Мастер-класс «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
методическая разработка
Данный материал содержит информацию о применении социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Социо- игровой стиль работы с детьми,
как эффективная педагогическая технология»
(Материал к педагогическому совету на тему:
«Ресурсы, вложенные в будущее»)
Подготовила:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Коротнева Оксана Борисовна
Мастер-класс
«Социо- игровой стиль работы с детьми,
как эффективная педагогическая технология»
Автор мастер-класса: Воспитатель высшей квалификационной категории Коротнева Оксана Борисовна.
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
- Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
- Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Ход мастер-класса
- Теоретическая часть
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Соответствовать данному утверждению мне помогает современная педагогическая технология - «Социо - игровая» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.
Ориентируясь на новые подходы в системе образования и учитывая требования ФГОС, в своей педагогической практике, применяю социо-игровые приемы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности дошкольников, его творческих способностей.
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.
Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.
Следуя этому девизу:
- НОД организую как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и одновременно в каждой из них;
- социо-игровую технологию системно использую как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
В рамках данной технологии поставила перед собой такие задачи:
- помочь детям научиться эффективно общаться, сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):
- Игра для рабочего настроя.
- Игры разминки.
- Игры социо-игрового характера.
- Игры творческого самоутверждения.
- Игры вольные, требующие передвижения.
Сегодня мы рассмотрим некоторые приемы данной технологии.
- Практическая часть.
Для начала я вам предлагаю немного познакомиться друг с другом.
Колокольчик озорной ,
Ты ребят в кружок построй
Справа друг и слева друг
Дружно за руки возмемся
И друг другу улыбнемся.
Группа стоит в кругу. Участники передают мяч по кругу, называют свое имя и качество на первую букву своего имени.
Молодцы! Можете присаживаться. Мы продолжим
Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.
Я предлагаю использовать один из приемов, он называется «Волшебная палочка» (в качестве «волшебной палочки» можно использовать любой предмет: карандаш, линейка, зонт…)
Передачу палочки из рук в руки надо сопровождать речью по заданному правилу. В нашем случае Вам необходимо назвать свою любимую игру из детства. (Участники передают полочку друг другу и называют игры, в которые играли в детстве, н-р: догонялки, прятки и др.)
А теперь усложним задачу: Вам нужно передавая палочку, назвать игру и почему она вам нравилась. (играми группой, был лидер организатор, была подвижность, менялись места игр).
Я показала вам один из приемов, а вы в это время озвучили три золотых правила социо-игровой технологии:
- Двигательная активность обучаемых. (почему нравилась, потому что мы двигались)
- Смена мезасцен и ролей в ходе деятельности. (Нам нравилось играть в разных местах во дворе, дома и т.д.)
- Работа в малых группах. (играли небольшой группой)
Вывод: Вот эти три принципа заложены в основу социо-игровой технологии. И педагогу в работе с детьми нужно их придерживаться, чтобы все получилось.
После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходить к следующему этапу: Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).
Мне нужна группа из 6-ти человек. Посмотрите на сидение своего стула, те, у кого приклеен синий кружок – выходите.
Следующий прием называется «Видимо не видимо». Я вам дам листок, на котором разбросаны буквы, вам нужно будет найти среди этих букв название времени года, когда найдете название в слух не произносить. (группа работает).
Для приема «Видимо не видимо» можно использовать плакат, интерактивную доску. В работе с родителями на плакате можно написать, н-р качества человека, и предложить выбрать те качества, которые присуще их ребенку.
Следующий прием «Оживление» вам надо показать это время года пантомимой.
Данный прием способствует развитию творческого мышления, соблюдается работа с малой группой, не ограничивается место проведения.
Следующим этапом становится игры разминки, которые объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
Предлагаю использовать игру «Зеркало». Выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти движения за ним.
В своей работе вы используете прием деления детей. Какие? Назовите?
Процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
Можно поделиться:
- по цвету и длине волос,
- по цвету, виду (брюки, платье) одежды,
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет
- по их желанию,
- по сходству или жизненным ситуациям
- по сезону рождения
- по разрезному материалу и др.
- Мы поступим иначе: Вам надо взять из мешочка любую пуговицу, найти коллег с точно такой же пуговицей и организовать своё гнездышко.
Последним станет этап игры для творческого самоутверждения. Такие задания, под своим выполнением подразумевают художественно-исполнительский результат.
Итак, Вы поделились на пары и сейчас будете работать в парах, но для этого вам нужно самостоятельно приготовить рабочее место (стол и стульчики). Я умышленно этого не сделала. Когда ребёнок сам выбирает и готовит место для своей деятельности – результат его работы приобретает наибольшую значимость. Даже если ребёнок не рационально выбрал место с вашей точки зрения, уступите ему, значит ему так комфортно.
Каждая пара сейчас должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею, что то делать данной рукой. Вы будете рисовать осенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете умело нарисовать. Рисовать вы должны все вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе вы нарисуете пейзаж , но уже неумелой рукой и тоже вместе.
Важно: Ребенок, который не хочет, например, рисовать, он может выступить в роли снабженца (подносить нужные материалы)
Особенность состоит в том, что Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.
А теперь, вы должны описать то, что нарисовали. (Каждый член микрогруппы рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Рефлексия. Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов». Участники сами сочиняют вопросы- записки друг для друга, помещают их в шапку, потом вытягивают кому какая достанется. Ответы готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия.
Вопросы могут быть самые разнообразные. Например:
- Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?
- Что было сложным?
- Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?
- Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
- Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?
Данный прием хорошо подойдет в работе с родителями. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).
Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В.М.Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.
Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:
- дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
- у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
- дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
- у них не будет чувства страха за ошибку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....
Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....
МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...
Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.
Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...
Мастер-класс для воспитателей "Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология".
На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности мож...
Мастер - класс «Социо- игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
Показать возможности применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС...
Мастер – класс «Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
laquo;Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»...