Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине у детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Глушкова Тамара Борисовна

Опыт работы над долгосрочным проектом "Моя малая Родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Глушкова Т.Б.

Слайд 1

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв.  

Слайд 2.

Главная цель Федеральной программы дошкольного образования -разностороннее развитие дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности исторические и культурно-исторические традиции.

Что бы достигнуть этой цели, перед нами воспитателями и педагогами стоят основные задачи, в том числе:

-приобщать детей к базовым ценностям российского народа- жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданская ответственность и другие.

-охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие.

-обеспечивать развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей.

-обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи, а так же повышать компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей.

Теперь работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей.

Слайд 3

В основе патриотического воспитания лежит любовь и уважение к своей стране, малой Родине, ощущение принадлежности к своему народу.

Малышам 3-х-4-х лет мы рассказываем, что  такое Родина, учим проявлять привязанность к близким людям, рассказываем, как бережно относиться к живому.

Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других людях и хорошие поступки. Это помогает детям понять, что такое правильное и неправильное поведение.

Трехлетних малышей мы учим проявлять сочувствие и делать добрые дела, чтобы к старшему возрасту ребенок умел отличать хорошее от плохого, уважал семейные и общественные ценности. А еще принимал правильные моральные решения и при необходимости просил совета у взрослых.

Слайд 4

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам?

Доступно ли дошкольникам 3х лет чувство патриотизма в широком смысле? Можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, младшего возраста, доступно чувство любви к семье, родному селу, родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Слайд 5

В настоящее время Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине- это к дому, семье, детскому саду, родному селу. Воспитание любви к самому близкому- это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты.

Слайд 6

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха.

Слайд 7

В возрасте 3-4 лет у детей возникает потребность в активном познании окружающего мира. Именно в этом возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств и получения знаний о родном селе. Работа с родителями и детьми в данном направлении позволила обогатить знания и представления детей о родном селе, своем доме, развить связную речь, систематизировать полученные знания.

Слайд 8

Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Слайд 9

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания мной был разработан проект «Ирбейское- моя малая родина». Была поставлена цель: сформировать у детей духовно - нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, сформировать знания о родном селе, через совместную творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей.

Слайд 10

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

Образовательные:

1. Уточнить знания детей о названии родного села, знания домашнего адреса.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному селу, семье, детскому саду.

2. Развивать речь, воображение.

Слайд 11

Воспитательные:

1. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, селу и чувство гордости за него, желание познакомиться с ним подробнее.

3. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Слайд 12

Реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Ирбейское- моя малая родина» началась в совместной и в самостоятельной деятельностях с детьми, для которых создавалась развивающая предметно-пространственную среда вместе с родителями воспитанников.

В своей работе я использую такие формы работы как: игры-беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по опорным картинкам, чтение художественной литературы, театрализованные игры, речевые игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, целевые прогулки, развлечения и др.

Слайд 13-14

Первый раздел нашего проекта назывался «Хлеб- всему голова». Основной формой ознакомления детей с этой темой  являлись  тематические занятия. Мы приучали детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагали найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей. Родителями Кизельман Семена, были сняты небольшие видеоролики о уборке пшеницы, предоставлены фотографии. Что позволило нам намного ближе показать процесс выращивания хлеба в нашем селе.

Слайд 15

Следующей темой стала «Мое семейное древо». Подготовка началась еще задолго до начала нового учебного года. Родителям заранее было дано задание подготовить древо своей семьи совместно с ребенком.  «Я, моя семья, мой дом» У детей формируется образ Я. Дети знакомятся друг с другом, называют своё имя, учатся здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого). Называют имя и отчество родителей. воспитателей. Учатся с помощью взрослого понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Развивается доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, к своему дому. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я. (братья и сестренки, бабушки и дедушки)

С родителями я провожу беседы о том, что в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.

Слайд 16

Следующая тема: «Профессии моих родителей». Цель: уточнить и обобщить представления детей о профессиях своих родителей в процессе игровых видов деятельности.

Задачи: закреплять знания детей о разнообразных профессиях, их названиях, роде деятельности, понимать их значимость в нашей жизни; побуждать к совместному решению проблемных ситуаций.

Развивать память, воображение, внимание, логическое мышление, способствовать развитию связной речи. Родители дома вместе с ребенком подготавливали рассказ о своем роде деятельности, а ребенок в группе для детей пересказывал, отвечал на вопросы воспитателя и детей.

Слайд 17

Развитие представлений у детей о положительных сторонах детского сада (нам тепло и уютно, что взрослые любят всех детей), стало следующей темой нашего проекта.

В детском саду есть добрые, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними. Есть младший воспитатель – она наводит чистоту, кормит детей.

В детском саду много друзей и игрушек. Мы, учимся играть не ссорясь, делиться игрушками, помогать друг - другу, вместе радоваться успехам.

Слайд 18-20

 «Флора и фауна Ирбейского района». Воспитание любви к родному селу, его красотам, природе - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое тайга, горы, реки нашего края, но их необходимо с этим понятиями знакомить. Поэтому начала знакомство с близлежащих окрестностей (участок детского сада, окружающая природа возле дома, прогулки с родителями на природу) . С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения проводила непосредственно возле дошкольного учреждения. С детьми рассматривали деревья с участка детского сада.

Слайд 21

Работа с родителями. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей.

Так как чем теснее контакты между детским садом и семьей нравственно-патриотическое развитие осуществляется более успешно.

Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8-марта", «День победы» и др, участвуют в подготовке праздничных мероприятий, акциях, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, рисунков, и фотографий.

Слайд 22

Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим.

Слайд 23

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о семье, родном селе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...

«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

«Формирование чувства принадлежности к  малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»...

План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у детей младшего дошкольного возраста "

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дош...

Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина » для детей старшего дошкольного возраста

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания ...

«Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Нет сомнения в том...