Интегративный подход в работе специалистов ГКП
методическая разработка по теме

Резничук Людмила Викторовна

Интегративный подход в работе специалистов - фундамент построения системы взаимодействия с родителями в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrativnyy_podkhod_v_rabote_spetsialistov_gkp.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегративный подход в работе специалистов ГКП

Старший воспитатель

ГБОУ д\с № 1031

Резничук Людмила Викторовна

Группы Кратковременного Пребывания – уникальная форма организации дошкольного образования, имеющая право на повсеместное распространение, в силу своей важности и необходимости для современной семьи и полноценного развития детей. Тенденция современности такова, что разностороннему образованию человека на всех этапах его жизнедеятельности придается огромное значение. Ранний и дошкольный периоды развития ребенка не является исключением. Уникальность периода детства состоит в стремительности развития ребенка, что требует самого пристального внимания со стороны родителей и педагогов. ГКП дает возможность родителям выстроить траекторию индивидуального развития ребенка при опоре на огромный педагогический опыт и багаж знаний команды специалистов ГКП.

Существует несколько видов групп кратковременного пребывания. Мы имеем опыт работы с такими видами ГКП как: «Адаптационные», «Играя, обучаюсь», в том числе построение работы в рамках ГКП с детьми – инофонами. Наиболее востребованной на современном этапе развития образовательной системы мы считаем «Адаптационную» группу кратковременного пребывания, так как большая часть детей дошкольного возраста посещает общеобразовательные группы детского сада, а дети раннего возраста – это именно тот контингент, который нуждается в мягкой адаптации к условиям образовательного учреждения и ранней социализации.

Опираясь на наш опыт построения системы работы ГКП, мы пришли к выводу, что важнейшей составляющей успеха образовательной деятельности является КОМАНДА единомышленников! Именно поэтому интегративный подход организации работы является нашим основополагающим педагогическим принципом.

Интеграция понимается нами как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающая все виды деятельности. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности. В интеграции не все содержания образования включаются на равных основаниях: что-то всегда выступает в качестве своеобразного стержня, вокруг которого объединяются другие содержания и виды деятельности. Применительно к интеграции в работе с детьми раннего возраста в качестве таких стержневых содержаний выступают чаще всего дидактическая и отобразительная игра, предметная, изобразительная и музыкальная деятельность.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей раннего возраста. Это значение мы видим в следующем:

  • Взаимосвязь разных видов деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования, что создает оптимальные условия для разностороннего развития детей;
  • Взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее лично значимой для каждого ребенка;
  • Интеграция формирует у детей разносторонние знания, целостную картину мира;
  • Включение в образовательный процесс разносторонних знаний предопределяет развитие разносторонних способностей ребенка;
  • Интеграция способствует объединению команды специалистов в работе по достижению единых целей.        

Работа с детьми в ГКП осуществляется через интегративные блоки, объединенные определенной темой, реализуемые в различных видах деятельности. Интегрирование разного содержания в образовательной деятельности ГКП соответствует характеру мышления детей раннего возраста: оно является наглядно-действенным. Вместе с тем восприятие, лежащее в основе познания мира детьми раннего возраста, и мышление синкретичны. Интегрирование различных видов деятельности, в том числе ведущей, основывается на единой структуре составляющих деятельность компонентов. Интегративный подход способствует установлению связи знаний, получаемых детьми, с широкой практической деятельностью. Реализация интеграции различного содержания образования и деятельности в учебно-воспитательном процессе эффективнее осуществляется в интегративных циклах, включающих в себя игровые занятия, развлечения, театрализацию, праздники. Интегративные циклы объединяют детей раннего возраста общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию единого поля социального взаимодействия.

В рамках данной статьи, мы хотели бы остановиться на реализации интегративного подхода в организации игровых занятий. Игровые занятия ГКП объединяют деятельность следующих специалистов: старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, медицинской сестры.

Цель деятельности команды ГКП – организация психолого-педагогического сопровождения процесса развития детей раннего возраста в рамках семьи и дошкольного образовательного учреждения; подготовка ребенка к последующему поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Каждый интегративный блок имеет свою тематику, определен единым целевым блоком, объединяет работу всех специалистов, включает в себя разнообразные виды деятельности. Каждый интегративный блок рассчитан на работу в рамках одной календарной недели. Наполнение интегративного блока не является статичным, вариативность применяемых компонентов зависит от степени сложности материала, уровня усвоения каждого компонента, общего психоэмоционального настроя группы. Учитывая специфику детей раннего возраста, повторяемость отдельных игровых заданий может осуществляться 4 – 5 раз. Кульминацией усвоения материала являются театрализованные компоненты интегративного цикла и развлечения. Структура всех интегративных блоков едина и включает в себя:

  • Приветствие, сюрпризный момент – создание благоприятной психоэмоциональной обстановки, построение системы тесного контакта, включение заинтересованности будущей деятельностью.  
  • Самостоятельная деятельность в зоне развития мелкой моторики и сенсорики –  организованная работа по развитию ведущих психических процессов – восприятия и памяти.
  • Наблюдение и рассматривание внесенных атрибутов – привлечение внимания к стержневому содержанию игрового сеанса, задающему тематику всего интегративного цикла.
  • Действия в зоне дидактической игры – целенаправленное привлечение внимания ребенка к возможностям организации свободного времени средствами дидактической игры.
  • Действия в зоне музыкальной деятельности – создания атмосферы праздника от каждой встречи средствами музыки. Развитие музыкально – ритмических движений, крупной моторики, музыкального слуха, ритма и голоса детей раннего возраста.
  • Блок релаксации – создание возможности смены процессов возбуждения и торможения средствами релаксационных упражнений.
  • Действия в зоне изобразительной деятельности – становление доизобразительных и начальных изобразительных навыков, формирование положительного эмоционального отношения к продуктивным видам деятельности.
  • Пальчиковые гимнастики – развитие мелкой моторики руки, параллельное развитие речи ребенка.

В качестве примера, мы хотели бы представить разработанный конспект игрового занятия по теме: «Пчелка» (Приложение № 1).

Алгоритм проведения интегративных циклов на протяжении всего учебного года неизменен – это важнейшее условие формирования условных рефлексов ребенка. Интегративные циклы проводятся в рамках программы, но максимально мягко, без принуждения, с учетом особенностей поведения ребенка.

Специфика работы с детьми ГКП заключается в широком использовании личностно – ориентированного подхода в построении системы интегративных циклов. Это задания, в которых: можно выбрать уровень сложности самому ребенку (например, конструирование постройки – выбор схемы); предложить вариант иного способа выполнения деятельности (например, кто-то рисует пальчиковыми красками по образцу, кто-то тот же образец заполняет с помощью налепов из пластилина); ребенка можно увлечь заданиями в иной развивающей зоне (например, в зоне дидактических игрушек). Но! Наша интегративная задача состоит, прежде всего, в том, чтобы увлечь ребенка той деятельностью, которую предлагает педагог. Как правило, это нам успешно удается. Стабильность алгоритма выстраивания деятельности формирует динамический стереотип в поведении ребенка, что способствует формированию стабильно позитивного психоэмоционального состояния ребенка.

Мы с удовольствием поделились своими наработками в данной сфере, надеемся, что они будут полезными и интересными специалистам дошкольного образования. Мы всегда готовы к диалогу, будем рады плодотворному сотрудничеству в нелегком, но интересном труде педагога.

        Литература:

  • А. Ю. Ануфриева, О.Б. Митюкова «Игры и занятия для малышей», М., 1990
  • Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» - Воронеж «Учитель», 2006
  • Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду». – Ростов – н/Д: Феникс, 2006
  • О. Н. Земцова  «Тесты для детей 2-3 лет»: Уч. пособие.- М. Махаон, 2008
  • О. В. Елецкая, Е.Ю. Вареница  «День за днем говорим и растем», М., 2007
  • И. О. Крупенчук  «Ладушки» Пальчиковые игры для малышей. – Санкт – Петербург, 2009
  • И. А. Лыкова «Для самых маленьких», ИД «Карапуз», М., 2007
  • «Любимые загадки и потешки». М.: ЗАО «Росмэн- пресс», 2006
  • Н. А. Лукина, И. Ф. Сарычева «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2 – 3 года)» Санкт-Петербург, «Паритет» 2004
  • Л.Н. Смирнова «Развитие речи у детей 2-3 лет» М.: «Мозаика-синтез», М., 2008

Приложение № 1

Конспект игрового занятия

Площадка проведения: игровое помещение, музыкальный зал.

«Пчелка»

Цель: Адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения; ранняя социализация ребенка.

Задачи:

•        Учить детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания; расширять знания об окружающем мире;

•        Развивать мелкую моторику руки, предлагая действия с мелкими предметами; развивать крупную моторику, координацию движений; развивать разговорную речь;

•        Воспитывать культуру взаимодействия со сверстниками и социальными взрослыми.

Материал и оборудование:  Шнуровка «Пчелка на цветке», разрезные картинки «Собери пчелку». Пчелка – яркая игрушка. Шапочки пчелок на каждого ребенка. Картонные цветы 2-х цветов: красные и желтые. Флажки тех же цветов. Цветные картонные круги + цветные прищепки. На листе бумаги нарисованы пчелка и цветок, большая пчелка – большой улей, маленькая пчелка – маленький улей. Валик, пальчиковые краски, ватман. Вырезанные из бумаги заготовки пчел и цветы.

Предварительная работа: Весь образовательный материал, предложенный на занятии, в соответствии с возрастными нервно-психическими особенностями детей раннего возраста, отрабатывается в течение 4 – 5  повторений.

Дети разделены на подгруппы: I подгруппа – от 1,5 лет до 2 лет;  II подгруппа – от 2 до 3 лет.

Вступительная часть игрового сеанса

В игровом помещении находятся дети с педагогом.

Педагог – психолог: Здравствуйте, дорогие детки. Подходите ко мне, игрушки ждут вас.

Самостоятельная деятельность в зоне развития мелкой моторики и сенсорики: Предлагаются развивающие задания:

•        Шнуровки «Пчелка на цветке»;

•        Разрезные картинки «Собери пчелку» (I подгруппа – из 2-х составных частей;  II подгруппа – из 3 составных частей).

Воспитатель: Ребята, кто у меня в руках? (Показывает пчелку) Здравствуй, пчелка! Пчелка здоровается с ребятами и жужжит. Как жужжит пчелка?

Действия детей:

•        Рассматривание игрушек;

•        Звукоподражание Жу – жу - жу;

Воспитатель:

Села пчелка на окошко.

Посиди у нас немножко!

Подожди, не улетай!

Улетает…Ай!

Основная часть игрового занятия

Воспитатель: Игра «Найди свой цветочек» Дети надевают шапочки пчелок. На ковре разложены картонные 2-х цветов (красные и желтые) цветы. Детям раздаются флажки. Какого цвета у ребенка флажок к такому по цвету цветочку должна прилететь пчелка. Дети, мы все превратились в пчелок, и теперь будем искать свой цветочек. Держите флажки и ищите такого же цвета цветочек. Полетели!

Действия в зоне двигательной активности: Ребенок выполняет действия по игре вслед за показом воспитателя.

Музыкальный руководитель: Какая замечательная музыка звучит! Быстрее беритесь за ручки друг друга и давайте покружимся.

Ручка вверх и ручка вниз (2 раза)

Кружись, кружись, кружись.

Ножка вверх и ножка вниз (2 раза)

Кружись, кружись, кружись.

Вот мы скачем вверх и вниз (2 раза)

Кружись, кружись, кружись.

Полетели вверх и вниз (2 раз)

Кружись, кружись, кружись.

Действия в зоне музыкально – ритмических движений: Дети под музыкальное сопровождение выполняют действия в соответствии с ходом песенки.

Педагог – психолог: Пчелка зовет всех немного нас отдохнуть: на подушечке – цветочке полежать немножко.

Это пчелка с рыжей челкой,

Прилетела к нам в окно.

Ох, летала пчелка долго,

Спать должна она давно.

Действия в зоне релаксации: Под спокойную, лирическую музыку дети лежат на подушечках.

Воспитатель: А теперь мы сядем за столики. Посмотрите, кто нас ждет. Пчелки ждут, что мы их посадим на цветочки.

Действия в зоне изобразительной деятельности (рисование): Ребенок с помощью взрослого (по необходимости) рисует прямые вертикальные линии от пчелки к цветочку.

Педагог – психолог: Приготовили ладошки, поиграем с нашими пальчиками.

Вот вылетела пчелка

На варенье села,

Вымазала брюхо -

Дальше полетела.

Пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение:  Правая рука машет 4-мя пальцами, правая ладонь шлепается сверху на левую. Ладони вращаются относительно друг друга.

Воспитатель: Пчелка приглашает вас на веселую дорожку.

Мы по комнате идем,

Громко песенку поем.

Мы за куколкой (Мишкой, киской, книжкой, мячиком) идем.

Ищем куклу (Мишку, киску, книжку, мячик)  и найдем.

Действия в зоне двигательной активности: Дети под музыкальное сопровождение топают по дорожке. Дополнительно можно усложнить, положив предметы на дорожку

Музыкальный руководитель: Ребята, а здесь у пчелки, много музыкальных игрушек. Что это? (Колокольчик) А что делает колокольчик? Колокольчик звенит! (воспитатель побуждает к обыгрыванию колокольчика с помощью движений, одновременно приговаривая: зве – нит, зве – нит, зве – нит). Что это? (Погремушка или иначе маракас). Что делает маракас? Маракас гремит! (обыгрывание). Что это? (Бубен). Что делает бубен? Бубен стучит! (обыгрывание). Теперь я всем раздам музыкальные игрушки. Сейчас мы будем играть на музыкальных игрушках, и у нас получится оркестр.

Действия в зоне музыкальной деятельности: Дети выполняют те действия, которые показывает взрослый.

Воспитатель: А теперь мы сядем за столики. Посмотрите, какие пчелки прилетели к нам в гости. Пусть большая пчелка полетит в большой домик (улей), а маленькая в маленький.

Действия в зоне изобразительной деятельности (аппликация): Детям предлагается наклеить двух  пчелок. Большой пчелке – большой улей, маленькой – маленький. Дети с помощью взрослого (по необходимости) выполняют задание.

Педагог – психолог: Приготовили ладошки, поиграем с нашими пальчиками.

Пчелки любят сладкое,

К сладкому летят.

Угостят нас медом,

Если захотят.

Пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение: По тексту выполняются следующее движение: Пальцами показываем полет; «Варим кашу»; Пригоршней угощаем; Улыбка.

Педагог – психолог: Пчелка всех зовет в музыкальный домик. Разуваемся и садимся на коврик в кружек.

Мы эту ручку разотрем, разотрем, разотрем.

Мы эту ручку разотрем.

Чтоб выросла побыстрей!

Другую ручку разотрем, разотрем, разотрем.

Другую ручку разотрем.

Чтоб выросла побыстрей!

И ножку тоже разотрем, разотрем, разотрем.

И ножку тоже разотрем.

Чтоб выросла побыстрей.

Теперь животик разотрем, разотрем, разотрем.

Теперь животик разотрем.

Чтоб вырос побыстрей.

И спинку тоже разотрем, разотрем, разотрем.

И спинку тоже разотрем.

Чтоб выросла побыстрей.

И ушки тоже разотрем, разотрем, разотрем.

И ушки тоже разотрем.

Чтоб выросли побыстрей.

И шейку тоже разотрем, разотрем, разотрем.

И шейку тоже разотрем.

Чтоб выросла побыстрей.

Еще раз спинку разотрем, разотрем, разотрем.

И спинку тоже разотрем.

Чтоб выросла побыстрей.

Массаж под музыкальное сопровождение: Ребенок массирует части тела в соответствии с текстом песенки (спинку массирует взрослый).

Педагог – психолог: Как много цветочков на полянке. А где же лепесточки? Посмотрите,  у наших цветочков нет лепестков. Сделаем цветочки красивыми.

Действия в зоне развития сенсорики и мелкой моторики:  Ребенок прикрепляет прищепки красного и желтого цвета на плоскостные картонные круги (сердцевины цветков).

Воспитатель: Сегодня мы будем раскрашивать полянку для пчелки. Посмотрите, что я вам приготовила.

Залетела к нам пчела

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела.

Я достал в шкафу варенье,

Я к животным – всей душой.

- На, поешь для подкрепленья,

Будешь толстой и большой.

Ж. Давитьянц

Действия в зоне изобразительной деятельности (рисование): Ребенок с помощью взрослого валиком заполняет пространство ватмана (коллективная работа). На следующем занятии наклеиваем пчелок на цветы.

Заключительная часть игрового сеанса

Музыкальный руководитель: Веселая, задорная музыка, которая всегда рядом с пчелками, зовет ребят попрощаться.

Действия в зоне музыкально – ритмических движений: Заключительный танец (психоэмоциональный подъем). Ребенок  выполняет действия в соответствии с текстом. Завершение занятия на позитивных эмоциях.

Воспитатель: Пчелки прощаются с ребятами: «До свидания!» В добром здравии и хорошем настроении приходите на следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в работе специалистов ДОУ по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Презентация мастер-класса по формированию лексико- грамматических категорий у детей с ОНР. Представлен интегрированный подход специалистов и воспитателей  в  коррекционной работе....

Перспективный план интегративной работы специалистов логопедической группы МДОУ № 63 г. Кандалакши с семьей на 2013-2014 учебный год

Перспективный план работы специалистов с семьей в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи  содержит формы и методы работы, направления, тематику ,  содержание деятельности и сроки выпол...

Методическая разработка на тему: "Интегрированный подход в работе специалистов (музыкального руководителя и учителя-логопеда) и реализации образовательных областей в условиях ФГОС ДО".

Интегрированный подход во всех смыслах позволяет: целостно и всесторонне развиваться ребёнку, сделать процесс обучения максимально увлекательным, разнообразным....

Творческая мастерская Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода

Особое место в построении развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ отводится наглядно-игровым пособиям и дидактическим играм и игрушкам.Педагоги и родители могут самостоятельно изготовить мн...

Опыт работы с детьми по теме "Интегративный подход при освоении раздела "Приобщение к художественной литературе" образовательной области "Речевое развитие""

       Представленный опыт работы раскрывает практическую значимость  интегративного подхода при освоении образовательных областей для достижения целостного художествен...

Интегративный подход к работе с развивающим стендом «Кругозор»

     Подобная форма интеграции образовательного процесса в ДОУ позволяет раскрывать ряд возможностей для развития детей: возможность для общения, возможность для проявления ...