Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
методическая разработка по теме

КАСА АЛЬБИНА ФЕДОРОВНА

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_na_konkurs.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                          Каса А.Ф.                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                 воспитатель 1 категории                                                                                                                                                  

                                                                     МДОУ «Детский сад №8 общеразвивающего вида                                                                                

                                                                                                                                      с.Объячево»

                                                       «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным –                                      

                                                           первоначальная задача обучения» -  К.Д.Ушинский.

                      Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми,

                          как эффективная педагогическая технология»

Автор мастер-класса: Воспитатель  1 категории ,участница районного конкурса «Воспитатель 2012», Каса Альбина Федоровна .Педагогический стаж  26 лет .

Место проведения:  МДОУ «Детский сад №8 общеразвивающего вида  с.Объячево».

Формат: Проведение мастер-класса для педагогического сообщества и общественности ,отражающей специфику деятельности педагога.

Цель :Демонстрация системы педагогической деятельности.

Задачи:                                                                                                                                        1.Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо -игровой технологии.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо -игровой технологии. 

3.Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Действия участников мастер-класса: Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и  приклеивает  на «дерево» на доске.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:: выделение проблемы –вводное слово мастера ,описание принципов , содержания форм, средств, используемых в работе мастером, объединение в группы для решения проблемы ,с последующими комментариями, представление результатов работы ,обсуждение и корректировка результатов работы.

Ожидаемые результаты :  воспитатели на практике будут использовать  эффективную педагогическую  социо -игровой технологию ,освоят приемы по преодоления заорганизованности дидактических игр ,познакомятся с табличкой  - БАБОЧКОЙ,  СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

                                                                                                                                                                                         Ход мастер-класса:

Пришла пора весенняя,

И солнце, посмотрите!

А, значит, настроение

Хорошее, весеннее!

Внимание соберите

И  на  дерево – взгляните,

Там, где были почки,

Зеленые листочки.

-Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки. Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаю вам сохранить его до конца нашего  занятия!

                                                               1.Выделение проблемы

Тема  нашего  мастер – класса - «Социо- игровой стиль работы с детьми,  как эффективная педагогическая технология»

Эпиграфом к нашему сотрудничеству я выбрала  слова К ,Д. Ушинского:

 «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным –  первоначальная задача обучения»

   Уважаемые коллеги.   Буду следовать главному принципу мастер-класса ,Всему .что умею сама. научу вас,.

Социо -игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.                                                                                                                                                Не учить, а налаживать  ситуацию, когда их участникам хочется доверять  и друг другу,  и своему собственному опыту,  в результате чего  происходит эффект   добровольного и обучения,  и научения, и тренировки»- вот сущность социо- игровой технологии обучения.

-В процессе работы освежим  в памяти знания об игровой технологии, обменяемся опытом работы по данной теме и проанализируем данную проблему.

Работу построим следующим образом:

1.Представление технологии..

2.Проведение имитационной игры.

3.Обсуждение в творческих группах.

4.Рефлексия.

                                                 Актуальность данной темы:

- Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания  сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.  

 Соответствовать данному утверждению мне  помогает современная педагогическая технология-  «Социо -игровая педагогика» представленная Евгением Евгеньевичем .Шулешко,  Александрой Петровной  Ершовой и Вячеславом Михайловичем  Букатовым.

Следуя их  советам,  образовательную  деятельность детей  организую как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая»)  Данную технологию  использую  в организации образовательной деятельности . Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

 Ориентируясь на новые подходы  в системе образования и учитывая, требования ФГТ, в своей педагогической практике применяю социо -игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Что подразумевается под первой частью составного термина - социо? По  Шулешко  социо- означает  малый социум, поэтому правильное, авторское написание - с дефисом. (А корректоры постоянно исправляют  этот дефис, пишут «социоигровая», понимая социо- как социальная. Американцы так и переводят: «социально-игровая педагогика». Что неверно. Правильный смысл, когда при переводе получается группо- игровая педагогика.)

 А что кроется под второй частью термина - игровая? Некоторые думают, что это обычные «дидактические игры». Но это далеко от истины.

 В социо- игровой педагогике для преодоления  проблемы - скуки и заорганизованности дидактических игр - существует БАБОЧКА СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ. (Приложение 1)

Бабочка придумана для того, чтобы подсказывать нашей интуиции (которая есть абсолютно у всех!), что воспитателю на занятии нужно делать, чтобы избежать заорганизованности и уберечь детей от скуки. 

 Таблица-БАБОЧКА - только подсказка, а не инструкция Если любой таблицей пользоваться как однозначной инструкцией, то результат может оказаться банальным и скучным. Чтобы этого не случилось, таблица-БАБОЧКА построена как некая система перспектив, ориентируясь на которые воспитатель понимает, куда ему двигаться и при планировании занятия, и при его проведении.

 Есть цепочка процедур, приводящих к пониманию сложного, непривычного, пугающего своей новизной текста. Цепочка эта воспроизведена на правом и левом крылышках БАБОЧКИ.(рассмотреть таблицу)

У бабочки два крыла, на каждом из которых по 12 ячеек. В свою очередь каждая ячейка состоит из двух треугольных полусекторов. Детское продвижение по треугольничкам обычно происходит и скачкообразно, и непоследовательно. Для каждого ребёнка траектория оказывается своей. И «групповая работа» обеспечивает каждого ребёнка возможностью находиться в том самом треугольничке, в котором ему «здесь и сейчас» быть лучше всего.

Педагог действует как повар - помешивает, чтобы не пригорало.

Двигать, видеть, слышать себя.

 Двигать, видеть, слышать других.

Любая процедура представлена на Бабочке в трёх ипостасях:

*движении ребёнка,

 *его разглядывании ,

*его слушании.

 Например :я раздала  на подгруппу  картинки. Что обычно происходит? Кто-то двигает картинку к себе или командует другим, куда нужно подвинуться, чтобы всем было видно. А кто-то в это же самое время начинает внимательно сам всматриваться в картинку, тогда как его соседу интересно следить, куда показывает пальцем один из сверстников. Ну и, конечно, кто-то говорит сам, а кто-то - обычно самый робкий - слушает других.

Конечно же я рассчитываю на сознательность детей, обычно сразу начинают с того, что прошу детей что-то показать или на что-то ответить. И часть   детей с лёгкостью оправдывает  мои ожидания. Но есть и те, которые начинают почему-то путаться.

-Выход же довольно прост: стараться не нарушать на занятиях естественной последовательности в путешествиях детей за индивидуальным пониманием. То есть каждому ребёнку стараться обеспечить возможность найти и осуществить свою личную траекторию  понимания.

 А именно: сначала  дать выход непроизвольным детским движениям (левый край таблицы), затем обеспечить возможность восприятия ими «работы других» (центральная вертикаль таблицы), - вот тогда, «как по маслу», даже самые слабые  начнут довольно правильно и показывать, и отвечать. А главное - вызывать неподдельный и вполне деловой интерес у своих более сильных соседей.

Конечный результат деятельности , построенной  по таблице-БАБОЧКЕ - помочь ребёнку научиться слышать себя. А всё благодаря групповой работе, построенной по тем советам, которые воспитатель может интуитивно выудить из таблицы-БАБОЧКИ.

                          В рамках данной технологии поставила  перед собой такие задачи:

 •  помочь детям научиться эффективно общаться;

 • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

 • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

 • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

 Социо- игровой технологии направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Изучая труды основателей социо -игровой педагогики, мне  очень понравились  предлагаемые  законы общения.                    

                                                        «Законы общения»

                                          Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

                                             Не ворчать, не ныть, не бурчать;

                        Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

                         Будьте  взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

                         Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

                                       Поддержи, помоги подняться и победить;

                                       Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

                                 Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.

              Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

 • на самом первом этапе- учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

 • на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

 • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

                                                      Плюсы социо- игрового стиля:

 - Отношения: «ребенок -сверстники»;

 -  Педагог является равноправным партнером;

 - Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

 -  Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;

 -  Дети самостоятельны и инициативны;

 -  Дети сами устанавливают  правила игры;

 -  Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

 -  Дети  договариваются, общаются (выполняют   роль и говорящих и роль слушающих);

 - Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

 - Дети  помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

 - Социо -игровой стиль  учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

-Мои  педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

                                                               Принципы:

Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

Движение и активность.

Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

 Применение социо -игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

 В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Например: освоения детьми грамоты. Подготовительная группа. Проблема:«некоторые дети  знают буквы, уже печатают их, но  они ещё не читают. Отказываются. Боятся».

Шулешко предлагает такой прем. Написать, каллиграфически и размашисто - через всю доску (но без разрывов в словах между буквами ) .например, «Приехалигости.»

  После чего  закрыть  всю фразу большущим листом бумаги, и объяснить детям : «Мы сейчас будем читать. Но читать с конца. Я буду сдвигать свой лист бумаги, и открывать постепенно вам буквы. Если вы увидите какую-то знакомую буковку - но только одну! - вы молчите. А вот если букв будет столько, что получится слог, то вы тогда всё, что будет справа от моего листа, произносите вслух. Дружно, хором».

И начинаем  свой бумажный экран сдвигать влево, оголяя хвост  написанного. Дети переглядываются, потом что-то робко произносят. Звучит «ти». Но тут же оказалось, что не «ти», а «сти». Эта вторая версия слога звучала уже громче, дружнее, увереннее…

И так - ползком, ползком, - уже даже словосочетание  осилили. Прочитали все вместе. Даже те, кто не доверял себе, присоединились. Потому что каждый раз надо было всё заново и до конца прочитывать. И когда в конце открыл ась заглавная  буква  «П», все хором прочитали «Приехали гости».

 Прочитали  и возникла пауза. Было видно, как до детей доходил смысл того, что они только что хором прочитали!

 Среди детей - эффект разорвавшейся гранаты: мы смогли прочитать (то есть ПОНЯТЬ!) 

В образовательной деятельности детей я  решила испробовать некоторые приемы: умение объединяться детей в пары, компании по 6-8 человек, придумывала такие задания, которые бы побуждали детей работать сообща, обсуждать задание и приходить к единому правильному решению.

При объединении детей в команды, компании, использовала разные варианты: объединится по симпатиям, по одинаковому признаку в одежде, по цветным карточкам, по цифрам и пр.

Поначалу обратила внимание, что некоторые дети затруднялись при объединении в компании, при выполнении задания. Были совершенно пассивные или молча  наблюдали за детьми из своей компании, как те обсуждали задание и выполняли его.

 После многократных заданий объединиться в команды (компании) затруднений у детей уже не было, но дети, которые по себе пассивные, не проявили инициативы, но если их члены компании заставляли что-то делать, они выполняли. К концу месяца отметила для себя, что дети стали с желанием участвовать в общей деятельности, даже при обсуждении пытаются высказывать свои мнения и другие дети к ним прислушиваются.

-Уважаемые слушатели, я продемонстрировала  вам некоторые приемы игровой технологии. А сейчас прошу  вас активно поработать в группах.  

                                                    Работа творческих групп

Задание группам:

1.Задание. Занятия по математике.

-Предлагаю вам  объединиться по симпатиям (2 вариант-  девочек и мальчиков.)

на две команды и придумать название своей команды.

- Отметьте  цветными стрелками: холодные и горячие предметы; сухие и мокрые; твердые и легкие; хрупкие предметы).

2.Задание. Обучение грамоте. Тема: «Знакомство с буквой М  и звуком «М».

 -Давайте объединимся в три команды по карточкам, в которых звук находится в середине, в конце, начале слова. Затем вы  получите  секретики- задания.

-Такой пример объединения я использовала на практике. Дети выполняли   задания, а я наблюдала  за ними и подмечала, какие изменения за  небольшой период времени произошли.

- Увидела, что все дети принимали участие в выполнении задания, не было детей, которые бы отвлекались и как бы были в стороне, часть детей не могут высказывать своё мнение, хотя радует то, что они прислушиваются  к высказываниям более активных детей и соглашаются с их мнением.

3. Следующее задание – поиск  странностей. 

-Когда дети. в изучаемом материале усматривают какие-то странности или нелепости, то нас .воспитателей это частенько пугает и мы спешим  сделать вид, что никаких странностей нет и в помине.

Так вот, принципиально  важно, чтобы дети не только реально находили всевозможные странности в изучаемом материале, но и предавали их огласке, обсуждали друг с другом.

 Поиск  странностей заканчивается тем, что у детей возникают смысловые связи. У каждого свои индивидуальные.

  Например. Шестилетки у меня на занятии блуждали по предложенной картине. После этого спрашивала  у них, а видит ли кто какие на картине странности?

Посыпались варианты: «Люди странно одеты» или «У них странная обувь». А кто-то возражает, мол, это никакая не странность: «Они странно одеты, потому что живут не сейчас. И в другой стране!»

4. Задание (Предлагаемые условия.Вы – шестилетки. Я знакомлю вас  с репродукцией картины «Грачи прилетели» (А.К. Саврасова). Работаете  малыми группами )

-.Вам такое задание - показать смешную историю. Но  так, чтобы все угадали исходную картинку - «Грачи прилетели». (:Напрмер  ,дети показали сценку:  про трёх поросят, которые живут в том самом сарае, крыша которого виднеется за покосившимся забором, изображенном на первом плане в картине «Грачи прилетели»!

- Одно дело, когда ребёнок говорит первое, что ему пришло в голову по поводу картинки. Это уровень непроизвольного побуждения (внешний край левого крыла). И совсем другое, если ребёнок вместе со своим соседом по команде договорился играть сценку о поросятах. Здесь ему приходится действительно  двигать себя, в соответствии с замыслом (индивидуальным или коллективном).

5 задание

-Предложите нестандартные игровые приемы, из вашего опыта работы        

-Есть ли негативные последствия применения игровых технологий? Приведите примеры из  практики.        

-Каково положительное влияние игровой технологии на учебно-воспитательный процесс. Приведите свои примеры. Обсуждение по поставленным вопросам

Итог:

Широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.

 Все начинается с детского сада. Уже сейчас ребята подготовительных групп проходят тестирование с психологами, а родители и воспитатели получают рекомендации по подготовке к школе. Высокие требования жизни приводят к поискам новых, более эффективных подходов к организации воспитания и обучения детей, начиная с детского сада.

 В детском саду главная деятельность ребенка игровая, а в школе начинается сразу серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели и учителя должны подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.

 Рефлексия.  

Вопросы для рефлексии:

 1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

2.  Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

   3.  Какие отличительные черты социо -игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?

4.  Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо- игровой технологии?

5.Возможно ли использование  игр в различных видах детской деятельности?

6.Необходимо ли вам с целью самообразования подробней изучить таблицу БАБОЧКУ?

- Благодарю за сотрудничество! Творческим всем успехов!

 Литература :

1. «Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Переработанная в соответствии с Ф. Г. Т. -Детство Пресс,Санкт-Петербург,2011г.      

2 «Азбука общения»-Детство Пресс,Санкт-Петербург,2007г.

3. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников»-Детство-Пресс, Санкт-Петербург,2009г.

4. «Давай поиграем»-Детство-Пресс,Санкт-Петербург,2008г.

5.« Бабочка социо -игрового стиля обучения.  Руководство по конструированию драмогерменевтических процедур.» Автор-составитель В .Букатов

                   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...

Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.

Девиз  социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...

Мастер-класс для воспитателей "Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология".

На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности мож...

Мастер-класс «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Данный материал содержит информацию о применении социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....

Мастер - класс «Социо- игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Показать возможности применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС...

Мастер – класс «Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

laquo;Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»...