Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализуемой программы
статья

Декоративно-прикладное искусство – это особый вид искусства, который дает возможность увидеть красоту предмета, понять смысл его существования и имеет свой образный язык, которому присущи обобщенность, условность, орнаментальность.

В этом виде искусства изображения и цвет несут особый смысл.

Очень важно с детских лет приобщить ребенка к мировой культуре, рассказать и показать все то, чем восхищается человечество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ д\с № 378

Кацуба Наталья Александровна

педагог с высшей категорией

Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализуемой программы

        Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Декоративно-прикладное искусство – это особый вид искусства, который дает возможность увидеть красоту предмета, понять смысл его существования и имеет свой образный язык, которому присущи обобщенность, условность, орнаментальность.

В этом виде искусства изображения и цвет несут особый смысл.

Очень важно с детских лет приобщить ребенка к мировой культуре, рассказать и показать все то, чем восхищается человечество.

И, как с неотъемлемой частью мировой культуры, очень важно познакомить ребенка с его родной культурой, воспитать патриотизм, гордость за свой родной народ, побуждать ребенка принять наследие своего народа и продолжать развивать его.

С детских лет, познавая мировую и отечественную культуру, ребенок развивается всесторонней личностью, духовной и патриотичной.

Занимаясь декоративно-прикладным искусством, ребенок ощущает радость творчества, созидания, познает много нового и интересного.

Очень важен в этом виде искусства не только конечный результат, а сам процесс созидания, развивающий ребенка, снимающий эмоциональный блок.

Одна из задач дошкольного образования и воспитания – художественно-эстетическое  воспитание ребенка. Обучение изобразительной деятельности – одно из ее направлений.

Декоративно-прикладное искусство положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности и эффективно способствует развитию таких психических процессов как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально- положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний, и на основе которых у ребенка формируется разнообразные художественно-творческие способности.

Работая по программе «Радуга», я поняла работу по развитию в изодеятельности важно вести комплексно. Невозможно ограничиваться только занятиями, формирующими художественные способности ребенка. Для организации работы по развитию в изодеятельности важно создать такие условия, в которых будет комфортно проводить как специально подготовленные, так и совместно с взрослыми и самостоятельные занятия детей.

Можно создать различные формы организации свободного времени дошкольников: это и различные художественные мастерские, кружки, художественные музеи, театры и т.д.

У нас в ДОУ № 378 в свободное от занятий время в помещение изостудии работает кружок декоративно-прикладного искусства для детей подготовительных к школе групп.

Для старших дошкольников изодеятельность – это не только забава, но и труд, требующий увлеченности, упорства и умения сосредоточиться. Ребенок старше 5 лет способен выдерживать более длительную нагрузку, он становиться более организованным, учиться планировать свою работу. И различные кружки и художественные мастерские помогают ребятам реализовать потребности в самовыражении, развить воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо  виде искусства, но и в любой области жизни человека.

Работая по программе «Радуга», я решила включить в занятия декоративно-прикладного искусство  темы особенно увлекательные, интересные и познавательные для детей. Например:

  • Сказочный город (бумажная пластика
  • Кулоны зверюшки 9лепка из глины)
  • Гобелен Веснушки (работа с нитками)
  • Чудо-сосуды (лепка по мотивам Скопинской керамики)
  • Чудеса из Дымково (лепка и роспись по мотивам мастеров из Дымково)

Например, в нашем кружке дети занимаются составлением букетов, бумагопластикой и оригами, различными видами росписей, лепкой из глины, соленого теста и т. д.

Очень важно создать атмосферу творчества, пригласить детей в особый сказочный мир.

У нас занятия кружка проходят в игровой форме. Дети приходят в изостудию в гости к Мастеру Глинчику и Волшебнице –Кисточке.

 Дети сами придумывают названия нашей волшебной страны:

  • страна Мастерляндия
  • город Мастеров

Так же дети сами выбирают виды деятельности и находят применение своим изделиям:

  • устраивают выставки
  • украшают работами группы и свой дом
  • сочиняют истории о своих произведениях
  • сочиняют песни и стихи

Работы детей кружка учувствовали в выставках:

  • «Пусть всегда будет мир»
  • Конкурс рисунков к «Дню матери»

Ко времени поступления ребенка в школу важно не только, какими знаниями он владеет, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций, фантазировать и т. д.

Все эти процессы эффективно и естественно, без излишнего дидактизма, развиваются в работе с детьми по декоративно-прикладному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств....

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

«Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Как развить творческие способности через различные виды нетрадиционных техник аппликации....

Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.-Развитие мелкой моторики, координации движений ...

Развитие физических способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Родничок здоровье»

Цель: развитие физических способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Родничок здоровья».Для реализации намеченной цели, были определены следующие задач...