Рабочая программа Образовательная область: познавательное развитие Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование целостной картины мира
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по формированию целостной картины мира у детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в старшей группе, автор-составитель Н.В. Лободина- Волгоград: Учитель, 2012.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
form-e_tsel._kartiny.docx | 67.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 «Белочка»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом №
| Утверждена Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 21 «Белочка» ________________________О.М. Конькова |
Рабочая программа
Образовательная область: познавательное развитие
Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование целостной картины мира
Возрастная группа: 6-7 лет
Сведения о разработчиках:
Федосенко Е.В, воспитатель
2014 – 2015 учебный год
Моршанский район
Пояснительная записка
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по формированию целостной картины мира у детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в старшей группе, автор-составитель Н.В. Лободина- Волгоград: Учитель, 2012.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 .
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
35 | 1 | 25 минут | групповая |
Программой предусмотрено проведение:
- практических занятий - 35
.
Цель программы:
Формирование у детей представлений о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, о предметах, облегчающих труд людей на производстве, о себе, родственных отношениях, о людях – тружениках. Развитие патриотических чувств к родному городу и Отечеству, экологических представлений, умений мыслить, логически рассуждать.
Основные задачи по программе
Предметное и социальное окружение
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
- Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
- Закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
- Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
- Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.
- Продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.).
- Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
- Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
- Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
Ознакомление с природой
- Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
- Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
- Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
- Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде,
- Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и npeori кающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)
- Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
- Закреплять умение различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
- Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).
- Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.
- Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
- Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
- Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
- Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
- Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
- Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
- Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень.
- Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
- Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
- Закреплять умение собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима.
- Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
- Обращать внимание на то, что на некоторых деревьях долго сохраняют-;я плоды (на рябине, ели и т.д.). Объяснить, что это корм для птиц.
- Закреплять умение определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
- Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
- Рассказать детям, что 22 декабря — самый короткий день в году.
- Привлекать детей к посадке семян овса для птиц.
Весна.
- Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
- Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).
- Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
- Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. К Международному женскому дню выращивать с детьми цветы (тюльпаны).
- Знакомить детей с народными приметами; «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето.
- Уточнять представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
- Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
- Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго—к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
- Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
«здоровье» | Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности |
«конструирование, ручной труд» | Знакомство с разными видами пластмассы, дерева, металла и т.д., используемых для изготовления поделок, построек в зависимости от их назначения. |
«труд» | Формирование трудовых умений, углубление представлений о видах и способах трудовой деятельности |
«безопасность» | Формирование безопасных способов взаимодействия с окружающей средой |
«художественное творчество» | Развитие умений сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину. |
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 04.11.2013-15.11.2013г.
Итоговая диагностика: 14.04.2014-26.04.2014г.
Тематический план
№ п/п | Программное содержание | Количество занятий |
1 | День знаний. | 1 |
2 | Опасные ситуации. | 1 |
3 | Мой дом, моя семья. | 1 |
4 | Права и обязанности дошкольника. | 1 |
5 | Экскурсия в школу. | 1 |
6 | Транспорт. | 1 |
7 | На выставке кожаных изделий. | 1 |
8 | Экскурсия на кухню детского сад. | 1 |
9 | Наша планета. | 1 |
10 | Дерево умеет плавать. | 1 |
11 | Ферма. | 1 |
12 | Экскурсия в библиотеку. | 1 |
13 | Род и родословная. | 1 |
14 | Воздушный транспорт. | 1 |
15 | Наземный транспорт. | 1 |
16 | Откуда елка в гости пришла? | 1 |
17 | Путешествие в прошлое предмета ( счетное устройство». | 1 |
18 | Знакомство с дорожными знаками | 1 |
19 | Водный транспорт. | 1 |
20 | Экскурсия в музей. | 1 |
21 | Домашние и дикие животные. | 1 |
22 | Животный мир полярных районов. | 1 |
23 | Наша армия родная. | 1 |
24 | Народный праздник Масленица. | 1 |
25 | Праздник «Веснянка». | 1 |
26 | Дымковская игрушка. | 1 |
27 | Москва-столица России. | 1 |
28 | Правила и безопасность дорожного движения. | 1 |
29 | Хочу быть космонавтом. | 1 |
30 | Гжель. | 1 |
31 | Земля- наш общий дом. | 1 |
32 | Наша армия. День Победы. | 1 |
33 | Русская береза. | 1 |
34 | Колыбель истории(город Санкт-Петербург). | 1 |
35 | Сезонная одежда. | 1 |
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию
№ | Дата | Непосредственно образовательная деятельность | ||
Тема занятий | Программные задачи | Дополнительно методическое обеспечение | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Сентябрь | День знаний. | Расширить представления о праздниках, школе; воспитывать уважение к профессиям школьных работников. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.30 |
2 | Сентябрь | Опасные ситуации. | Учить правилам поведения на улице. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.40 |
3 | Сентябрь | Мой дом, моя семья. | Дать детям знания о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях; вызвать интерес, чувство гордости и уважения к предкам; формировать уважительное, заботливое отношение к своим близким; познакомить с терминами родства: прабабушка, прадедушка. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.49 |
4 | Сентябрь | Права и обязанности дошкольника. | Продолжать рассказывать об общественной значимости детского сада и труда его сотрудников; познакомить с правами детей ( право на занятия, право на прогулку) и обязанностями ( содержать своё тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам). | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.58 |
5 | Октябрь | Экскурсия в школу. | Расширить представления о школе; формировать мотивацию к обучению в школе. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.68 |
6 | Октябрь | Транспорт. | Закреплять знания о видах транспорта и его назначении ( наземный, подземный, водный, воздушный); повторить правила дорожного движения и значения сигналов светофора; углублять знания о правилах пользования общественным транспортом; обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, лётчик, машинист. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.78 |
7 | Октябрь | На выставке кожаных изделий. | Дать понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; вызвать интерес к старинным предметам рукотворного труда. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.86 |
8 | Октябрь | Экскурсия на кухню детского сад. | Расширять представление о профессиях, которые нужны в детском саду; ознакомить с профессией повара, действием механизмов, которые облегчают труд повара; воспитывать уважительное отношение к труду. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.99 |
9 | Октябрь | Наша планета. | Дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.112 |
10 | Ноябрь | Дерево умеет плавать. | Расширить представление о дереве, его качествах и свойствах ; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.122 |
11 | Ноябрь | Ферма. | Формировать интерес к профессии фермер; расширить представление о труде сельских жителей; воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей; обратить внимание на то, что только совместный труд людей позволяет получать качественные продукты. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.132 |
12 | Ноябрь | Экскурсия в библиотеку. | Ознакомить с понятием «библиотека», трудом библиотекарей; учить правильно пользоваться книгой; воспитывать бережное отношение к книге, передавать при рассказе отдельные эпизоды в лицах. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.143 |
13 | Ноябрь | Род и родословная. | Закреплять представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том что такое род и родословная, о происхождении фамилии, традициях и обычаях; вос питывать любовь и уважение к членам семьи. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.156 |
14 | Декабрь | Воздушный транспорт. | Расширять представления о видах транспорта; ознакомить с воздушным видом транспорта, профессиями людей, работа которых связана с воздушным транспортом; рассказать об истории развития воздушного транспорта. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.167 |
15 | Декабрь | Наземный транспорт. | Обогащать представления о видах транспорта; закреплять знания о видах городского транспорта; повторить правила поведения в транспорте; учить безопасному поведению на улицах и дорогах; ознакомить со значением транспорта в жизни человека. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.175 |
16 | Декабрь | Откуда елка в гости пришла? | Познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и значение; рассказать об обычае украшения ёлки, откуда он пришёл, о традициях встречи Нового года у разных народов; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.184 |
17 | Январь | Путешествие в прошлое предмета ( счетное устройство». | Ознакомить с историей счетных устройств, процессом их преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.192 |
18 | Январь | Знакомство с дорожными знаками | Формировать знания о дорожных знаках и их назначении, образную речь; закреплять знания о правилах поведения на дорогах и улицах; воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.206 |
19 | Январь | Водный транспорт. | Расширять представление о видах транспорта; закреплять названия водных видов транспорта: ознакомить с историей развития водного транспорта, профессиями людей, которые трудятся на данном транспорте; воспитывать интерес к изучению окружающего мира. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.216 |
20 | Февраль | Экскурсия в музей. | Ознакомить с понятием «Музей» и его значением; дать представление о профессии людей, которые работают в музее, с внутренним оформлением и назначением помещений музея; воспитывать активность, любознательность. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.225 |
21 | Февраль | Домашние и дикие животные. | Закреплять знания об отличиях диких животных от домашних; продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.238 |
22 | Февраль | Животный мир полярных районов. | Ознакомить с климатическими условиями разных материков, с животным миром полярных районов; развивать любознательность, воображение, творчество; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу; формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.248 |
23 | Февраль | Наша армия родная. | Углублять знания о Российской армии; дать элементарные представления о родах войск; рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.254 |
24 | Март | Народный праздник Масленица. | Продолжать знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.292 |
25 | Март | Праздник «Веснянка». | Расширять представление о народных праздниках; познакомить с весенним праздником «Веснянка». | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.277 |
26 | Март | Дымковская игрушка. | Ознакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора; воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев; развивать интерес к изучению народных промыслов, интонационную выразительность речи, восприятие ритма стихотворения. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.283 |
27 | Апрель | Москва-столица России. | Расширять представления о столице нашей Родины- Москве; познакомить с ее достопримечательностями; учить рассказывать о Москве. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.304 |
28 | Апрель | Правила и безопасность дорожного движения. | Учить правилам дорожного движения, закреплять знания о работе светофора, расширять представления о дорожных знаках и их назначении; воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.314 |
29 | Апрель | Хочу быть космонавтом. | Познакомить с биографией первого космонавта Ю.А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.324 |
30 | Апрель | Гжель. | Продолжить знакомство с русскими народными промыслами ; познакомить с гжельской и скопинской керамикой, учить определять их сходство и различия. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.334 |
31 | Апрель | Земля- наш общий дом. | Продолжать знакомить с понятием «Земля- наш общий дом»; рассказать о том, что на Земле много стран, живут люди разных рас и национальностей; формировать интерес и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность; показать различие культур, особенности быта, обычаев; учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.345 |
32 | Май | Наша армия. День Победы. | Углублять знания о Российской армии; учить чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обелискам и памятникам; знакомить с наградами, которые получают защитники Отечества в мирное время. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.355 |
33 | Май | Русская береза. | Уточнять и углублять знания о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.370 |
34 | Май | Колыбель истории(город Санкт-Петербург). | Расширять представление о городах России; ознакомить с городом Санкт-Петербургом, его достопримечательностями; учить рассказывать о том, что узнали и увидели, осмысливать характеры персонажей; воспитывать к родному краю и стране. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.378 |
35 | Май | Сезонная одежда. | Закреплять обобщенное понятие «одежда»; учить называть сезонную одежду, отгадывать загадки; познакомить с профессией художника-модельера. | Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.392 |
всего | 35 | |||
Основные требования к уровню подготовки детей подготовительной к школе группы по формированию целостной картины мира
- Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
- Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.
- Знает герб, флаг, гимн России.
- Называет главный город страны.
- Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
- Имеет представления о школе, библиотеке.
- Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).
- Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
- Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
- Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Образовательная область «Познание»:
3.Формирование целостной картины мира | |||
№ задания | Ребенок показывает: | Методика проведения | Оборудование |
Задание 1 | Моя страна | Проводится беседа. Вопросы: - Как называется страна, в которой мы живем? - Покажи герб и флаг России. - Как называется столица нашей Родины? - Выбери фотографии Москвы. Назови, что на них изображено. - Выбери картинки с предметами русского национального костюма, назови эти предметы. | Несколько изображений гербов и флагов; комплект фотографий исторических и архитектурных памятников России и в том числе Кремля, Красной площади, собора Василия Блаженного; картинки и фотографии с изображением элементов русского национального костюма (кокошник, сарафан, лапти, косоворотка, платок, лента). |
Задание 2 | Мой город | Проводится беседа. Вопросы: - Как называется город, в котором ты живешь? - Покажи герб и флаг Тамбова. - Выбери фотографии Тамбова. Назови, что на них изображено | Несколько изображений гербов и флагов; комплект фотографий исторических и архитектурных памятников России и в том числе Тамбова (драматический театр, Вечный огонь, парк культуры и отдыха, городских праздников и пр.). |
Задание 3 | Предметный мир | 1.Ребенок получает набор из предметных карточек. Вопросы: - Как все эти предметы можно назвать одним словом? - Почему их так можно сгруппировать? 2.Ребенку предлагается разложить карточки по местам (поставить на стол, убрать в холодильник) и найти одну карточку лишнюю, объяснив, почему лишняя. | Предметные картинки: пианино, скрипка, барабан (музыкальные инструменты); рубанок, пила, топор (столярные инструменты); швейная машина, ножницы, спицы (швейные инструменты) и т.п.; кофейник, чашку с блюдцем, сахарницу, вазочку с фруктами, сковороду, утюг, пакет молока, кусок колбасы, рыбу; картинку-макет кухни со столом, посудная полка, холодильник. |
Оценка результатов: 5 баллов – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно; 4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки. Которые исправляет при небольшой помощи взрослого; 3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки может исправлять самостоятельно или совместно со взрослым; 2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; 1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога | |||
Задание 4 | Живая природа | 1.Расселить животных на карте с учетом их проживания. 2.Выбрать двух животных, двух насекомых и двух птиц и ответить на вопросы: - Как называется животное, птица, насекомое? - Что ты можешь о нем рассказать? - Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой, весной? - Как человек может помочь птицам зимой? - Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)? - Что такое «Красная книга»? Какие животные (птицы, насекомые…) занесены в нее? - Как надо относится ко всем животным? 3. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, показать и назвать: деревья (6-7), кустарники (6-7), ягоды (6-7), грибы (съедобные и ядовитые), цветы сада, леса, комнатные растения (по 6-7). Вопросы: - Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений? - Как правильно ухаживать за растениями? - Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек? - Какие растения Тамбовского края занесены в «Красную книгу»? | Карточки с изображением животных, растений. |
Задание 5 | Неживая природа | 1. С ребенком проводится беседа. Вопросы: - Чем дышит человек? - Где можно обнаружить воздух? - Что загрязняет воздух? - Как человек использует воздух, ветер? - Зачем и кому нужна вода? - Где встречается вода? - Назови свойства воды? - В каких состояниях бывает вода? - Надо ли беречь воду? Почему? - Что такое «почва»? 2. Ребенку предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор. | Иллюстрации с изображением воды (различное состояние воды). |
Задание 6 | Природные зоны | 1.Беседа: «Разнообразие природы». 2.С/р игра «Путешествие по России». | Глобус, карта |
Оценка результатов: 5 баллов – ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Знает времена года и их характерные признаки. 4 балла - ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется устанавливать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Классифицирует растения по видам, иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь только некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого называет времена года, их характерные признаки. 3 балла – ребенок допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам, соотнося представителей животного мира со средой обитания; иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Ошибается в классификации растений по видам, в названии комнатных растений, в названии отличительных характеристик объектов неживой природы, в названии и последовательности времен года. Допущенные ошибки исправляет совместно со взрослым. 2 балла – ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира. Ошибается в классификации растений по видам, не может назвать их характерные признаки. Затрудняется в названии комнатных растений (называет с помощью воспитателя). Недостаточно сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы. Неправильно называет последовательность времен года. 1 балл – ребенок не знает представителей животного мира. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно за ними ухаживать . Не знает объектов неживой природы, не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Затрудняется ответить даже по наводящим вопросам воспитателя. |
Диагностическая карта
Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Познание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»
Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...
Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование целостной картины мира для детей второй младшей группы "Сад - огород"
Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование целостной картины мира для детей второй младшей группы "Сад - огород"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности формирование целостной картины мира "Теремок"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формирование целостной картины мира "Теремок" младший дошкольный возраст...
Образовательная область "Познавательное развитие" непосредственно-образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира расширение кругозора» Тема: "Эксперименты в тропиках".
«Формирование целостной картины мира расширение кругозора»Тема: "Эксперименты в тропиках".Цель:-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,- формировать у детей элементар...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе (Формирование целостной картины мира) «Перелетные птицы Санкт-Петербурга»
Цель: закрепить знания о перелетных птицах, обитающих в парках и садах Санкт-Петербурга и Лен. области. Провести сравнение строения тела дикой утки и лебедя.Задачи: Образовательные:-Закреплять знания ...
Перспективный план работы группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Непосредственно образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
Перспективный план работы группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Непосредственно образовательная деятельность Формиров...
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование целостного картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...