Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Проект на тему:
«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_luud_u_doshkolnikov_podgotovila_katavan_i.a._dokument_microsoft_word_4.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «МГОСГИ» ФПК и ПП
Проект на тему:
«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».
Выполнила:
педагог-психолог
МДОУ ЦРР – д/с№7
Катаван И.А.
Шифр группы: ПС 1-12
Проверила: доцент
Тарасенко Н.Н.
г.Луховицы 2012 г.
Содержание
Введение………………………………………………………. 3
- Теоретическая часть
- Проблема готовности к обучению в школе в отечественной психологии……………………………………………………….5
- Практическая часть
- Подбор методов психологической диагностики личностных универсальных учебных действий у старших дошкольников……………………………………………….8
- Результаты изучения уровня развития личностных универсальных учебных действий у дошкольников старшего возраста……………………………………………………..11
Вывод………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………….14
Введение
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В каком возрасте отдавать ребенка в школу? По какой программе обучать: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может в специализированной школе? Сможет ли справиться со школьной нагрузкой?
Эти вопросы беспокоят родителей, воспитателей, учителей, с этими вопросами они обращаются к психологам, работающим в детских садах и школе.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом зависит от того насколько верно определяется уровень подготовленности к обучению в школе.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, где основным результатом образования является овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, вносит свои коррективы в оценку комплексов готовности к обучению в школе. В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Поэтому актуальна тема изучение сформированности универсальных учебных действий в предшкольный период. Это обеспечит успешную адаптацию дошкольников к условиям школьной жизни и поможет им совершенствовать универсальные учебные действия в начальной школе.
Цель исследования: исследование уровня развития личностных универсальных учебных действий у детей 6 – 7 лет как фактора готовности к успешной деятельности в школе.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать теоретические подходы в отечественной психологии к изучению готовности к обучению.
- Выделить показатели развития личностных универсальных действий.
- Подобрать диагностические методики для изучения личностных универсальных учебных действий.
- Провести диагностику сформированности личностных универсальных учебных действий у старших дошкольников.
- Проанализировать результаты исследования.
Предметом исследования являются личностные универсальные учебные действия старших дошкольников.
Объект исследования универсальные учебные действия в предшкольный период.
Методы исследования:
- Анализ психологической литературы.
- Методы психологической диагностики:
анкетирование, беседы и т.д.
1.Теоретическая часть.
1.1.Проблема готовности к обучению в школе в отечественной психологии.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению на сегодняшний день стоит достаточно остро. В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович (1968); Д. Б. Эльконина (1981, 1989); Н. Г. Салминой (1988); Е. Е. Кравцовой (1991); Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова (1999, 2001) и др.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Л.С. Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности. Обоснование Л.С.Выготским принципа культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социо-культурного опыта сделало обучение фокусом внимания.
А.Н.Леонтьев выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчеркнув ключевое значение мотивационно-смысловой сферы. П.Я.Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий (от полноты системы условий, на которые опирается учащийся в процессе решения задачи и способ выделения ориентировочной основы).
Д.Б.Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал единство и взаимообусловленность развития мотивационно-смысловой и операционно-технической сфер личности в ходе осуществления системы видов деятельности, прежде всего, ведущей. Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.
Гипотеза Д. Б. Эльконина творчески развивает учение Л. С. Выготского, она преодолевает интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотивационно-потребностной сферы личности.
Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.
Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л. И. Божович (1968) рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:
- определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
- достаточное развитие произвольного поведения;
- определенный уровень развития интеллектуальной сферы.
Основным критерием психологической готовности к школе в трудах Л. И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.
Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:
- умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
- умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
- умение работать по образцу.
Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода» (1981, с. 6).
2. Практическая часть
2.1. Подбор методов психологической диагностики личностных универсальных учебных действий у старших дошкольников.
Для того чтобы выделить комплекс качеств, умений, необходимый дошкольнику для обучения в начальной школе на современном этапе, надо раскрыть понятие универсальные учебные действия.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия включают в себя четыре составляющие: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом, но в первую очередь на предшкольном этапе важна сформированность личностных универсальных действий. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Исходя из показателей, необходимых для формирования личностных универсальных учебных действий, можно выделить основные критерии оценивания у будущих первоклассников и рекомендовать методики для изучения уровня развития данных показателей.
Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты (показатели развития)
|
Основные критерии оценивания
|
Диагностические методики |
1. Самоопределение Внутренняя позиция школьника
| - положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения, - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе; - предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) | Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т,А. Эльконин Д.Б Венгер А.Л.) Тест «Рисунок школы»
|
Самооценка
| -сформированность адекватной (адекватно –завышенной) самооценки -способность к оценке результатов собственных действий и своих возможностей | Методика «Лесенка" ( авт.В.Г.Щур) Тест на развитие самоконтроля (Н.В.Нижегородцева,В.Д.Щадриков) |
2. Смыслообразование
Мотивация учебной деятельности
| сформированность познавательных мотивов – интерес к новому; сформированность социальных мотивов; сформированность учебных мотивов | Методика «Определение мотивов учения» (автор М.Р.Гинзбург)
|
Действие нравственно-этического оценивания | Основные критерии оценивания | Задачи для предшкольной стадии |
1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме | Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) | «Раздели игрушки» (норма справедливого распределения) |
2. Решение моральной дилеммы на основе децентрации
| Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы Учет мотивов субъекта при нарушении нормы Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
| Разбитая чашка (модификация задачи Ж.Пиаже) (учет мотивов героев) «Невымытая посуда» (учет чувств героев)
|
3.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы
| Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения | Все задания |
4. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы | Уровень развития моральных суждений | Все задания |
Для ступени предшкольного образования:
- личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции школьника; действие нравственно-этического оценивания;
2.2. Сводная таблица изучения уровня развития личностных универсальных учебных действий у старших дошкольников.
Ф.и. Ребенка | самоопределение | самооценка | смыслообразование | Действия нравственно-этического оценивания | Примечание | |||||||||||||||||||||||||
Внутренняя позиция школьника | Эмоциональное отношение к школе и учению |
Самооценка себя | Способность к оценке результатов собственных возможностей и действий |
Сформированность мотивов | Ориентировка на моральную норму | Учет объективных последствий нарушений нормы | Учет мотивов субъекта при нарушении нормы | Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы | ||||||||||||||||||||||
Нет интереса к школе | Начальная стадия формирования В.П.Ш. | В.П.Ш. сформирована | Эмоционально благополучное | тревога | страх | Неадекватно завышенная | завышенная | адекватная | заниженная | Не развита или развита слабо | Развита хорошо | Разносторонний анализ ситуаций | Внешний мотив | Игровой мотив | отметка | Позиционный мотив | Социальный мотив | Учебный мотив | эгоцентризм | альтруизм | Осознанная ориентация на норму | Не учитывает | учитывает | Учитывает мотивы | Не учитывает мотивы | Учитываются чувства и эмоции | Не учитываются | |||
Т.Ж. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
Б.Р. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
З.Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
М.Т. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
Б.А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
Д.Р. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
Т.С. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Анализируя, полученные результаты сформированности личностных универсальных действий можно выделить уровни личностной готовности к успешной деятельности в школе данной группы дошкольников старшего возраста. Так высокий уровень готовности отмечается у 29% дошкольников, средний уровень у 57%, ниже среднего наблюдается у 14% детей. Детальный анализ результатов показателей развития личностных универсальных учебных действий показывает, что наиболее сформированы личностные действия самоопределения и смыслообразования, находящие отражение во внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования, что характерно для предшкольного периода. У большинства детей сформировалась адекватная и завышенная самооценка - это тоже является нормальным возрастным показателем. В основном у дошкольников обследуемой группы преобладает мотив получения отметки при обучении в школе, но наряду с ним формируются социальные и учебный мотив. Однако прослеживается некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для них ситуации. Также видно отставания формирования действий нравственно-этического оценивания.
Рекомендации:
- Организовать дополнительно анкетирование родителей, воспитателей позволяющее раскрыть причины, тормозящие успешное формирование личностных универсальных учебных действий.
- Продолжать работу по формированию внутренней позиции школьника с группой дошкольников, расширяя круг их знаний и представлений о школьно-учебной деятельности. Для этого в работу можно включить цикл занятий по профилактике школьной дезадаптации и снижения тревожности «На пороге школы», который построен по сюжетам сказок М.А.Панфиловой «Лесная школа» (опубликован в « справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9/2008).
- Провести с родителями и педагогами консультации по применению стратегии позитивного оценивания ребенка:
- Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения.
- Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения.
- Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения.
- Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
- Выражение уверенности в том, что у него все получиться.
- Обратить внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников:
- формировать способность распознавать эмоции, используя метод пиктограмм.
- для обучения детей произвольному выражению различных эмоциональных состояний использовать групповые игры: «море волнуется», «колечко, колечко, выйди на крылечко», «скульптор», «музей восковых скульптур» и другие. Занятия психогимнастикой.
- Совместно с педагогами разработать программу для развития и коррекции нравственных норм.
Вывод: Подводя итог изучению формирования универсальных учебных действий в предшкольный период на современном этапе, в связи с внедрением в начальную школу новых федеральных государственных стандартов образования, в сфере личностных универсальных учебных действий должны будут сформированы:
- Внутренняя позиция школьника;
- Личностная мотивация учебной деятельности;
- Ориентация на моральные нормы и их выполнения;
Все эти критерии позволят будущему первокласснику успешно формировать новые личностные универсальные учебные действия в начальной школе.
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. под редакцией А.Г. Асмолова – М. «Просвещение», 2008
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2002
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М. Дрофа, 2001
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1999
5. Овчарова Р.В. Практическая психология образовании. –М «Академия», 2003
6. Нижегородцева Н.В., Щадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. «Владос», 2001
7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М. «Академия», 1998
8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М. «Академия», 1999
9. Детская практическая психология. под редакцией Т.Д. Марцинковской. – М. Гардарки, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.
Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...
Методы формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у дошкольников
Презентация для методического семинара. выступление прозвучало на муниципальном конкурсе "Педа.гог года - 2016" (первое место). В презентации раскрыты основные методы, используемые в работе воспитател...
Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников (образовательная технология «СИТУАЦИЯ»)
Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новы...
Презентация квест-игры для старших воспитателей ДОУ "Формирование универсальных учебных действий у дошкольников"
Представленная презентация раскрывает основные принципы формирования УУД у детей дошкольного возраста. Предложены игры, задания в форме "Лаборатории Мозга"....
Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»
Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов является обеспечени...
Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"
Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...
«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»
Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной де...