Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Путешествие капельки». (старшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие знакомит детей с круговоротом воды в природе, даёт представление о воде и ее свойствах, обучает навыкам проведения лабораторных опытов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ №47
Конспект познавательного занятия
с элементами экспериментирования
«Путешествие капельки».
(старшая группа).
Составитель: Стрельцова Г.Н.
воспитатель
Тамбов 2010г.
Макроцель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Материалы к занятию: банка с водой, кипятильник, стекло,схема
“Круговорот воды в природе”, музыка для игры “Ходит капелька
по кругу ” (звуки дождя, ручейка), мяч для игры “Хорошо-плохо”,
капли воды, изготовленные из бумаги, стаканчики с водой, трубоч-ки для коктейля, цветные полоски бумаги, ободки с капельками.
Микроцели | Ход занятия | Используемый материал, игры |
Создание психологической комфортности Введение в игровую ситуацию,подготовка детей к теме занятия Активизация знаний детей о воде, разви- вать логическое мышление, связанную речь Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ. Профилактика нарушения зрения Активизация знаний детей о воде, развивать социальные навыки у детей, доказывать правиьность своего мнения, закрепить знания детей о свойствах воды. Обогащение словаря детей прилагательными по теме занятия. Самомассаж активных биологичесских точек с целью профилактики простудных заболеваний. Развивать интерес у детей к природным явлениям. Использование художественного слова как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе Организовать дви- гательную актив- ность детей. Закрепить положи- тельные результаты занятия. Создать условие для психологическо- го комфорта детей. | 1.Организационный момент Психогимнастика. Собрались все дети в круг. Я твой друг,и ты – мой друг. Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. 2.Основная часть Воспитатель.Ребята,отгадайте загадку: Она и в озере, и в лужице Она снежинкою над нами кружится, Она и в чайнике у нас кипит Она в реченьке бежит, журчит (вода) Воспитатель. Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор о воде. Вы знаете, что вода нужна для жизни животных, растений, человека. Но всегда ли вода-друг? Мы поиграем в игру и вы ответите на вопросы, когда вода- хорошо, а когда- плохо. Д/И “Вода хорошо - вода плохо” Игровая ситуация В группу входит девочка в ободке капельки. Воспитатель: “Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто? ” Девочка: “Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда бы не посмот - рели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор”. Воспитатель: “Капелька, а зачем ты к нам пришла?” Капелька: “Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе”. Воспитатель: “Ребята, давайте покажем капельке, где живут ее сестрички в нашей группе, что они делают и какую пользу приносят”. Путешествие-поиск капелек по группе. Дети идут по группе, делают остановки. В уголке природы: возле растений (объясняют, для чего здесь нужна вода и приклеивают бумажную капельку) У аквариума - приклеивают бумажную капельку. Около мойки - приклеивают бумажную капельку. В игровом уголке - приклеивают бумажную капельку. Зрительная гимнастика Капелька на тучке ночевала А потом по небу кочевала. По оврагам, по мостам, По корягам и кустам (Дети следят глазами за передвижением капельки) А сейчас мы с капелькой пройдем в нашу лабораторию и проведем опыты с водой. Давайте вспомним правила работы с водой: Коль с водой имеем дело Рукава засучим смело. Пролил воду -не беда, Тряпка под рукой всегда. Опыт “Вода -прозрачная” Воспитатель. Посмотрите на воду. Какая она?(бесцветная) На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов? (нет). Какого цвета тогда вода? (бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно еще проверить прозрачность воды? (что-нибудь опустить в стаканчик). Опустите трубочку в стакан с водой и скажите, вы ее видите? (да) Вывод: вода прозрачная. Опыт: «У воды нет вкуса» Какая вода на вкус? (ответы детей) Попробуйте. Вывод: вода без вкуса. А если в нее добавить соль? сахар? лимон? (ответы детей) Дома вместе с родителями проверите, так ли это. Опыт «У воды нет запаха». Воспитатель. Когда мама печет пирожки, чем пахнет? Повар жарит котлеты в нашем детском саду, чем пахнет? Как определить, есть ли запах у воды? (ответы детей) Вывод: вода не имеет запаха. Воспитатель. Скажите , так какая же вода? (ответы детей) Самомассаж Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. (Дети потирают ладонь о ладонь). Моем носик, моем ротик, (растирают крылья носа). Моем шею, моем уши. (козелок). После вытираемся посуше. (поглаживают лоб). Воспитатель. Капельки воды очень любят путешествовать и доказать это нам помогут опыты. Опыт «Вода- это пар» Воспитатель нагревает воду с помощью кипятильника. Что выходит из банки при закипании воды? Откуда пар появился в банке – мы же наливали воду? (Вода при нагревании преврати - лась в пар) Воспитатель. А вы хотите узнать, что произойдет с капелькой воды дальше? Опыт « Пар- это вода» Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда по - явились капельки воды на стекле? Когда пар попал на холодное стек- ло, он опять превратился в воду. Вывод: пар при охлаждении пре- вращается в воду. Воспитатель. Вот так происходит и в природе. (показывает схему» Кру- говорот воды в природе»). Каждый день солнце нагревает во - ду в морях и океанах, как только что она нагрелась в банке с водой. Вода превращается в пар.В виде пара крошечные, невидимые ка - пельки влаги поднимаются в воз- дух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе И образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю. А во что превращаются капельки воды зимой ?(В снежин- ки) . Вот так вода повторяет свой путь. Это называется круговорот воды в природе. Воспитатель. В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда. То в снег превратится, то в лед, Растает и снова в поход. Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется. Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь. Вас окружает везде и всегда Эта волшебница-вода. Подвижная игра»Ходят капельки по кругу» Воспитатель говорит, что она -мама Тучка , а ребята -её детки –капель- ки, им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Скучно им стало поодиночке пры - гать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками. (Дети составляют ручей, взявшись за руки)_. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети соединяются в одну цепочку).Текла, текла речка и попала океан (Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, воздушными и потянулись вверх. (Присевшие дети поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме – Тучке. ( Дети возвращаются к воспитателю). Воспитатель. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. З.Итог занятия. Воспитатель. Наше занятие закан- чивается. Дети, что вам запомни- лось на занятии, понравилось? Воспитатель .Капельки воды путе- шествуют не только по земле и воздуху, но и под землёй.Там они впитывают в себя целебные свой- ства земли и выходят на поверх- ность земли в виде родников. Род- никовая вода очень полезна для нашего организма, она его очищает и придаёт ему силу и бодрость. Я хочу вас ей угостить. Воспитатель угощает детей род- никовой водой. | Мяч Бумажные капельки воды. Указка с капелькой Стаканчики с водой, цветные полоски бумаги, трубочки для коктейля Банка с водой, кипятильник, стекло Схема» Кру- говорот воды в природе». Музыка дождя, ободки с ка- пельками во- ды из бумаги. |
Литература
1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет .Воронеж:
ТЦ. Учитель 200г.
2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.,1991г.
3.Волчкова В.В., Степанова Н.В.Конспекты занятий в старшей группе
детского сада. Воронеж: ТЦ. Учитель,2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Путешествие на планету сенсорики"
Данное занятие направлено на формирование сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста. Будет полезно воспитателям детских садов. В задачи входит: познакомить со свойствами предметов, за...
Конспект познавательного занятия с элементами трудовой деятельности в младшей группе «Занимательная осенняя прогулка»
Программное содержание:1. Обогащать представления детей о ближайшем окружении. 2. Уточнять представления об осени.3. Вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и я...
План - конспект развивающего занятия с элементами сказкотерапии для детей старшей группы.
Тема: "Учусь быть терпеливым"Цель: способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей....
Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».
Пояснительная запискак конспекту интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...
"МАТРЁШКИНО СЕМЕЙСТВО"(конспект познавательного занятия с элементами художественного творчества) вторая младшая группа
Познание + изобразительная деятельность...
Конспект познавательного занятия с элементами аппликации во второй младшей группе «Дикие животные»
Цель:закрепить знания детей о диких животных, их детенышах.Задачи:Образовательные:расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде;закрепить в речи детей обобщающее понятие ди...
конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей старшей группы компенсирующей направленности
конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей старшей группы компенсирующей направленности "Необычные опыты профессора любознайкина"...