ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на все социальные слои и возрастные группы России. В связи с этим активировалась работа во всех учреждениях, в том числе и дошкольных по вопросам патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_2_goda_t.v.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 «Березка»
ПРОЕК
2011-2013 г.
«Моя малая родина
(дом, семья, детский сад)»
Тема:
«Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Грибовой Татьяны Викторовны,
воспитатель I категории
г. Чайковский,
2011 год
Актуальность
Патриотическое воспитание дошкольников проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами.
Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны жизни, которых раньше просто не замечали.
Мы стали ответственнее. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания целей и задач патриотического воспитания малышей. Чувство любви к Родине – одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней.
Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа в дошкольных образовательных учреждениях по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативные суждения на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но, возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям, болеть ее горестями?
Судьба Родины в руках человека и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами сделаем.
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие таких чувств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать в ребенке любовь к самому близкому – родному дому и детскому саду, а ведь это – основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных и неблагополучных семей.
Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детски сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа родного дома, детского сада.
Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.
Гипотеза
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду нужно с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.
Цель
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, детскому саду.
Задачи
Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Создать эмоционально-благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности, взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно-значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, и тем, кто о них заботиться.
Учить детей принимать участие в обсуждении семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а так же уважать право на собственность.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Схема
реализации проекта через разные виды деятельности
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | 1. Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Дом», «Семья», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». 2. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «День рождения», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы». 3. Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пусти имя по ветру», «У меня есть голова», «С днем рождения». |
Речь и речевое развитие | 1. Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду», «Мои мама, папа, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть». 2. Сочини стихотворение: «О маме», «О семье», «О друге». 3. Сотворчество детей и родителей по темам проекта. |
Художественная литература | 1. Чтение: «Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов; «Мама», Ю. Яковлев; «Заплатка», Н. Носов; «Грипп», «Прививка», А. Барто; «О мальчиках и девочках», С. Маршак; «Мой додыр», «Айболит», К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь скучно», К. Ушинский. 2. Заучивание стихотворений: «Если был бы я девчонкой», Э. Успенской; «Бабушкины руки», Л. Квитко; «Мама, почему?»,Г. Виеру; «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», Е. Благинина. 3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад». |
Изодеятельность и дизайн | 1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи». 2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад». 3. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада. 4. Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы любим трудиться», «Наши занятия». 5. Сотворчество детей с родителями: рисование плакатов «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Встреча гостей», «Мой дом». |
Трудовая деятельность | 1. Посильная трудовая деятельность дома: заправить постель, протереть пыль, пропылесосить, поддержать порядок в своей комнате и т.д. 2. Дежурство по столовой, по занятиям. Труд в природном уголке, на участке, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. 3. Трудовые поручения в группе и дома. |
Учебная деятельность | 1. Познавательные занятия: «Состав семьи» (Семь Я), «Работа моих родителей». 2. Беседы: «Любимы отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната». 3. Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?». 4. Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты, группы, детского сада, участка.
|
Социальное развитие | 1. Выпуски семейной газеты: «В здоровом теле – здоровый дух». 2. Создание альбомов. 3. Газеты: «Мой детский сад», «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет». 4. Видеотека: «Семейные праздники», «Отдых», «труд на даче», «Праздники в детском саду». 5. Создание библиотеки: книги о Чайковском, Перми, Москве; иллюстрации, наборы открыток. |
Здоровье и физическое развитие | 1. Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло». 2. Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезная и вредная еда». 3. Совместно с детьми разработать «Правила чистюли». 4. Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома. 5. Физкультурный досуг «Зимние забавы». 6. Беседа с врачом о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний. 7. «В гости к зубной щетке». |
Музыка | 1. Проведение праздников: «Мамин день», «День защитников Отечества». 2. Разучивание песен: о детском саде, доме, маме. 3. Прослушивание аудиозаписей. |
Взаимодействие с родителями | 1. Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия. 2. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?» 3. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. 4. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье. 5. Соблюдение правил ребенка на игру, досуг, труд. 6. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду». 7. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники. |
План реализации проекта
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 этап «Подготовительный» |
1. | Определение темы проекта. Обоснование его актуальности. | Июнь 2011 г. |
2. | Постановка целей и задач работы. |
3. | Выдвижение гипотезы. |
2 этап «Аналитический» изучение |
1. | Составление плана работы. | Июнь 2011 г. |
2. | Проведение обследования детей по нравственно-патриотическому воспитанию. | 2 раза в год (09.2011-04.2012г. 09.2012-04.2013г.) |
3 этап «Организационный» обобщение |
1. | Теоретическая часть: а) Изучение методической, педагогической, психологической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию. б) Изучение опыта работы коллег из ДОУ № 5 по теме проекта. в) Изучение программ: «Люби и знай свой край» Н.Н. Ахметовой, «Программы социального развития детей дошкольного возраста» Л.В. Коломийченко. | Ноябрь 2011 г. |
2. | Практическая часть: а) Составление перспективного планирования на тему «Реализация проекта через разные виды деятельности» (смотри раздел). б) Составление конспектов занятий и их апробация. в) Изготовление пособий, схем, моделей, таблиц по теме проекта. г) Приобретение оборудования для проведения деятельности по теме проекта. д) Проведение встречи с родителями по теме проекта. | Июнь 2011 г. 2011-2012 г. 2011-2012 г. Ноябрь 2011 г. Февраль 2012 г. |
4 этап «Завершающий» |
1. | Оформление результатов обследования детей по теме проекта за 2011-2013 г. |
2. | Оформление результатов работы по проекту: - конспекты, - игры, - пособия, - фотоматериалы, - детская продуктивная деятельность, - видеозаписи. | Февраль 2013 г. |
3. | Выступление на педагогическом совете. | Ноябрь 2012 г. |
4. | Организация выставок работ детей по теме проекта. | Январь 2013 г. |
5. | Подборка и составление «Приложения». | 2011-2013 г. |
5 этап «Презентационный» |
1. | Обмен опытом работы и его распространение: - выступление на педагогическом совете по теме проекта; - предоставление опыта работы на методическом объединении; - подготовка материала к публикации в печатных изданиях; - участие в педагогических конкурсах; - организация выставки в методическом кабинете на тему: «Передовой педагогический опыт»; - открытый показ деятельности. | Январь 2012 г. 2011-2012 г. Март 2013 г. 2013 г. Март 2013 г. |
Литература:
Журнал «Дошкольная педагогика», февраль 2009г.
Блочно – тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова.
«Нравственно – этические беседы с дошкольниками» Е.А. Алятьева.
Конспекты занятий детского сада в старшей группе «Познавательное развитие» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.
Программа «Люби и знай свой край» Н.Н. Ахметова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум по теме: «Формирование у детей нравственного отношения к малой Родине?»
Семинар-практикум по теме:«Формирование у детей нравственного отношения к малой Родине?»...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине
Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...
Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе
Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Формирование духовно-нравственных отношений и чувство сопричастности к родному дому, семье,городу.
Консультация для педагогов...
Семинар-практикум по теме: «Формирование у детей нравственного отношения к малой Родине.
Цель: Формировать интерес к истории России, традициям и культуре русского народа у детей дошкольного возраста. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском...
Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина » для детей старшего дошкольного возраста
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания ...
Тема: Формирование основ духовно-нравственного воспитания и результат развития детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии специалистов ДОУ.
ull;Духовно-нравственное воспитание в детском саду – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения...