Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине
материал (старшая группа)

Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашего детского сада является одним из ключевых направлений работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №78 комбинированного вида"

Сообщение из опыта работы

на тему: "Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине"

/выступление на педсовете №3/

                                                             Подготовила:
                                                                  учитель-логопед
                                                                         высшей кв. категории

                                                                                   МДОУ «Детский сад №78

                                                                               комбинированного вида»
                                                             Архипова Т.А.

г. о. Саранск, 2019

 

Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашего детского сада является одним из ключевых направлений работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.

Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. В Законе РФ «Об образовании» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

  • проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

  • этой связи, как мне представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников и не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем,  станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

На протяжении многих лет мы  целенаправленно,  работаем по  духовно-

нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей. В нашей деятельности предусмотрены разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями.

Определены следующие задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Мордовии, её культуре и людям труда.

  • Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.

  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству Мордвы, к родной природе, к окружающему миру.

  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, краю;

  • Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.

  • Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.

  • Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.

  • Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки , расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край  имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – мордовская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Работа в данном направлении особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагогов особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Кроме того, начиная работать над этой темой сталкиваешься с тем, что дети имеют маленький запас знаний: о культуре, о творчестве, обрядах, обычаях.

  • работе с детьми используются самые разнообразные формы нравственного и патриотического воспитания: НОД (в т.ч. комплексная), целевые прогулки, экскурсии, видео-путешествия.
  • группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Имеется специальные  дидактические игры. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, поделках из пластилина, природного и бросового материала. Предметно-развивающая среда создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания чувства патриотизма, основ гражданственности, а также познавательного интереса к родным местам.

При организации и проведении работы по духовно - нравственному воспитанию применяются  следующие формы работы с семьей:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;

  • лекторий для родителей;

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

  • вечера вопросов и ответов;

  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;

  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;

  • совместные с родителями праздники;

  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Через данные формы мы  хотели донести до сознания родителей, что и дети и их родители являются носителями  народной культуры.

  • настоящее время из-за глобальной смены приоритетов в обществе нравственные устои и традиции, заложенные веками нашими предками, подверглись разрушению. Именно сегодня как никогда остро встает вопрос о необходимости сохранения нашей самобытной традиционной  культуры для будущего поколения. Сумеют ли наши дети продолжить традиции отцов, насколько для них будут близки исторические корни народа – всё это зависит и от воспитания в семье и от того, как мы разовьём в них жажду познания к истории своих предков.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.




        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному  городу, к родной речи – задача  первостепенной важности, и нет  необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Опыт работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному развитию дошкольников....

«Формирование у дошкольников духовно – нравственных ценностей в процессе краеведческой деятельности»

laquo;Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них,  приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массов...

"Народные праздники, как средство формирования у дошкольников духовно-нравственных ценностей"

31 октября 2022 года на базе МБДОУ «Детский сад «Аистёнок» состоялось районное методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ на тему: «Народные праздники как средство ...

Консультация для педагогов Тема: «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно- нравственных ценностей, также интереса к своей малой Родине»

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно Закону об образовании (ст. 3) является гуманистический характер образования, приоритет жизн...

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина » для детей старшего дошкольного возраста

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания ...

Доклад на тему: «Роль и влияние детского сада и семьи на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности».

Доклад на тему: "Роль и влияние детского сада и семьи на фомирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности"....