педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка по теме
материал для подготовки педагогического совета по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гражданско-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста»
План.
- Актуальность темы педсовета
- Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию
- Патриотическое воспитание в программе «Радуга»
- Отчёт воспитателей по патриотическому воспитанию детей в своей группе
- Анализ планирования работы по патриотическому воспитании
- Обзор программ патриотического воспитания детей
- Итоги смотра-конкурса «Уголок краеведения Юный костромич»
- Решение
Ход педсовета
1. Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
2. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.
Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
На основе федерального документа были разработаны региональные: закон Костромской области об областной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области», от 27.06.2002 г.; областная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области»
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
3. Что такое патриотическое воспитание?
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
В программе «Радуга» раздела по патриотическому воспитанию нет.
Формирование любви к Родине:
- в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
- в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
- в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
- «Наследие» М.Ю.Новицкой
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
- система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
- «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
- «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
- «Мир детства» г. Оренбург
- «Росток» г. Челябинск
- «Живой родник» г. Северск и др.
4. Что включает в себя работа по патриотическому воспитанию. Как эта работа проходит в вашей группе (пути решения задач по патриотическому воспитанию, формы работы с детьми)
Отчёт воспитателей о проделанной за учебный год работе.
5. Анализ календарного и перспективного планирования работы по патриотическому воспитанию детей.
(Прилагается)
6. Но чтобы правильно спланировать работу на перспективу, нужно, конечно же, выбрать программу, по которой наш детский сад будет работать в дальнейшем.
Сейчас познакомимся с некоторыми из них.
- Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России» (воспитатель Н.Н.Щербакова)
- Программа нравственно-патриотического воспитания «Мой родной дом» (воспитатель Зверева М.И.)
- Н. В. Алёшина. Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников» (воспитатель Е. Н. Алаева)
Но патриотическое воспитание – это, конечно же, и региональный компонент. Все представленные выше программы предполагают занятия с детьми, которые включают разную по объёму информацию о народах стран и мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания.
Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Поэтому мы сейчас познакомимся с ещё одной программой:
- Региональная программа «Юный костромич» (ст. воспитатель О. В. Матросова)
7. Итоги смотра-конкурса уголков краеведения
8. Решение
- Внедрить в воспитательно-образовательный процесс программы:
• «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
• Региональную программу «Юный костромич» - Пересмотреть перспективное планирование на 2008-2009 уч. год, включить в план занятия по краеведении согласно возрастной группы
срок: к 01.08.08
ответственные: ст. воспитатель - Обобщить практический материал по краеведению для работы педагогам
срок: к 01.08.08
ответственные: ст. воспитатель - Вернисаж детского рисунка «Город, в котором я живу»
срок: 02.06.08
ответственные: воспитатели старших и подготовительной групп;
ст. воспитатель - Оформление «Комнаты русского быта»
срок: 01.09.08
ответственные: ст. воспитатель
муз. руководитель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние игровой деятельности на воспитание гражданско - патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Презентация в помощь воспитателям ДОУ....
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...
Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возрастаТема: «Во имя жизни на земле».Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к ге...
Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста
Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...
Конспект ООД по формированию основ гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного города в средней возрастной группе
Тема: «Мой родной город».Цель:воспитание у детей чувств любви к малой Родине, родному городу.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, продолжать знакомить с некоторыми его д...
«Формирования гражданского патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через предметно – пространственную среду»
данный материал поможет воспитателям правильно организовать предметно пространственную среду по патриотическому воспитанию...