«Формирования гражданского патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через предметно – пространственную среду»
материал (подготовительная группа)
данный материал поможет воспитателям правильно организовать предметно пространственную среду по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnim_iz_usloviy_formirovaniya_grazhdpatrioticheskoe_vospitatnie.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирования гражданского патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через предметно – пространственную среду»
Одним из условий формирования гражданского патриотического самосознания старших дошкольников является создание в группе развивающей среды, выполняющей по отношению к детям различные функции: информативную, эмоциональную, побудительную, творческую, познавательную, природоохранительную, игровую, оздоровительную. Она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Взаимодействие всех этих функций обеспечивается с помощью умелого использования материалов, содержащихся в группе.
Патриотическое воспитание ребенка средствами развивающей среды видится, во-первых, в том, что мы предоставляем каждому ребенку возможность для его самовыражения и саморазвития, и, во-вторых, оказываем ему помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом, не навязывая ему учебных задач.
При создании предметно-развивающей среды нашей группы придерживались следующих принципов:
- оптимальная насыщенность - материалы и оборудование, создающие (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду;
- разнообразие — наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, развитие мелкой моторики, логики, творчества и др.;
- стабильность — материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место;
- доступность — расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
Для формирования гражданского патриотического самосознания старших дошкольников в группе был создан патриотический уголок «Я люблю Россию». Он помогает познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом, с государственными символами города и области (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города), с русскими народными промыслами и традициями русского народа. Материалы в центре сгруппированы по основным направления: «Моя семья», «Родной край», «Приобщение к истокам русской народной культурой», «Моя Родина – Россия». Это дает возможность детям соприкоснуться с историей своего города, улицы, области, за счет которого, у дошкольников повышается уровень знаний, развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду взрослых разных профессий, достижениям известных людей.
Наполнение центра по патриотическому воспитанию материалами представлено по группам:
-визуальные дидактические материалы (плакаты с государственной символикой, флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города);
-папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры, пазлы);
-куклы, игрушки;
-текстовый дидактический материал (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, потешек и т.д.).
Были изготовлены дидактические пособия по нравственно – патриотическому воспитанию детей: альбомы климатических и природных зон с представителями флоры и фауны, лэпбук «Русская изба», «Добро пожаловать в Россию», «Богатыри земли русской», «Россия Родина моя».
При подготовке организованной образовательной деятельности большое внимание обращается на подборку наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки.
Продолжая формировать интерес каждого ребенка к ВОВ оформили альбом «Спасибо за Победу. Помним! Гордимся!».
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» - в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей нашей группы «Ярмарка мастеров» включает в себя предметы из соломки, керамики, дерева. Знакомит детей с вышивкой и русской народной игрушкой.
С целью пополнения развивающей среды приобретены и изготовлены настольные печатные и сюжетно – ролевые игры, такие как «Карьер», теневое лото «Россия – Родина моя », «Наша Родина» и другие.
Также в группе создана «Полочка красоты», где выставлены изделия прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней то, появляются красивые предметы, то исчезают. Кто из детей первым замечает на полочке новое. Тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это возможно, поиграть с ним.
В результате у детей пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей культуры и искусства.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого. А что может быть доступнее народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурный уголок кроме привычного спортивного оборудования содержит атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития организован музыкально-театральный уголок, в котором подобраны соответствующие пособия, представлены различные виды театра, маски сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты. Интерьер украшают куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, создание предметно – развивающей среды в группе по формированию гражданского патриотического самосознания детей дошкольного возраста строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к определенному возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возрастаТема: «Во имя жизни на земле».Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к ге...
Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста
Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...
Формирование эмоционального интеллекта детей посредством развивающей предметно – пространственной среды.
Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детейКачество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ, поставленных перед нами Федеральными госуда...
«Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды»
Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской Федерации, знающего историю и...
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».
Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.Задачи: Продолжать работать над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологиче...
«Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» (из опыта работы)
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...