Мастер-класс «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
методическая разработка

Коротнева Оксана Борисовна

Данный материал содержит информацию о применении социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Социо- игровой стиль работы с детьми,

как эффективная педагогическая технология»

(Материал к педагогическому совету на тему:

 «Ресурсы, вложенные в будущее»)

Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Коротнева Оксана Борисовна

Мастер-класс

«Социо- игровой стиль работы с детьми,

как эффективная педагогическая технология»

Автор мастер-класса: Воспитатель  высшей квалификационной категории Коротнева Оксана Борисовна.

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
  2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
  3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

  1. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Ход мастер-класса

  1. Теоретическая часть

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению мне  помогает современная педагогическая технология -  «Социо - игровая» представленная Евгением Евгеньевичем  Шулешко,  Александрой Петровной  Ершовой и Вячеславом Михайловичем  Букатовым.

Ориентируясь на новые подходы в системе образования и учитывая требования ФГОС, в своей педагогической практике, применяю социо-игровые приемы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности  дошкольников, его творческих способностей.

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

Девиз  социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.

Следуя этому девизу:

  • НОД организую как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и одновременно в каждой из них;
  • социо-игровую технологию системно использую как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии поставила перед собой такие задачи:

  1. помочь детям научиться эффективно общаться, сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  2. способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  3. воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):

  1. Игра для рабочего настроя.
  2. Игры разминки.
  3. Игры социо-игрового характера.
  4. Игры творческого самоутверждения.
  5. Игры вольные, требующие передвижения.

Сегодня мы рассмотрим некоторые приемы данной технологии.

  1. Практическая часть.

Для начала я вам предлагаю немного познакомиться друг с другом.

Колокольчик озорной ,

Ты ребят в кружок построй

Справа друг и слева друг

Дружно за руки возмемся

И друг другу улыбнемся.

Группа стоит в кругу. Участники передают мяч по кругу, называют свое имя и качество на первую букву своего имени.

Молодцы! Можете присаживаться. Мы продолжим

Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.

Я предлагаю использовать один из приемов, он называется «Волшебная палочка» (в качестве «волшебной палочки» можно использовать любой предмет: карандаш, линейка, зонт…)

Передачу палочки из рук в руки надо сопровождать речью по  заданному правилу. В нашем случае Вам необходимо назвать свою любимую игру из детства. (Участники передают полочку друг другу и называют игры, в которые играли в детстве, н-р: догонялки, прятки и др.)

А теперь усложним задачу: Вам нужно передавая палочку, назвать игру и почему она вам нравилась. (играми группой, был лидер организатор, была подвижность, менялись места игр).

Я показала вам один из приемов, а вы в это время озвучили три золотых правила социо-игровой технологии:

  1. Двигательная активность обучаемых. (почему нравилась, потому что мы двигались)
  2. Смена мезасцен и ролей в ходе деятельности. (Нам нравилось играть в разных местах во дворе, дома и т.д.)
  3. Работа в малых группах. (играли небольшой группой)

Вывод: Вот эти три принципа заложены в основу социо-игровой технологии. И педагогу в работе с детьми нужно их придерживаться, чтобы все получилось.

После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходить к следующему этапу: Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).

Мне нужна группа из 6-ти человек. Посмотрите на сидение своего стула, те, у кого приклеен синий кружок – выходите.

Следующий прием называется «Видимо не видимо». Я вам дам листок, на котором разбросаны буквы, вам нужно будет найти среди этих букв название времени года, когда найдете название в слух не произносить. (группа работает).

Для приема «Видимо не видимо» можно использовать плакат, интерактивную доску. В работе с родителями на плакате можно написать, н-р качества человека, и предложить выбрать те качества, которые присуще их ребенку.

Следующий прием «Оживление» вам надо показать это время года пантомимой.

Данный прием способствует развитию творческого мышления, соблюдается работа с малой группой, не ограничивается место проведения.

Следующим этапом становится игры разминки которые объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Предлагаю использовать игру «Зеркало».   Выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти движения за ним.

В своей работе вы используете прием деления детей. Какие? Назовите? 

Процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

       Можно поделиться:

- по цвету и длине волос,

- по цвету, виду (брюки, платье) одежды,

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

- кто на каком этаже живет

- по их желанию,

- по сходству или жизненным ситуациям

- по сезону рождения

- по разрезному материалу и др.

- Мы поступим иначе: Вам надо взять из мешочка любую пуговицу, найти коллег  с точно такой же пуговицей и организовать своё гнездышко.

Последним станет этап игры для творческого самоутверждения. Такие задания, под своим выполнением подразумевают художественно-исполнительский результат.

Итак, Вы поделились на пары и сейчас будете работать в парах, но для этого вам нужно самостоятельно приготовить рабочее место (стол и стульчики). Я умышленно этого не сделала. Когда ребёнок сам выбирает и готовит место для своей деятельности – результат его работы приобретает наибольшую значимость. Даже если ребёнок не рационально выбрал место с вашей точки зрения, уступите ему, значит ему так комфортно.

Каждая пара сейчас должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею,   что то делать данной рукой. Вы будете рисовать осенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете умело нарисовать. Рисовать вы должны все вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе вы нарисуете пейзаж , но уже неумелой рукой и тоже вместе.

Важно: Ребенок, который не хочет, например, рисовать, он может выступить в роли снабженца (подносить нужные материалы)

Особенность состоит в том, что Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.

А теперь, вы должны описать то, что нарисовали. (Каждый член микрогруппы рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Рефлексия.  Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов».  Участники сами сочиняют вопросы- записки друг для друга, помещают их в шапку, потом вытягивают кому какая достанется. Ответы готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия. 


Вопросы могут быть самые разнообразные. Например:

  1. Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?
  2. Что было сложным?
  3. Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?
  4. Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
  5. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?

Данный прием хорошо подойдет в работе с родителями. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).

Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию,  когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.

Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В.М.Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.

Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:

  • дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
  • у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
  • дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
  • у них не будет чувства страха за ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...

Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.

Девиз  социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...

Мастер-класс для воспитателей "Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология".

На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности мож...

Мастер - класс «Социо- игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Показать возможности применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС...

Мастер – класс «Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

laquo;Социо-игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»...