Методы формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у дошкольников
методическая разработка на тему
Презентация для методического семинара. выступление прозвучало на муниципальном конкурсе "Педа.гог года - 2016" (первое место). В презентации раскрыты основные методы, используемые в работе воспитателя для формирования педпосылок познавательных УУД у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический семинар | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целевые ориентиры Программы предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. ( ФГОС ДО п. 4.7.) Виды УУД: Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Актуальные методы познавательного развития Проектный метод Проблемно-поисковый метод Педагогика Марии Монтессори Игровые технологии Познавательно-исследовательская деятельность Информационно-коммуникативные технологии Здоровьесберегающие технологии Викторины и конкурсы Графические задания Мнемотехника
ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ Разработана итальянским педагогом М.Монтессори с 1907 года и пользуется популярностью во многих странах мира. Система сенсорных эталонов. Наглядное и практическое усвоение сенсорных эталонов и понятий: тонкий-толстый, высокий-низкий, гладкий-шершавый и др. А также системы мер (десятичная система, барическая, система объема и др.) Основы практической жизни. Р азвитие мелкой и крупной моторики, точности в выполнении движений, самостоятельности в самообслуживании. Математика. Окружающий мир. Обучение грамоте. Знакомство с основами математики и окружающего мира. Ознакомление со строением слова, письмом и алфавитом
Развивающие центры в группе . Исследовательский центр Художественно-эстетический центр Двигательный центр Обучающий центр (старший возраст) Центр развития сенсорики и навыков практической жизни (младший дошкольный возраст) Сюжетно-ролевые игры.
проектное обучение побуждает детей проявлять способность: к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода; к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации; к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; умения делать выбор и принимать решения. Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик . МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМЫ РАБОТЫ ИГРА ВИКТОРИНЫ И КОНКУРСЫ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТА С ЭНЦИКЛОПЕДИЯМИ, ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ РАБОТА С ЛЭПБУКОМ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ВИДЕОРОЛИКОВ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ БЕСЕДА, РАССКАЗ СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Проекты: Педагогические: «Здравствуй, рыбка, как живешь» «Знакомство с творчеством А.Барто » «Путешествие: вокруг света» «Путешествие в прошлое» «Цветочная клумба» «Вода» «Семейные ценности» Детские: «Путешествие капельки» «Удивительная соль» «Чайная церемония» «Город травянчиков»
Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути . Широко используется в ТРИЗ. Данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно. 1) Появление проблемной ситуации; 2) Выявление и четкое определение сущности проблемы; 3) Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их обоснование; 4) Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения; 5) Проверка, на сколько, верно решение проблемы. ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД Идея развивалась от Сократа и Ж.Ж. Руссо, до К.Д.Ушинского и Д.Дьюи
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Экспериментирование — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. При формировании познавательной активности экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Исследование — особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий . Коллекционирование— форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка . Моделирование – форма познавательной активности, направленная на развитие мышления детей с помощью специально разработанных схем и моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
НАПРАВЛЕНИЯ: - живая природа; - неживая природа; - физические явления; - рукотворный мир.
МНЕМОТЕХНИКА Основателем педагогического метода можно считать П. Рамуса (16 век) Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Относится к наглядному моделированию.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы 2 группа – это игры, используемые в индивидуально й работе с детьми на закрепление счёта предметов, количества, свойств предметов, классификации и т. д. 3 группа – это материалы ИКТ используемые при под готовке к НОД, проведении интеллектуальных и познавательных игр, викторин, 4 группа – это материалы ИКТ используемые в работ е с детьми и родителями
Игровые методы дидактические игры (игры с правилами, предметные, настольно-печатные, словесные), подвижные игры, игры-забавы , сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры игры-путешествия ( г еокешинг, квест) развивающие игры (геоконт, кубики Никитина, уникуб, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др.) к оммуникативные игры п одвижные игры м узыкальные игры к онструирование (кубики, лего, магнитный конструктор, модельный конструктор) ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Кинезиологические упражнения Хореография, музыкально-ритмические упражнения улучшают память , внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. оказывают положительное влияние на формирование воображения, активного творческого мышления, координацию, ориентировку в пространстве.
Мотивируют познавательную активность Способствуют развитию метапредметных навыков Систематизируют знания и умения Развивают мышление, память, внимание, логику Способствуют развитию способности работать с тестами, выполнять задания самостоятельно и в группах. ВИКТОРИНЫ И КОНКУРСЫ
Групповые викторины («Своя игра», «Зимушка» и др.) Тестовые задания (Тесты О.Крылова ) Интернет-конкурсы и викторины («Академия роста», «Одаренность», «Уникум», МЦПТИ «Микс» и др.)
Над данной проблемой работали такие известные педагоги как: Н.А. Федосова, Н. Баренцева, А. Роговин, Е. Карельская, Е.А . Нефедова, О.В. Уварова и др . ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Развивают логику, мышление, метапредметные навыки, память, внимание. Учат ориентироваться в тетради, ориентироваться по схемам, по плану, работать с таблицами. Развивают мелкую моторику и графические навыки. Виды заданий: Графический диктант Работа по схемам Логические задания в схемах и таблицах Графические задания по клеткам
ТЕТРАДЬ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ 1. Цифры 2. Элементы прописи 3. Графические задания по клеткам Логические задания, в т.ч . по схемам и в таблицах
РЕЗУЛЬТАТЫ Высокие показатели итоговых диагностик Призовые места в конкурсах и викторинах Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонны наблюдать, экспериментировать. Дети обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живет; знакомы с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п .. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
литература Монтессори М. «Дети другие», Москва, Издательский дом «Карапуз», 2004 г. Монтессори М. «Помоги мне сделать это самому», Москва, изд. дом «Карапуз», 2004 г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Детский сад по системе Монтессори. Под ред. Е. А. Хилтунен . Москва, изд. Национальное образование, 2014 г. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Шерле М.В. Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/12/13/statya-realizatsiya-trebovaniy-fgos-do-s-ispolzovaniem Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4 . Проектная деятельность дошкольников . / Н. Е. Веракса , А. Н. Веракса , - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» , 2015. – 64с. Метод проектов в образовательной работе детского сада. /Л. В. Михайлова-Свирская, - М.: «Просвещение» , 2015. – 120с. Методика проведения учебных исследований в детском саду : учебное издание / Савенков А. И., гл. ред. Калинина Н. Г., Гордиевская В. Г. ,- М : «Учебная литература» , 2007. - 30с. Лебедева И.А. Использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками. Опубликовано 09.11.2013 - 9:14 - http :// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/09/ispolzovanie-metoda-naglyadnogo-modelirovaniya-v-rabote-s Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста http:// pandia.ru/text/78/053/43127.php Комарова Т.С.,Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.:Мозаика – Синтез,2011
Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез,2006-2010 Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6 . Консультация для воспитателей в детском саду Валяс М.О . Игровые технологии в детском саду ДОУ. http:// doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm Синякова Е.А. «Игровые технологии в ДОУ Валитова И.Е. «Психология развития ребёнка дошкольного возраста » Некоз И.Л. «Развиваем личность ребёнка в игре» Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. [Текст] / Н.В. Алешина; Москва, 2004.- 156 с.-2000 экз . Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. [Текст] / Ю.М. Горвиц , Л.Д. Чайнова , Н.Н. Подъяков , Е.В. Зворыгина и др ; – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 1998.240 с.-2500экз . Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008 -128с,, ил.- (Библиотека программы «ДЕТСТВО»). 2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной . – 2-е изд., испр . – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников (образовательная технология «СИТУАЦИЯ»)
Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новы...
Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей седьмого года жизни в процессе предшкольной подготовки
В данной методической разработке рассмотрена проблема формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей седьмого года жизни в процессе предшкольной подготовки. Представле...
Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников, как средств коррекции их речевого развития
Материал опубликован как опыт работы учителя - логопеда с дошкольникамиhttps://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&display=normal&groupBy=none&order=1&sort=name&view=icons&am...
«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...
«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекци...
Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Что такое УУД, и каково их значение в образовании и воспитании? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию...