Творческая мастерская Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода
методическая разработка ( группа) на тему
Особое место в построении развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ отводится наглядно-игровым пособиям и дидактическим играм и игрушкам.
Педагоги и родители могут самостоятельно изготовить многофункциональыне игровые пособия для решения задач интеграции ОО. Использование данных пособий ребенком в ходе взаимодействия со взрослым и сверстниками будет способствовать развитию его личности в целом, проявлению инициативы и творческих способностей.
Целью проведения творческой мастерской стала модернизация пособий для многофункционального использования в воспитательно-образовталеьной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая мастерская
«Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода»
Задачи:
- Модернизация пособий для многофункционального использования в воспитательно-образовательной работе с детьми;
- Развитие у воспитателей умения выстраивать логические и ассоциативные цепочки для интеграции задач ОО;
- Формирование чувства сплоченности среди педагогов.
Материалы и оборудование: пособия, подлежащие модернизации; проектор и компьютерная техника; карандаши, ручки, стикеры; коллажи с вариантами ППРС; памятки для педагогов.
Продолжительность: 60-70 минут.
Примечание: предварительно педагогический коллектив ДОУ разбит на творческие группы (модернизация пособий: ширма, самодельная книга).
Ход мероприятия:
- Психогимнастическое упражнение «Давайте поздороваемся!» (3-5 минут).
Уважаемые коллеги! Я попрошу вас встать, походить по залу и поздороваться со всеми, кто встречается вам на пути.
На хлопок – здороваетесь за руку «Здравствуйте!»;
На свисток – здороваетесь плечиками «Добрый день!»;
На звук бубна – слегка обнимаете друг друга «Привет!»
- Установочный доклад.
Время проведения: 10 минут.
Среди важных на сегодняшний день задач ДОО – организация развивающей ППРС, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить индивидуальность и активность, успешно реализоваться в разных видах деятельности.
Согласно ФГОС ДО РППРС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.д.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета их особенностей.
ФГОС ДО предусматривает требования к условиям реализации ООП ДО, в т.ч. к развивающей предметно-пространственной среде, согласно которым она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Образовательное пространство должно стимулировать познавательную, моторную и сенсорную активность ребенка, развивать его речь, способствовать накоплению разных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе НОД, образовательной деятельности в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
При этом ведущая роль в обучении ребенка дошкольного возраста принадлежит взрослому, который обеспечивает его дидактическим материалом, проявляет постоянный интерес к деятельности дошкольника, поощряет любознательность.
ООП ОП ДО в соответствии с ФГОС ДО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех взаимодополняющих ОО. Реализовать эти требования позволяет принцип интеграции.
Интеграция – объединение ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Интеграция в образовательном процессе ДОУ – особо выстроенный структурный процесс, направленный:
- На обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;
- Развитие умения применять знания из различных областей для решения конкретной задачи;
- Формирование способности самостоятельно проводить посильные творческие исследования;
- Развитие желания самовыражаться.
Сущность интегрированного подхода заключается в соединении знаний из разных областей развития.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. На ней базируются и обучение дошкольников, и коррекция недостатков их развития. Поэтому особое место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ отводится наглядно-игровым пособиям и дидактическим играм и игрушкам.
Наглядно-игровые пособия и дидактические игрушки должны соответствовать педагогическим требованиям:
- Решать образовательные, развивающие, воспитательные и коррекционные задачи;
- Стимулировать познавательную активность детей;
- Удовлетворять их стремление к двигательной активности;
- Быть многофункциональными;
- Обладать динамическими свойствами (подвижность частей, возможность комбинировать детали, собирать, разбирать их);
- Быть яркими, вызывать чувство радости, яркий эмоциональный отклик и желание с ними играть.
Гигиенические требования включают следующие положения:
- Наглядно-игровые пособия и дидактические игрушки должны быть сделаны из экологически чистых материалов;
- Быть безопасными (отсутствие острых граней, углов, соответствие требованиям ПБ);
- Прочными и надежными в использовании;
- Соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Грамотно подобранные и используемые наглядно-игровые пособия и дидактические игрушки развивают ребенка разносторонне. Особое значение имеют пособия, которые способствуют речевому, познавательному развитию и состоят из различного рода стимуляторов, оказывающих воздействие на анализаторные системы.
Организация деятельности детей посредством таких пособий позволяет:
- Повышать их любознательность, интерес к получению знаний;
- Формировать знания об окружающем мире и определенных сенсорных эталонах;
- Развивать общую и ручную моторику, формировать графомоторные навыки;
- Активизировать речевое и интеллектуальное развитие;
- Развивать творческие способности;
- Умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками, организовывать самостоятельную деятельность.
Такие пособия выпускают промышленные предприятия, и они реализуются в специальных магазинах. Но некоторые из них под силу сделать своими руками.
Педагоги и родители могут самостоятельно изготовить многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции ОО. Использование данных пособий ребенком в ходе взаимодействия со взрослым и сверстниками будет способствовать развитию его личности в целом, проявлению инициативы и творческих способностей.
- Ассоциация «Педагогическая змейка»
Разработка пошагового плана модернизации пособий посредством определения задач к каждой ОО (7-10 минут).
Сейчас я пущу по кругу лист бумаги – бумажную змейку. Каждый участник напишет на нем ассоциативно возникшую задачу к указанной ОО, затем сложит лист гармошкой и передаст следующему участнику. Таким образом, мы определим сущность многофункционального пособия на основе интегративного подхода (каждой творческой группе предлагается отдельный лист бумаги).
Педагоги выполняют задание и озвучивают получившиеся ассоциации.
- Создание творческого продукта.
Модернизация пособий для многофункционального использования (15 минут).
Уважаемые коллеги, для вас подготовлены пособия. Ваша задача – усовершенствовать пособие для реализации задач каждой ОО. Идеи записывайте на стикерах и приклеивайте на необходимый участок пособия.
Помните о соблюдениях требований, о которых мы говорили. В качестве подсказок используйте «педагогические змейки». Кроме того, выполнить задание вам помогут коллажи с вариантами организации ППРС (слайд-шоу).
- Социализация.
Презентация и обсуждение творческих работ (15 минут).
- Рефлексия.
Обсуждение возможных вариантов взаимодействия с участниками образовательного процесса по теме мероприятия (организация разнообразных форм взаимодействия с родителями детей по модернизации и изготовлению дидактических пособий) – 5 минут.
Коллеги, сегодня вы предложили варианты усовершенствования двух пособий. В будущем вам предстоит провести подобную работу по изготовлению игровых полей. Для этого предлагаю воспользоваться памяткой с универсальным алгоритмом модернизации и изготовления наглядно-дидактических пособий для многофункционального использования:
- Освещение теоретических аспектов, затрагивающих сферу развития ребенка посредством пособия;
- Определение задач, реализуемых в ходе использования пособия;
- Практикум по созданию или модернизации многофункционального пособия;
- Анализ вариантов использования игрового пособия.
- Подведение итогов.
Определение даты проведения презентации игровых пособий. Общая оценка работы, отзывы участников (5 минут).
АЛГОРИТМ
модернизации или изготовления наглядно-дидактических пособий для многофункционального использования:
- Освещение теоретических аспектов, затрагивающих сферу развития ребенка посредством пособия;
- Определение задач, реализуемых в ходе использования пособия;
- Практикум по созданию или модернизации многофункционального пособия;
- Анализ вариантов использования игрового пособия.
АЛГОРИТМ
модернизации или изготовления наглядно-дидактических пособий для многофункционального использования:
- Освещение теоретических аспектов, затрагивающих сферу развития ребенка посредством пособия;
- Определение задач, реализуемых в ходе использования пособия;
- Практикум по созданию или модернизации многофункционального пособия;
- Анализ вариантов использования игрового пособия.
АЛГОРИТМ
модернизации или изготовления наглядно-дидактических пособий для многофункционального использования:
- Освещение теоретических аспектов, затрагивающих сферу развития ребенка посредством пособия;
- Определение задач, реализуемых в ходе использования пособия;
- Практикум по созданию или модернизации многофункционального пособия;
- Анализ вариантов использования игрового пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект творческой мастерской на тему «Модернизация пособий для многофункционального использования в работе с детьми в рамках реализации интегрированного подхода»
Творческая мастерская...
«Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО»
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть насыщена игровыми материалами, ...
Творческая мастерская для родителей «Создание дидактических пособий для использования в работе с детьми для развития дыхания для профилактики простудных заболеваний»
Если вы работаете над темой "Дыхательная гимнастика", Вам может пригодиться для планирования в работе с родителями....
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...
Педагогический совет: "Многофункциональные пособия для использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода".
Сценарий педагогического своета...
lСоздание дидактических пособий для использования в работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДО»
_________________________________________________________________ Как самостоятельно разработать дидактическую игру (Мастер-класс) Как самостоятельно ...
Педагогический совет. Тема: Модернизация пособий для многофункционального использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода.
Педагогический совет. Тема: Модернизация пособий для многофункционального использования в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода....