Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Статья будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной, нравственной и эстетической сферы ребенка. Это находит отклик в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в ФГОС дошкольного образования, где сказано, что в современном обществе особое внимание уделяется нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников, предполагающему способности к восприятию прекрасного в окружающей действительности, творчества по законам красоты, формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности. Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души». Он же называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие музыки - сложного многоуровневого явления - представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, - с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Проблема развития музыкального восприятия - одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский, В.Н. Шацкая, Н.Л. Грозненская, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Н.А. Ветлугина.
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка.
В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений. Продолжают развиваться навыки слушания музыки (слушать до конца, в полной тишине). При последовательном развитии музыкального восприятия у детей формируется устойчивый интерес к музыке, закладывается художественный вкус.
В ДОУ дети должны не только обучаться практическим музыкальным умениям, в том числе и слушанию музыки, но и получать необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также наиболее ярких особенностях музыкальных произведений, предлагаемых дошкольникам для слушания. Одним из важных направлений в развитии музыкального восприятия является приобщение детей к классической музыке.
Классика (от лат. classikus - «образцовый») - образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества.
Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике. Ведь классическая музыка поистине является эталоном красоты, гармонии и совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития.
Музыкально-эстетические воспитание детей будет значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их и с народным музыкальным искусством, и с высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.
Огромное значение классической музыке в вопросах нравственного воспитания детей придавал В.А. Сухомлинский. В своей книге «Павлышинская средняя школа» Василий Александрович раскрывает целую систему приобщения детей к миру классической музыки, которая основана на том, чтобы «из года в год перед учениками постепенно открывался мир больших идей, отраженных в музыке».
Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности, педагог особое внимание должен уделять отбору материала для работы с детьми - музыки для слушания. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.
Итак, для успешного развития музыкального восприятия дошкольников первостепенное значение имеет музыкальный репертуар. Он для слушания должен удовлетворять двум важным требованиям - художественности и доступности. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков XIX века - М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов XX века - С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, Г.В. Свиридова и др.
Второе требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару для детей,- доступность. Ее можно рассматривать в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми. Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на «три кита» - песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Давая примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы дети не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра. Легко доступны старшим дошкольникам танцевальная и маршевая музыка. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми - развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщение их к музыкальной культуре. В этом виде деятельности имеются большие возможности для использования высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работу с детьми по выработке музыкально-ритмических движений можно включить самую разнообразную танцевальную музыкальную классику: танцевальные пьесы И.С. Баха и В.А. Моцарта (гавоты, менуэты, буре, экосезы, полонезы), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Штрауса, балетную музыку П.И. Чайковского.
Рассмотрим следующий критерий доступности музыки для восприятия дошкольниками, который основывается на использовании программно- изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т. д.). Программно-изобразительная музыка «рисует» конкретные образы, которые особенно близки к реальной жизни, окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Прекрасно воспринимаются детьми музыкальные произведения: рисующие образы природа. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Подснежник» (апрель), «Белые ночи» (май), «Баркарола» (июнь), «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», «Океан-море синее» - вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.). - рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н.А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Кикимора» А.К. Лядова и т. д.) - рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года» и т.д.).
Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников - способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении.
На основе анализа публикаций, можно сделать вывод, что классическая музыка играет наиважнейшую роль в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста. Педагогический потенциал классической музыки неиссякаем.
Литература
- Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. - М., 1997 г.;
- Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. - М., 1993 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль синтеза искусств в развитии музыкальной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимоде...
Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...
Консультация для педагогов ДОУ "Музыкальные инструменты в развитии слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые, коллеги! Данная консультация представляет собой семинар - практикум для педагогов детского сада. В ней разработана таблица разных видов музыкальных интсрументов, а также есть описание музык...
Авторский проект на тему:«Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»
Личный вклад в повышение качества образования и трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя Думчевой Е.Н....
Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...
Сообщение на тему: «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через восприятие произведений классической музыки»
Рекомендуемый материал для педагогов коррекционных групп доу...
Проект «Классическая музыка в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста
АктуальностьРебёнок растёт и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная...