статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья
Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрению в работу интерактивных музыкально - дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_may_2019.docx | 26.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Козина Т.В.,
музыкальный руководитель,
МКДОУ д/с № 26 г. Еманжелинск
Интерактивная музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрению в работу интерактивных музыкально - дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: музыкальные способности, ИКТ - технологии, музыкально- дидактическая игра, старший дошкольный возраст.
Каждый из нас видел или слышал, как музыкант виртуозно играет произведения классической музыки, или как оперный певец выводит сложнейшие вокальные партии... И мы, конечно, восхищаясь музыкальными способностями этих людей, даже не задумываемся, что зарождение этих способностей и их развитие начиналось в период дошкольного детства.
Многими исследователями, Л. Баренбоймом, Б.В. Асафьевым, Б.М. Тепловым доказано, что формирование музыкальных способностей нужно начинать с раннего возраста. Если ребёнка не погружать в атмосферу музыки с детства, вряд ли он восполнит отсутствие музыкальных впечатлений, когда станет взрослым. Чем раньше мы распахнём для ребёнка дверь в мир музыки, где царят не слова, а звуки, начнём вместе с ним петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, тем более музыкальным он станет. Именно поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей. [1]
Все дети от природы музыкальны, но тогда почему из одних - вырастают выдающиеся музыканты, певцы, а у других - природные задатки никогда не развиваются в способности? Ответ очевиден. Музыкальная способность развивается только в результате занятия человеком музыкальной деятельностью. Значит нужно, во - первых, создать для ребёнка такие условия, чтобы он сам захотел петь, слушать музыку, танцевать, играть на музыкальных инструментах, т.е. приобщать его к музыкальной деятельности, а во-вторых - найти такие актуальные пути и средства, которые будут способствовать процессу развития музыкальных способностей дошкольников.
Одним из таких средств является музыкально - дидактическая игра. (далее по тексту - МДИ). Разработкой этой группы игр занимались Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Э.П. Костина, Н.Г. Кононова. Выдающиеся учёные, педагоги - практики подчёркивали, что основное назначение МДИ - в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, совершенствовать у них чувство ритма, ладовое чувство, т.е. развивать у детей основные музыкальные способности [3].
И, действительно, опыт музыкантов - специалистов, показывает, что МДИ необходимое и эффективное средство в решение такой важной задачи, как развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Применение МДИ известно давно, но педагогика - это не застывшая наука, а вечное движение вперёд, решение каких-то очередных проблем и рождение новых. И современные условия жизни, где использование информационных технологий уверенно завоевывает все новые позиции, где теперь ребёнка окружает огромное количество разной информации с яркими, динамично меняющимися образами, спецэффектами, заставляют педагогов - музыкантов искать новые, актуальные способы передачи знаний, соответствующие современным требованиям к осуществлению педагогической деятельности, т.е сменить привычку работать по определённому стереотипу на инициативную позицию. [2]
Согласно профессиональному стандарту "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утверждённому Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, также отмечается владение педагогом ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. [4]
Исходя из этого, возникла необходимость внедрения в музыкально - образовательную деятельность МДИ с использованием информационно - компьютерных технологий. Считаю, что это позволит обновить содержание образовательного процесса по развитию музыкальных способностей и позволит вывести деятельность музыкального руководителя на новый, качественный уровень.
На первом этапе, чтобы определить эффективность педагогических действий и составить план дальнейшей работы, был проведён мониторинг музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. [5] Его целью являлось не только выявление у детей трёх основных музыкальных способностей: - ладового чувства, - музыкально - слуховых представлений и чувства ритма, но и планирование своей работы по подбору и включению в музыкальную образовательную деятельность необходимых МДИ. Мониторинг показал, что у детей есть достаточный внутренний потенциал и возможности к развитию музыкальных способностей.
Вторым этапом стал тщательный анализ и переработка информации, которую я получила из разных интернет - источников. На различных сайтах и в группах существует большое количество интересных и разнообразных интерактивных МДИ, продемонстрированных в виде мультимедийных презентаций, которые можно использовать в музыкально - образовательной деятельности.
Также были изучены и нормативные документы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденных 17 октября 2013 г. №1155; Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)" от 18 октября 2013 года; "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. №26.
Итогом этого этапа стал отбор интерактивных МДИ, которые в полной мере способствуют развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Определён порядок использование ИКТ в ДОУ, согласно санитарным нормам и правилам: при просмотре детей располагают на расстоянии не ближе 2-3м. и не дальше 5-5,5 м. от экрана, продолжительность такой игры не должна превышать 10 минут. Чтобы музыкальное занятие всегда было для ребёнка "новым", неожиданным, считаю разумным, чтобы на занятии применялась одна интерактивная МДИ в том или ином виде музыкальной деятельности (восприятие музыки, певческая деятельность, развития чувства ритма, музыкально - ритмические движения). Это позволит не перегружать детей излишней информацией и даст возможность качественно осуществить сам процесс игры.
Для реализации поставленных задач в музыкальном зале был установлен мультимедийный проектор и ноутбук.
На следующем этапе работы были отдифференцированы все игры с учетом той способности, развитию которой она будет способствовать: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления и музыкально - ритмическое чувство.
Ниже приведены несколько примеров таких игр и даны ссылки на источник для их нахождения в сети Интернет.
Таблица 1
Интерактивные МДИ на развитие ладового чувства | ||
Название игры | Цель | Источник |
"Музыкальные цветы" | Развивать слуховое восприятие, музыкальную память, представление о различном характере музыки (веселая, радостная или грустная, печальная). | |
"Солнышко и тучка" | ||
"Яблонька" | https://www.youtube.com/watch?v=YTqPWowa-9A&index=25&list=PL3EmGvy0Qt2LbJaxG9gGUnnYrFqjhwfrG |
Таблица 2
Интерактивные МДИ на развитие чувства ритма | ||
Название игры | Цель | Источник |
"Стук да гром" | Развивать чувства ритма | |
"Поиграем в паузу" | ||
"Ножки и ладошки" |
Таблица 3
Интерактивные МДИ на развитие музыкально - слуховых представлений | ||
Название игры | Цель | Источник |
"Три медведя" | Развивать звуковысотный слух | |
"Тихие и громкие звоночки" | Развивать динамический слух | |
"Угадай музыкальный инструмент" | Развивать тембровый слух |
Осуществляя последовательную и систематическую работу по применению интерактивных игр, заметила, что их использование позволяет оптимизировать музыкально - образовательную деятельность:
- значительно экономить время (не требуется раздача дидактического материала, расстановка иллюстраций, переключение музыки);
- компактно хранить большие объемы информации (USB - флеш - накопитель или диск вместо коробочек с карточками);
- постоянно обновлять дидактический материал.
Музыкальный руководитель выполняет игровые задания вместе с детьми, находясь в постоянном взаимодействии. Изображение на экране, анимация, графика, звук - всё это увлекает дошкольников, что проявляется в ярко - выраженных положительных эмоциях, дети становятся более активными, внимательными. Как известно, хорошо делается то, что нравится, а это, безусловно, повышает мотивацию к изучению нового материала.
Кроме этого, стоит сказать, что интерактивные МДИ не всегда подразумевают пассивный просмотр видео - ряда. Дети одновременно могут смотреть, слушать и даже двигаться, т.е. получать информацию через различные каналы восприятия. Такое полисенсорное восприятие материала повышает эффективность усвоения знаний о музыке, а, следовательно, и развитие музыкальных способностей.
Даже непродолжительный период работы по использованию интерактивных МДИ в практике показал, что такие игры позволяют в доступной, привлекательной для детей форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения. Накопленный мною музыкально - дидактический материал позволил существенно обогатить, качественно обновить музыкально - образовательную деятельность, сделав процесс обучения увлекательным, а развитие у ребенка музыкальных способностей более эффективным.
Не стоит забывать и о самореализации педагога и его профессиональном и творческом развитии. Продолжая активно заниматься самообразованием, находясь в процессе постоянного поиска оригинальных, новых заданий для музыкальных занятий, в процессе просмотра, отбора интерактивных МДИ, развиваются и совершенствуются креативные качества, растёт уровень профессиональной компетентности музыкального руководителя в данном вопросе. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, поднимает их на новую ступень общения и взаимопонимания с детьми.
Этапами дальнейшей работы станет создание собственных презентаций и дидактических игр средствами ИКТ; внедрение интерактивных МДИ не только в музыкально - образовательную деятельность, но и в совместную деятельность детей и педагогов в группах ДОУ; проведение итогового мониторинга музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
- Гончарова, О. В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
- Калинина, Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. - М.: Сфера, 2008.
- Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение, 1982. - 308с.
- Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н
- Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова. - М.: Просвещение, 1997. - 119с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа , его богатейшего культурного наследия , в частности , народной инструментальной музыки , явл...
«Обучение пению как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. Цель: определение ...
Консультация для воспитателей "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
В консультации "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста" раскрывается значение музыкальных игр для развития творческого потен...
ПРОЕКТ «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
ПРОЕКТ «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» (Срок: сентябрь 2017 года - май 2019года)
Вашему вниманию предоставляется Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
ВведениеФедеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина Росс...
Статья: Интерактивная музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрению в работу интерактивных музыкально - дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей старшего д...