Планирование занятий, с элементами интеграции по познавательно-изобразительной деятельности в старших группах
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Цель данных занятий – объединить художественную и познавательно-экологическую деятельность детей в целостный педагогический процесс.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planiroanie.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование занятий, с элементами интеграции по познавательно-изобразительной деятельности
Составитель: старший воспитатель Бычкова Е.А.
Занятия проводятся во вторую половину дня:
В старшей группе- 1 раз в неделю по 25-30 мин
В подготовительной группе -1 раз в неделю по 30-35 мин
Всего занятий – 64.
Диагностика – 2 раза в год (вводная, итоговая)
Планирование составлено с учётом реализации межпердметных связей по образовательным областям:
«Познание»;
«Художественное творчество»
Задачи:
Учить детей:
владеть гуашевыми и акварельными красками, изобразительными материалами; изображать природные объекты и явления в различной художественной технике;
развивать чувство композиции, колорита.
Развивать в детях:
познавательный интерес к миру природы;
художественное восприятие природы;
мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать;
воображение и фантазию;
творческие изобразительные способности;
Воспитывать в детях:
эстетическое отношение к природе
нравственные качества личности: доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию.
Перспективное планирование занятий в старшей группе
№ | Тема занятия | Программное содержание по рисованию | Познавательная задача |
Сентябрь |
1 | Рисование по замыслу | Диагностика | Диагностика |
2. | Летний луг | Упражнять в рисовании восковыми мелками, закрепить умение тонировать рисунок акварель. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | Познакомить детей с распространенными луговыми травами, обратить внимание на цветущие растения. |
3. | Маленькие, удаленькие | Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Уточнить знания о насекомых, характерных для природы Хабаровского края. |
4. | Что нам осень подарила? | Закрепить умение составлять натюрморт. Анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции. | Продолжать работу по дальнейшему развитию знаний детей об овощах- видах овощей, их отличительных особенностях. |
Октябрь |
1. | Осеннее дерево и кусты | Продолжать учить изображать предметы в сюжетном рисунке; учить передавать в рисунке различия в строении дерева и куста; учить использовать разнообразные краски и изображение осенней листвы; формировать навыки рисования концом кисти тонких линий. | Продолжать учить различать дерево и кустарник их особенности строения, называть виды, произрастающие в нашем посёлке. |
2 | Ковёр из осенних листьев | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях и тампоном при печати. | Показать детям многообразие осенних листьев; провести беседу на тему: «Почему деревья сбрасывают листву?». |
3 | Что растёт на дереве? | Учить анализировать натуру (ветку рябины), выделять её признаки и особенности. Закреплять умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие | Уточнить знания детей о ягодных деревьях и кустарниках: красная рябина, облепиха, черноплодная рябина, калина, боярышник. |
4 | Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Ноябрь |
1 | Пушистые зверюшки | Научить с помощью технического приёма передавать фактуру; формировать навыки рисования двумя кистями: жёсткой кистью (щетинная), мягковолосистой. | Развить представления детей о пушных животных, обитающих в дальневосточных лесах: соболь, белка, колонок. |
2 | Пингвины на льдинах | Учить изображать снег, лёд, полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. | Закрепить знания о животных, живущих в Антарктиде, пингвине, особенностях его поведения. |
3 | Первый снег | Учить рисовать дерево без листьев, двумя руками. Закреплять умение изображать снег, используя рисование пальчиками. | Уточнить знания детей о подготовке растений к зиме, как можно помочь деревьям пережить суровую зиму. |
4 | Следы на снегу | Учить рисовать следы разных животных, используя технику: оттиск печатками из картофеля; отображать особенность следов и их расположение на листе (снегу). | Уточнить знания детей о зимовке обитателей леса, рассмотреть следы различных зверей. |
Декабрь |
1 | Животных, которых я сам придумал | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старое содержание – новое содержание». Развивать воображение. | Побеседовать с детьми о самых необычных животных, проживающих в разных странах мира; воспитывать у них интерес ко всему живому, желание удивляться. |
2 | Птицы зимой | Показать особенности изображения птиц, учить рисовать по вырезанному силуэту птицы, наносить тычки жёсткой, полусухой кистью, выполнять дорисовки концом кисти(хвостик, крылья, клюв) | Продолжить знакомство с зимующими птицами Хабаровского края, приобщить к природоохранительной работе. |
3 | Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Январь |
1 | Удивительные узоры | Упражнять в рисовании восковыми мелками, закрепить умение тонировать рисунок акварелью; развивать воображение при рисовании узоров. | Продолжать знакомить детей с различными природными явлениями, показать состояние воды в окружающей среде, понаблюдать за морозными узорами. |
2 | Волшебница-зима | Учить отражать свои впечатления в рисунках, выбирая самостоятельно технику рисования зимнего пейзажа. | Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности. |
3 | Моя любимая погода зимой | Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состоянии погоды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство композиции, колорита. | Побеседовать с детьми, о разных состояниях погоды зимой; проанализировать календарь природы, отметить, как она менялась в течение месяца. |
Февраль |
1 | Нет на свете некрасивых деревьев | Развивать способность к образному восприятию красоты природ и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Продолжать учить смешивать краски для получения разных оттенков. | Побеседовать о красоте зимнего леса, многообразие строения деревьев, особенностях окраски коры толстых и тонких веток. |
2 | Я в подводном мире | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки+акварель, отпечатки ладоней, учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. | Закреплять знания о подводных обитателях. |
3 | Небесные путешественники | Учить рисовать облака, различной причудливой формы; используя технику рисования «акварель +восковой мелок», развивать воображение, ассоциативное мышление. | Познакомить с элементарными знаниями о круговороте воды в природе. |
4 | Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Март |
1 | Чудесный букет для мамы. | Закрепить знания детей о симметричных и нессиметричных предметах. Навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии. | О роле женщины- матери, в жизни нашей страны, воспитывать |
2 | Растения в нашей группе | Продолжать рисовать анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму вазона, относительную величину вазона и растения, форму и расположение листьев. Закрепить приёмы работы с пастелью. | Закрепить знания о комнатных растения, условиях роста. |
3 | Пришла весна, заплакала сосулька. | Воспитывать эстетическое отношение к природе; упражнять в рисовании акварелью, восковыми мелками, тонировать лист в цвета весны. | Продолжать знакомить детей с различными природными явлениям; понаблюдать за сосулькой, рассмотреть её форму, поразмышлять, почему сосулька «растёт» кончиком вниз, откуда произошло слово «капель». |
4 | Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Апрель |
1 | Звёздное небо | Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать поролоном по трафарету. Развивать цветовосприятие, упражнять в рисовании данных техник. | Закрепить понимание причин изменения времени суток |
2 | Ветка с первыми листьями | Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет, развивать чувство композиции. | Рассмотреть почки разных растений, отметить характерные отличия, особенности. |
3 | Первые цветы | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели предавать особый колорит. Развивать цветовосприятие. | Познакомить детей с первыми весенними цветущими растениями |
4 | Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Май |
1 | Берёзовая роща | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции. | Дать более глубокие знание о берёзе; поразмышлять над тем, почему берёзу называют символом русской души. |
2 | Как я люблю одуванчики | Совершенствовать умения в технике: рисования акварелью+восковой мелок, обрывание, тычкование. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, воспитывать бережное отношение к природе. |
3 | Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
4 | Диагностика | - |
Планирование занятий по подготовительной группе
Тема занятия | Изобразительные задачи | Познавательные задачи |
Сентябрь |
Диагностика |
Воспоминаем летний луг | Упражнять в рисовании восковыми мелками, закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | Продолжать знакомить детей с распространенными луговыми травами, обратить внимание на цветущие растения. |
Моя любимая погода осенью | Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (солнечно, дождливо, хмуро); развивать чувство композиции, колорита. | Проанализировать особенности погоды ранней осенью, выделить основные признаки ненастной и солнечной погоды. |
Разноцветные дожди | Развивать внимание и образное восприятие. Учить изображать природные явления, используя различные графические средства (штрихи, сплошную линию и тд.), в соответствии с характером дождя: грозный, весёлый и стихающего, ливневый, начинающийся. | Продолжать знакомить детей с различными природными явлениями, отмечать особенности летнего, осеннего дождя. |
Октябрь |
Что нам осень принесла? | Учить детей самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, фона, а также способы изображения предметов. | Закрепить представления детей об овощах и фруктах. |
Осенняя берёза | Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы., осеннюю окраску листвы; обучит правильным способам действий полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения чёрных пятен на стволе берёзы. | Формировать в представлении детей образ белоствольной берёзы. Рассмотреть разновидности берёз (белоствольная, карликовая, чёрная). |
Поздняя осень | Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - пейзажем; учить создавать различные образы деревьев, кустов и трав с помощью предложенной техники: монотипия пейзажная; передавать в рисунки характерные признаки поздней осени. | Вспомнить особенности осеннего пейзажа, поразмышлять, почему так говорят: Октябрь землю покроет - где листком, где снежком. Развивать у детей способностью восхищаться красотой осенней природы. |
Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Ноябрь |
Я шагаю по ковру из осенних листьев | Развивать эстетическое восприятие колорита в природе, продолжать учить создавать декоративную композицию, располагая изображение по всему листу; выбирая необходимую технику, способ, материал, цветовые решения. | Продолжать знакомить детей с разными видами деревьев, характерными для каждого дерева листьями, учить понимать закономерности в природе, воспитывать любовь к природе. |
Воробушек | Познакомить со штриховым рисунком птиц; учить предавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умение применять при закрашивании изображения разные приёмы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим. | Формировать у детей обобщённое представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению. |
Нарисуй, что хочешь про осень | Развивать творческие способности детей (использование представлений, изобразительных технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы); развивать умение строить художественный замысел. | Вспомнить характерные приметы осени, закономерностях в природе. |
Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Декабрь |
Опушка зимнего леса | Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев; рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета. | Продолжать знакомить детей с хвойными деревьями: сосна, ель, лиственница. Уметь различать деревья по расположению хвои на ветке, внешним отличиям. |
Ежиха с ежатами | Учить изображать эпизод из жизни ежей через соответствующие замыслу расположение персонажей и соблюдение пропорций между предметами; развивать умение рисовать иголки неотрывными штрихами в несколько рядов. | Развивать у детей интерес к животному миру, расширить знания детей о еже, представителя Дальневосточной фауны. |
Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Январь |
Рождественская ёлка | Упражнять в рисовании дерева, через их изображение в различных художественных техниках: тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. | Формировать экологическое мировоззрение, расширять кругозор. Приобщать к мировой культуре. |
Животных, которых я сам придумал | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старое содержание – новое содержание». Развивать воображение. | Продолжать знакомить детей с необычными (внешний облик, поведение) животными, проживающими в разных странах мира; воспитывать у них интерес ко всему живому, желание удивляться. |
Матушка-зима | Познакомить детей с графическими материалами (графитный карандаш, уголь, сангина), научить использовать их в своей работе. | Вспомнить особенности зимнего пейзажа, обитателей зимнего леса. Развивать у детей способностью восхищаться красотой зимней природы. |
Февраль |
Совушка - сова | Учить предавать в рисунке разные позы совы (сидит, лети), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях. | Продолжать знакомить с птицами Хабаровского края, совой. Рассказать детям о ночном образе жизни совы, хищнице. |
Мои любимые домашние животные | Воспитывать эстетически - нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках. | Продолжать знакомить детей с новыми домашними животными и их жилищами, трудом людей по уходу за ними. |
Наши комнатные растения | Формировать эстетическое отношение к комнатным растениям и их изображению в натюрморте; упражнять в комбинировании двух различных техник (обрывание, скатывание); развивать чувство композиции и колорита. | Продолжать знакомить детей с комнатными растениями, родиной их произрастания, определить значении комнатных растений для жизни человек.. |
Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
март |
Необычные цветы | Познакомить детей с новой техникой рисования, кляксография с ниточкой; учить создавать образ цветка, дорисовывая недостающие детали кистью, фломастером. Развивать цветовосприятие. | Продолжать знакомить детей с цветами, их разнообразием, воспитывать желание принимать участие в выращивании цветов. |
Весенний ветерок | Учить передавать воображаемый образ в рисунке, используя, знакомые техники рисования. | Анализируя поступки героя экологической сказки «Южный ветер», приобщать детей к основам экологической культуры. |
Цветущая верба | Познакомить детей с приёмом работы с краской гуашь путём вливания цвета в цвет, по мокрому слою. | Продолжать знакомить с первым признаками весны, изменениями в живой природе, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. |
Апрель |
Паук в паутине | Закреплять умение работать в технике обрывания бумаги; закрепить представление детей о свойствах бумаги, упражнять в рисовании фломастером. | Познакомить детей с представителем мира насекомых, пауком; поразмышлять, что такое паутина, для чего она нужна. |
Пушистые детёныши животных | Учить изображать пушистого детёныша животного в какой-либо позе | Познакомить детей с изменениями в жизни животных весной: появление детёнышей, отметить отличия детёныша от взрослого животного. |
Ходит капелька по кругу. | Учить самостоятельно определять тему( текущий к маме ручей, снег, иней, дождь) и технику рисования . | Продолжать знакомить детей с разными состояниями воды в окружающей среде. |
Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Май |
Цветущий месяц май | Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках детей; учит использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения. | Развивать интерес к родной природе, закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. |
Цветёт сирень | Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные кисти, предавать их форму и цвет; учит смешивать краски для получения сиреневого цвета. | Продолжать знакомить детей с цветущими кустарниками, сиренью, отмечать его форму, строение, сравнивать с другими цветущими кустарниками (черёмуха). |
Рисование по замыслу | Закрепить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)
Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...
Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"
В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Путешествие капельки». (старшая группа).
Занятие знакомит детей с круговоротом воды в природе, даёт представление о воде и ее свойствах, обучает навыкам проведения лабораторных опытов....
Комплексное занятие с элементами арт –терапии в старшей группе
Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: "Сказочный осенний лес"...
План - конспект развивающего занятия с элементами сказкотерапии для детей старшей группы.
Тема: "Учусь быть терпеливым"Цель: способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей....
Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».
Пояснительная запискак конспекту интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...
Интегрированное физкультурное занятие с элементами математики для детей старшей группы с ТНР.
Данный материал поможет педагогу в работе пр формированию у детей двигательных умений и навыков и математических представлений, физических качеств в соотве...