуванчики

Совершенствовать умения в технике: рисования акварелью+восковой мелок, обрывание, тычкование. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, воспитывать бережное отношение к природе.

3

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

4

 Диагностика

 -

Планирование занятий по подготовительной группе

Тема занятия

Изобразительные задачи

Познавательные задачи

Сентябрь

Диагностика

Воспоминаем летний луг


Упражнять в рисовании восковыми мелками, закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Продолжать знакомить детей с распространенными луговыми травами, обратить внимание на цветущие растения.

Моя любимая погода осенью

Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (солнечно, дождливо, хмуро); развивать чувство композиции, колорита.

Проанализировать особенности погоды ранней осенью, выделить основные признаки ненастной и солнечной погоды.

Разноцветные дожди

Развивать внимание и образное восприятие. Учить изображать природные явления, используя различные графические средства (штрихи, сплошную линию и тд.), в соответствии с характером дождя: грозный, весёлый и стихающего, ливневый, начинающийся.

Продолжать знакомить

 детей с различными природными

 явлениями, отмечать особенности летнего,  осеннего дождя.

Октябрь

Что нам осень принесла?

Учить детей самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, фона, а также способы изображения предметов.

Закрепить представления детей об овощах и фруктах.

Осенняя берёза

Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы., осеннюю окраску листвы; обучит правильным способам действий полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения чёрных пятен на стволе берёзы.

Формировать в представлении детей образ белоствольной берёзы. Рассмотреть разновидности берёз (белоствольная, карликовая, чёрная).

Поздняя  осень

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - пейзажем; учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенной техники: монотипия пейзажная; передавать в рисунки характерные признаки поздней осени.

Вспомнить особенности осеннего пейзажа, поразмышлять, почему так говорят: Октябрь землю покроет - где листком, где снежком. Развивать у детей способностью восхищаться красотой осенней  природы.

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Ноябрь

Я шагаю по ковру из осенних листьев

Развивать эстетическое восприятие колорита в природе, продолжать учить создавать декоративную композицию, располагая изображение по всему листу; выбирая необходимую технику, способ, материал, цветовые решения.

Продолжать знакомить детей с разными видами деревьев, характерными для каждого дерева листьями, учить понимать закономерности в природе, воспитывать любовь к природе.

Воробушек

Познакомить со штриховым рисунком птиц; учить предавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умение применять при закрашивании изображения разные приёмы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим.

Формировать у детей обобщённое представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению.

Нарисуй, что хочешь про осень

Развивать творческие способности детей (использование представлений, изобразительных технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы); развивать умение строить художественный замысел.

Вспомнить характерные приметы осени, закономерностях в природе.

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Декабрь

Опушка зимнего леса

Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию  рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев; рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.

Продолжать знакомить детей с хвойными деревьями: сосна, ель, лиственница. Уметь различать деревья по расположению  хвои на ветке, внешним отличиям.

Ежиха с ежатами

Учить изображать эпизод из жизни ежей через соответствующие замыслу расположение персонажей и соблюдение пропорций между предметами; развивать умение рисовать иголки неотрывными штрихами в несколько рядов.

Развивать у детей интерес к животному миру, расширить знания детей о еже, представителя Дальневосточной фауны.

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Январь

Рождественская ёлка

Упражнять в рисовании дерева, через их изображение в различных художественных техниках: тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

Формировать экологическое мировоззрение, расширять кругозор. Приобщать к мировой культуре.

Животных, которых я сам придумал

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старое содержание – новое содержание». Развивать воображение.

Продолжать знакомить детей с необычными (внешний облик, поведение) животными, проживающими в разных странах мира; воспитывать у них интерес ко всему живому, желание удивляться.

Матушка-зима 

Познакомить детей с графическими материалами (графитный карандаш, уголь, сангина), научить использовать их в своей работе.

Вспомнить особенности зимнего пейзажа, обитателей зимнего леса. Развивать у детей способностью восхищаться красотой зимней природы.

Февраль

Совушка - сова

Учить предавать в рисунке разные позы совы (сидит, лети), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев  на голове, теле, крыльях.

Продолжать знакомить с птицами Хабаровского края, совой. Рассказать детям о ночном образе жизни совы, хищнице.

Мои любимые домашние животные

Воспитывать эстетически - нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках.

Продолжать знакомить детей с новыми домашними  животными и их жилищами, трудом людей по уходу за ними.

Наши комнатные растения

Формировать эстетическое отношение к комнатным растениям и их изображению в натюрморте; упражнять в комбинировании двух различных техник (обрывание, скатывание); развивать чувство композиции и колорита.

Продолжать знакомить детей с комнатными растениями, родиной их произрастания, определить значении комнатных растений для жизни человек..

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

март

Необычные цветы

Познакомить детей с новой техникой рисования, кляксография с ниточкой; учить создавать образ цветка, дорисовывая недостающие детали кистью, фломастером. Развивать цветовосприятие.

Продолжать знакомить детей с цветами, их разнообразием, воспитывать желание принимать участие в выращивании цветов.

Весенний ветерок

Учить передавать воображаемый образ в рисунке, используя, знакомые техники рисования.

Анализируя поступки героя экологической сказки «Южный ветер», приобщать детей к основам экологической культуры.

Цветущая  верба

Познакомить детей с приёмом работы с краской гуашь путём вливания цвета в цвет, по мокрому слою.

Продолжать знакомить с первым признаками весны,  изменениями в живой природе, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Апрель

Паук в паутине

Закреплять умение работать в технике обрывания бумаги; закрепить представление детей о свойствах бумаги, упражнять в рисовании фломастером.

 Познакомить детей с представителем мира насекомых, пауком; поразмышлять, что такое паутина, для чего она нужна.

Пушистые детёныши животных

Учить изображать пушистого детёныша животного в какой-либо позе

Познакомить детей с изменениями в жизни животных весной: появление детёнышей, отметить отличия детёныша от взрослого животного.

Ходит капелька по кругу.

Учить самостоятельно определять тему( текущий к маме ручей, снег, иней, дождь) и  технику рисования .

Продолжать знакомить детей с разными состояниями воды в окружающей среде.

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Май

Цветущий месяц май

Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках детей; учит использовать светлые и яркие краски для передачи  радостного настроения.

Развивать интерес к родной природе, закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Цветёт сирень

Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные кисти, предавать их форму и цвет; учит смешивать краски для получения сиреневого цвета.

Продолжать знакомить детей с цветущими кустарниками, сиренью, отмечать его форму, строение, сравнивать с другими цветущими кустарниками (черёмуха).

Рисование по замыслу

Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)

Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"

В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Путешествие капельки». (старшая группа).

Занятие знакомит детей с круговоротом воды в природе, даёт представление о воде и ее свойствах, обучает навыкам проведения лабораторных опытов....

Комплексное занятие с элементами арт –терапии в старшей группе

Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: "Сказочный осенний лес"...

План - конспект развивающего занятия с элементами сказкотерапии для детей старшей группы.

Тема: "Учусь быть терпеливым"Цель: способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей....

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».

Пояснительная запискак конспекту  интегрированного занятия  с элементами  кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...

Интегрированное физкультурное занятие с элементами математики для детей старшей группы с ТНР.

    Данный материал поможет педагогу в работе   пр формированию  у детей  двигательных умений и навыков и математических представлений, физических качеств в соотве...