Познавательное развитие. Конспект непосредственно образовательной деятельности по Петербурговедению "Уголок уединения"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Рассказ-экскурсия по залам Зимнего дворца в сопровождении презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по Петербурговедению в старшей группе
«Уголок уединения»
Цель: Познакомить детей с историей строительства и архитектурными особенностями Зимнего дворца.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес детей к родному городу, его достопримечательностям, истории;
2. Расширять словарь детей за счет новых слов;
3. Воспитывать положительный эмоциональный отклик от знакомства с произведениями архитектуры и искусства;
Ход занятия:
«Что за лестница! Жаль ногами топтать. Экие украшения! Что за перила! Какая работа! Тут одного железа рублей на пятьсот пошло! Что за картина! Кажется, живая… А краски, какие краски. Эта медная ручка, - продолжал он, подходя к двери и щупая замок, - еще большего достойна удивления. Эх, чистая выделка!»
- Эта удивительная история произошла с кузнецом Вакулой из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». В поисках черевичек (туфелек), которые носила сама царица, он попал в царский дворец.
Дворец этот не придуман Гоголем. Он был на самом деле. Однако Вакула увидел не все. Разве мог он подняться по 117 лестницам, распахнуть 1866 дверей, заглянуть во все 1945 окон, пройти по 1050 комнатам Зимнего дворца? Нет, конечно.
А мы можем это сделать, потому что Зимний дворец стоит на берегу Невы и сейчас, и каждый человек, которого привлекает сказочный мир искусства, имеет возможность войти в него.
Строительство резиденции русских царей происходило в несколько этапов. Вначале это был небольшой деревянный дворец. Затем, на месте деревянного дворца построили двухэтажное каменное здание. И так перестраивали дворец, пять раз. Шестое по счету здание Зимнего дворца строилось по проекту и под руководством придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
Итак, приготовьтесь, сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по залам Зимнего дворца.
Мы войдем во дворец по парадной лестнице. Посмотрите, какая она красивая широкая. Все гости, приезжающие во дворец, поднимались по этой лестнице. Еще в Зимнем дворце есть Посольская или Иорданская лестница. По ней проходили во дворец послы из разных стран, которые приезжали в Россию. А Иорданской она называется потому, что в Крещение по ней выходили на набережную Невы и шли к проруби, которая называлась «иордань».
На нашем пути будет встречаться большое количество дверей. Все они разные, но очень красивые.
Первый зал, в который мы попали – Тронный.
- Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей).
- Правильно, в этом зале стоит императорский трон. Посмотрите, какой этот зал большой и нарядный. Даже потолок украшен лепниной и позолотой, а пол как картина. А вот и трон. Он стоит на возвышении, чтобы все кто присутствовал на приеме у царской особы, могли ее видеть.
Следующий зал – Рыцарский. Здесь мы видим рыцарей в доспехах, их боевых коней и оружие.
А вот Малахитовый зал. Его стены отделаны зеленым камнем – малахитом. Этот камень добывали далеко на Урале и везли в Петербург.
В следующем зале на стенах мы видим картины и называется он – Картинный, еще его называют Большой просвет, потому что потолок в этом зале стеклянный.
Мы с вами видели большой тронный зал, но в Зимнем дворце есть, и малый тронный зал еще его называют Петровский, потому что он украшен портретом Петра I.
Вы заметили, что все залы дворца, которые мы посмотрели, разные они украшены позолотой, лепниной, в залах висят массивные хрустальные люстры, на полах красивые узоры, составленные из разных пород деревьев. Блестящий дворец должен был прославлять власть русских царей. Поэтому на его украшение не жалели денег.
Восемь лет строился дворец под руководством Ф.Б.Растрелли. Вдоль фасада со стороны Невы поодиночке и попарно стоят стройные белые колонны. В ясные дни лучи солнца создают причудливую игру света и тени над окнами. А на крыше более ста скульптур придают великолепному зданию еще большую парадность.
Необычайно привлекательно здание дворца днем, когда на зеленом фоне его стен выделяется белизна колонн. А вечером, освещенный тысячами огней, он кажется сказочным.
По приказу владелицы роскошного дворца – Екатерины II- выделили несколько комнат с окнами на Неву для коллекций картин и других художественных сокровищ. Эти комнаты названы Эрмитажем, что в переводе с французского означает «пустынька», «уединенное убежище», так как любоваться этой красотой могла только императрица. Устроенный в комнатах Зимнего дворца, Эрмитаж положил начало будущему музею. Коллекция картин и произведений искусства постоянно пополнялась, и для нее было построено специальное здание – Малый Эрмитаж, который был соединен с Зимним дворцом.
Зимний дворец строился восемь лет и простоял 75 лет. Но однажды случилась беда, и пламя пожара всего за три дня почти полностью уничтожило грандиозное здание. Но уже через год с небольшим дворец возродился из пепла такой, же большой, торжественный и пышный, внешне во всем похожий на предыдущий.
Шли годы, Зимний дворец из резиденции российских императоров превратился в музей. И сокровища, которые там хранились, смогли увидеть все желающие.
Однажды, ясным воскресным утром 22июня 1941 года мирная жизнь была нарушена. Началась Великая Отечественная война. Немецкие войска очень стремительно продвигались по территории нашей страны, и уже 8 сентября 1941 года наш город оказался в кольце вражеской блокады. Город обстреливали артиллерия и самолеты. Нужно было спасать бесценные экспонаты. Часть коллекции смогли вывезти в тыл на Урал, часть укрыли в подвалах Зимнего дворца, но само здание дворца и Эрмитаж пострадали от авиационных и артобстрелов.
Долгие 900 дней длилась блокада Ленинграда, и все это время ученые жили и работали в бомбоубежищах Зимнего дворца, выращивали овощи в Висячем саду, тушили зажигательные бомбы – спасали памятник архитектуры.
27 января 1944 года – день полного снятия блокады Ленинграда. Работники Эрмитажа начинают восстанавливать памятник архитектуры. А уже осенью 1944 года на улицах Ленинграда появились афиши, извещающие об открытии музея для посетителей.
Закончилась война, наступил долгожданный мир, и экспонаты музея вернулись из Свердловска в Ленинград.
Долгие годы трудились реставраторы в залах Зимнего дворца и Эрмитажа. Восстанавливали пострадавшие от обстрелов экспонаты, стены, лепнину и паркетные полы. И теперь, благодаря их труду мы можем видеть красоту и великолепие Зимнего дворца, любоваться картинами и скульптурой.
Зимний дворец очень большой, невозможно обойти все его залы и посмотреть все произведения искусства за один день. Сегодня мы с вами познакомились с историей постройки Зимнего дворца, посмотрели некоторые залы и узнали, как спасали экспонаты Эрмитажа во время войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Образовательная область: познавательное развитие Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование целостной картины мира
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по формированию целостной картины мира у детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными гос...
Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Жители севера"
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Жители севера"....
Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет):"Путешествие в прошлое".
Конспект огранизованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет):"Путешествие в прошлое"....
Познавательное развитие: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет): «Встреча зимы».
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5 - 6 лет): «Встреча зимы»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...
Экологическое развитие (конспект непосредственной образовательной деятельности) «Путешествие маленького Бельчонка по лесу» Старшая группа
Для педагогов ДОУ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Удивительные свойства воды»
Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность...