Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников (образовательная технология «СИТУАЦИЯ»)
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться».
Суть формирования универсальных умений на всех ступенях заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами откроют его для себя. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_k_uud.docx | 22.34 КБ |
formirovanie_predposylok_uud.ppt | 507 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок к универсальным
учебным действиям у дошкольников
(образовательная технология «СИТУАЦИЯ»)
Модификацией технологии деятельностного метода для дошкольной ступени выступает технология «Ситуация» (А.И.Буренина, Л.Г.Петерсона, Е.Ю.Протасова), обеспечивающая приобретение дошкольниками первичного опыта выполнения универсальных учебных действий в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями.
Суть формирования универсальных умений на всех ступенях заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами откроют его для себя.
Таким образом, он перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Технология «Ситуация» даёт воспитателю ключ к управлению этим процессом в системе дошкольного образования; представляет собой практико - ориентированный и методологически обоснованный педагогический инструмент, позволяющий воспитателям эффективно решать современные задачи дошкольного образования с позиций его преемственности с начальной школой и дальнейшей успешной самореализации ребёнка в учебе, жизни, труде.
2 слайд
Целостная структура технологии «Ситуации» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов). Остановимся на них более подробно.
3 слайд 1 этап. Введение в ситуацию.
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации), включая в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемая «детская цель»).
Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях, своей семье и т.п. эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Ключевыми фразами завершения этапа служат вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Важно помнить, что «детская цель» не имеет ничего общего с образовательной («взрослой»).
Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересными и сиюминутными желаниями (например, поиграть). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Как подчеркивал Выготский, для волевого действия характерен свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребёнком.
Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.
Голосом, взглядом, позой, взрослый дает понять, что и он верит в них. Таким образом, ребёнок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то захочу, обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я всё сумею. Всё преодолею, всё смогу!». Одновременно у детей формируются такие важные интегративные качества. Как любознательность, активность.
На этапе введения в ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» -«смогу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей с формированием важнейших интегративных качеств личности.
4 слайд 2 этап. Актуализация
На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а так же их знания и опыт, необходимые для построения нового знания. У детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.
5 слайд 3 этап. Затруднение в ситуации
Данный этап ключевой, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов: «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и её устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать – не страшно, страшно – не знать».
Поскольку затруднение личностно значимо для каждого ребёнка (оно препятствует достижению своей «детской цели»), у него возникает внутренняя потребность в его преодолении, т.е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.
В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме: молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать…
На база данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок к универсальным учебным действиям вопрос: «что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом она проговаривается ими во внешней речи.
Четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «не что» абсолютно конкретно и понятно детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.
6 слайд 4 этап. Открытие нового знания (способа действия)
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытий новых знаний, решения вопросов проблемного характера.
С помощью вопроса:
«Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения - «придумывать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.
В старшем дошкольном возрасте добавляется ещё один способ: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу».
Используя проблемные методы (подводящий, побуждающий, диалоги), воспитатель выстраивает новое знание (способ деятельности), которое фиксируется детьми в речи и знаках.
Таким образом, дети получат опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.
7 слайд 5 этап. Включение нового знания (способа действия)
в систему знаний и умений.
На данном этапе воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (способ) используется в измененных условиях вместе с освоенным ранее.
При этом воспитатель обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность: например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?», Как будете выполнять задание?».
В старшей и подготовительной к школе группах используется игровой сюжет «школа». Когда дети играют роль учеников и выполняют задания в рабочих тетрадях. Такие игры способствуют формированию положительной мотивации детей к учебной деятельности.
Дети приобретают опыт самоконтроля за способом выполнения своих действий и контроля за действиями сверстников.
Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат. Позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.
8 слайд 6 этап. Осмысление (итог)
Данный этап – необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, позволяющий пробрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий для этого.
С помощью системы вопросов: «Где были?, «Чем занимались?», «Кому помогали?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели». А далее задавая вопрос: «Почему вам это удалось?», подводит детей к тому, что «детской цели» они достигли в результате того, что-то узнали, чему-то научились, т.е. сводит «детскую» и учебную цели (вам удалось.., потому что вы узнали (научились). В младшем возрасте воспитатель сам проговаривает условия достижения «детской цели», а в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия её достижения. Таким образом, познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер для ребёнка.
На этом этапе ребёнок начинает радоваться хорошо сделанному делу; у него реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» (я могу, Я умею!, Я хороший, Я нужен).
Следует отметить, что технология «Ситуация» может реализоваться как целостно, когда дети «проживают» весь путь (все шесть этапов) преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации, так и его отдельными компонентами (например. Фиксация и выявление причины затруднения в какой – либо ситуации, анализ её и др.). При этом часть ситуаций планируется взрослыми, другая же часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают её и продумывают, как насытить данную ситуацию важным развивающим содержанием.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов) 1.Введение в ситуацию. 2.Актуализация. 3.Затруднение в ситуации. 4.Открытие нового знания (способа действия). 5.Включение нового знания(способа действия) в систему знаний и умений. 6.Осмысление (итог).
1 этап. Введение в ситуацию создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
2 этап. Актуализация в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей – понимание инструкции взрослого, взаимодействие со сверстниками, согласования в действиях, выявления и коррекция своих ошибок.
3 этап. Затруднение в ситуации этот этап важен для развития личностных качеств и установок дошкольников, дети привыкают к затруднениям и неудачам, ищут причины их устранения.
4 этап. Открытие нового знания (способа действия). воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения вопросов проблемного характера.
использование новых знаний, в дидактической игре, работе в рабочих тетрадях и т.д. где и формируется положительная мотивация детей к учебной деятельности. 5 этап. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений
6 этап. Осмысление (итог) на этом этапе воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность, подводит к тому, чему они достигли в результате своей деятельности.
Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
"Формирование навыков звукового и звукослогового анализа и синтеза слов для коррекции и формирования фонетической стороны речи".
Описание опыта работы по данной теме....
Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.
Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста
материал из опыта работы по теме проекта...
ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...