Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи; развитию коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.89 МБ |
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1125
Создание специальных условий коррекции развития детей с ОВЗ с использованием игрового набора психолога
ПЕРТРА.
Авторская программа педагога-психолога
Широкой Натальи Николаевны
МОСКВА 2016
Пояснительная записка.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения ребенка с ОВЗ (в частности с ЗПР) – это система профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми ( воспитателей, педагогов, психологов и др.) и родителей, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.
Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи; развитию коммуникативных навыков.
Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем.
Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этим образом оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приобретением навыков исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.
Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности путем ощупывания и манипуляций с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные движения пальцев руки.
Одной из важнейших задач, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки.
Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма.
При работе с образцом какого-либо узора формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно исследовать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный, алгоритм действий.
Методика может использоваться в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста в образовательной и психолого-педагогической работе.
Цель: создание специальных условий для коррекции и предупреждению нарушений в развитии у детей с ОВЗ.
Задачи:
- развитие концентрации и устойчивости внимания;
- осуществление своевременного и полноценного личностного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала;
-формирование и развитие коммуникативных компетенций;
- развитие произвольного выдоха необходимой интенсивности (необходимо для плавности речи);
-формирование графомоторных навыков, подготовка к обучению письму;
- развитие памяти;
- зрительно-моторное соотнесение;
- работа по образцу;
-формирование способности к выделению значимых признаков (классификация);
- развитие мелкой моторики;
-формирование и развитие произвольной регуляции деятельности
-формирование умения действовать по инструкции;
-формирование пространственных представлений;
- усвоение понятий «больше и меньше», «столько же», представления о количестве;
- развитие тактильного восприятия.
Основные принципы психолого-педагогической работы:
- индивидуализация;
- разносторонность;
- комплексность;
- систематичность.
Индивидуализация развивающей работы психолога - это организация процесса, при котором осуществляется подбор способов, приемов, методов, соответствующих индивидуальным особенностям детей и обеспечивающих максимальную эффективность коррекционной деятельности.
Разносторонность – нацеленность педагога не только на устранение выявленных у ребенка проблем, но и на полноценное развитие его личности.
Комплексность - объединение усилий всех субъектов педагогического процесса: психологов, дефектологов, логопедов, педагогов и родителей.
Систематичность проведения рационально спланированной, скоординированной работы дает основание говорить о достижении положительных результатов.
Формы работы с детьми
Совместная деятельность детей и педагогов | Самостоятельная деятельность | ||
Индивидуальные игровые упражнения | Упражнения для работы в диадах | Подгрупповые игровые упражнения | |
развитие концентрации и устойчивости внимания; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала. | формирование и развитие коммуникативных компетенций; повышение мотивации; формирование и развитие произвольной регуляции деятельности | развитие навыков работы в команде, сотрудничества; формирование умения действовать по инструкции; формирование пространственных представлений; | отсутствие четко заданной игровой последовательности при работе с комплектом пробуждает фантазию и любопытство детей и содействует их творческому развитию. |
Планируемые результаты.
В результате использования игрового набора на занятиях у детей формируются представления о пространственных отношениях: умеют определить где находится предмет-справа, слева, под, над...;развивается концентрация и устойчивость внимания: работают по инструкции педагога, стараются не отвлекаться; навыки работы в команде и сотрудничество приводят к формированию коммуникативных компетенций: совместно планируют действия, обсуждают их, договариваются друг с другом, готовы помочь друг-другу; подготовка к обучению письму, развитие математических навыков и работа по образцу – формируют предпосылки к успешной учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-299496-1487148160.jpg)
Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-812377-1473145544.jpg)
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/29/picture-519315-1588128364.jpg)
Выступление на РМЦ тема :Шахматы, как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий дошкольников
Опыт работы по формированию предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста через шахматы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893166-1486888412.jpg)
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников.
В статье кратко описаны УУД, даны советы по формированию УУД у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/26/picture-1257261-1593164073.jpg)
Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»
Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов является обеспечени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-908878-1490431369.jpg)
Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"
Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...
«Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников на примере занятия по математике «Таблицы»
Познавательные универсальные учебные действия — это владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями согласно возрас...