Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Путешествие капельки». (старшая группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие знакомит детей с круговоротом воды в природе, даёт представление о воде и ее свойствах, обучает навыкам проведения лабораторных опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ №47

 

Конспект познавательного занятия

        с элементами экспериментирования

«Путешествие капельки».

(старшая группа).

                                                               

                                                          Составитель: Стрельцова Г.Н.

                                                                                       воспитатель

                                                 Тамбов 2010г.

Макроцель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Материалы к занятию: банка с водой, кипятильник, стекло,схема

“Круговорот воды в природе”, музыка для игры “Ходит капелька

по кругу ” (звуки дождя, ручейка), мяч для игры “Хорошо-плохо”,

капли воды, изготовленные из бумаги, стаканчики с водой, трубоч-ки для коктейля, цветные полоски бумаги, ободки с капельками.

Микроцели

Ход занятия

Используемый материал, игры

Создание психологической комфортности

Введение в игровую ситуацию,подготовка детей к теме занятия

Активизация знаний детей о воде, разви-

вать логическое мышление, связанную речь

Организовать внимание детей, создать игровую мотивацию

Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ.

Профилактика нарушения зрения

Активизация знаний детей о воде, развивать социальные навыки у детей, доказывать правиьность своего мнения, закрепить знания детей о свойствах воды.

Обогащение словаря детей прилагательными по теме занятия.

Самомассаж активных биологичесских точек с целью профилактики простудных заболеваний.

Развивать интерес у детей к природным явлениям.

Использование художественного слова как средство закрепления полученных знаний о круговороте воды в природе

Организовать дви-

гательную актив-

ность детей.

Закрепить положи-

тельные результаты

занятия.

Создать условие

для психологическо-

го комфорта детей.

1.Организационный момент

Психогимнастика.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг,и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2.Основная часть

Воспитатель.Ребята,отгадайте загадку:

Она и в озере, и в лужице

Она снежинкою над нами

кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она в реченьке бежит, журчит

(вода)

Воспитатель. Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор  о воде. Вы знаете, что вода нужна для жизни животных, растений, человека.

Но всегда ли вода-друг? Мы поиграем в игру и вы ответите на вопросы, когда вода- хорошо, а когда- плохо.

Д/И “Вода хорошо - вода плохо”

Игровая ситуация

В группу входит девочка в ободке капельки.

Воспитатель: “Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто? ”

Девочка: “Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда бы не посмот -  рели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор”.

Воспитатель: “Капелька, а зачем ты к нам пришла?”

Капелька: “Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе”.

Воспитатель: “Ребята, давайте покажем капельке, где живут ее сестрички в нашей группе, что они делают и какую пользу приносят”.

Путешествие-поиск капелек по группе.

Дети идут по группе, делают остановки.

В уголке природы: возле растений (объясняют, для чего здесь нужна вода и приклеивают бумажную капельку)

У аквариума - приклеивают бумажную капельку.

Около мойки - приклеивают бумажную капельку.

В игровом уголке - приклеивают бумажную капельку.

Зрительная гимнастика

Капелька на тучке ночевала

А потом по небу кочевала.

По оврагам, по мостам,

По корягам и кустам

(Дети следят глазами за передвижением капельки)

А сейчас мы с капелькой пройдем в нашу лабораторию и проведем опыты с водой.

Давайте вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело

Рукава засучим смело.

Пролил воду -не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Опыт “Вода -прозрачная”

Воспитатель. Посмотрите на воду.

Какая она?(бесцветная)

На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов? (нет).

Какого цвета тогда вода? (бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно еще проверить прозрачность воды? (что-нибудь опустить в стаканчик).  Опустите трубочку в стакан с водой и скажите, вы ее видите? (да)

Вывод: вода прозрачная.

Опыт: «У воды нет вкуса»

Какая вода на вкус? (ответы детей) Попробуйте. Вывод: вода без вкуса. А если в нее добавить соль? сахар? лимон? (ответы детей)

Дома вместе с родителями проверите, так ли это.

Опыт «У воды нет запаха».

Воспитатель. Когда мама печет пирожки, чем пахнет? Повар жарит котлеты в нашем детском саду, чем пахнет?

Как определить, есть ли запах у воды?  (ответы детей)

Вывод: вода не имеет запаха.

Воспитатель. Скажите , так какая же вода? (ответы детей)

Самомассаж

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

(Дети потирают ладонь о ладонь).

Моем носик, моем ротик,

(растирают крылья носа).

Моем шею, моем уши.

(козелок).

После вытираемся посуше.

(поглаживают лоб).

Воспитатель. Капельки воды очень любят путешествовать и доказать это нам помогут опыты.

Опыт  «Вода- это пар»

Воспитатель нагревает воду с помощью кипятильника.

Что выходит из банки при закипании воды? Откуда пар появился в банке – мы же наливали воду?

(Вода  при  нагревании преврати - лась в пар)

Воспитатель. А вы хотите узнать, что произойдет с капелькой воды дальше?

Опыт « Пар- это вода»

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло.

Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда по - явились капельки воды на стекле?

Когда пар попал на холодное стек-

ло,  он опять превратился в воду.

Вывод: пар при охлаждении пре-

вращается в воду.

Воспитатель. Вот так происходит и

в природе. (показывает схему» Кру-

говорот воды в природе»).

Каждый день солнце нагревает во -

ду в морях и океанах, как только что она нагрелась в банке с водой.

Вода превращается в пар.В виде

пара крошечные, невидимые ка -

пельки влаги поднимаются в воз-

дух. Чем выше поднимается пар,

тем холоднее становится воздух.

Пар снова превращается в воду.

Капельки все собираются вместе

И образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для  облака и выпадают дождем на землю. А во что превращаются капельки воды зимой ?(В снежин-

ки) .

Вот так вода повторяет свой путь. Это называется круговорот воды в природе.

Воспитатель.  В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход.

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница-вода.

Подвижная игра»Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит, что она -мама

Тучка , а ребята -её детки –капель-

ки, им  пора отправляться в путь.

Капельки прыгают, танцуют. Мама

Тучка показывает, что им делать.

Скучно им стало поодиночке пры -

гать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми   ручейками. (Дети составляют ручей, взявшись за руки)_. Встретились ручейки  и стали большой рекой. (Дети соединяются в одну цепочку).Текла, текла речка и попала  океан (Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки  легкими, воздушными и потянулись вверх. (Присевшие дети поднимаются и вытягивают руки вверх).

Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме – Тучке. ( Дети возвращаются к воспитателю).

Воспитатель. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.

З.Итог занятия.

Воспитатель. Наше занятие закан-

чивается. Дети, что вам запомни- лось на занятии, понравилось?

Воспитатель .Капельки воды путе-

шествуют не только по земле и воздуху, но и под землёй.Там они

впитывают в себя целебные свой-

ства земли и выходят на поверх-

ность земли в виде родников. Род-

никовая вода очень полезна для нашего организма, она его очищает

и придаёт ему силу и бодрость. Я

хочу вас ей угостить.

Воспитатель угощает детей род-

никовой водой.

Мяч

Бумажные капельки воды.

Указка с капелькой

Стаканчики с водой, цветные полоски бумаги, трубочки для коктейля

Банка  с водой, кипятильник, стекло

Схема» Кру-

говорот воды

в природе».

Музыка дождя,

ободки с ка-

пельками во-

ды из бумаги.

                                                           

                       Литература

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет .Воронеж:

ТЦ. Учитель 200г.

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.,1991г.

3.Волчкова В.В., Степанова Н.В.Конспекты занятий в старшей группе  

детского сада. Воронеж: ТЦ. Учитель,2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Путешествие на планету сенсорики"

Данное занятие направлено на формирование сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста. Будет полезно воспитателям детских садов. В задачи входит: познакомить со свойствами предметов, за...

Конспект познавательного занятия с элементами трудовой деятельности в младшей группе «Занимательная осенняя прогулка»

Программное содержание:1. Обогащать представления детей о ближайшем окружении.   2. Уточнять  представления  об осени.3. Вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и я...

План - конспект развивающего занятия с элементами сказкотерапии для детей старшей группы.

Тема: "Учусь быть терпеливым"Цель: способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей....

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».

Пояснительная запискак конспекту  интегрированного занятия  с элементами  кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...

Конспект познавательного занятия с элементами аппликации во второй младшей группе «Дикие животные»

Цель:закрепить знания детей о диких животных, их детенышах.Задачи:Образовательные:расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде;закрепить в речи детей обобщающее понятие ди...

конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей старшей группы компенсирующей направленности

конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей старшей группы компенсирующей направленности "Необычные опыты профессора любознайкина"...