Система организации психолого-педагогических практикумов.
статья на тему
Не секрет, что большинство детей с речевыми нарушениями испытывают состояние дискомфорта и неуверенности в собственных силах, имеют высокий уровень тревожности, очень чувствительны к ситуациям стресса, малоуспешны в межличностных отношениях и нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке со стороны взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
03_osnovnaya_statya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Система организации психолого-педагогических практикумов
для родителей и детей в рамках Детского сада.
Не секрет, что большинство детей с речевыми нарушениями испытывают состояние дискомфорта и неуверенности в собственных силах, имеют высокий уровень тревожности, очень чувствительны к ситуациям стресса, малоуспешны в межличностных отношениях и нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке со стороны взрослых.
Проводя ежегодно в сентябре психологическую диагностику детей с нарушениями речи, было замечено, что 73% из них нуждаются в поддержке не только служб сопровождения ДОУ, но и своей семьи. Таким образом, создание единого пространства для развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. В связи с этим возникла острая необходимость в поиске новых форм работы с семьёй. В течение 5 лет в МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего вида» города Гатчины разрабатывалась система сказочно-игровых психологических практикумов для детей и взрослых, рассчитанная на 2 года и состоящая из 9 мероприятий. Встречи проводились один раз в два месяца: 5 - в старшей группе и 4 - в подготовительной.
Цель психологических практикумов для детей и взрослых – объединение усилий педагогов и родителей в создании комфортных условий для общения, эмоционального сближения и развития.
Система психологических практикумов отвечает интересам и потребностям родителей и детей, возможностям педагогов, успешно решает следующие задачи:
Просветительскую – знакомство с теоретическими основами психологии и педагогики, систематизация знаний о закономерностях развития детей с нарушениями речи.
Диагностическую – углублённое понимание и принятие собственного ребёнка.
Консультативную – укрепление уверенности родителей в их собственных возможностях, помощь в установлении тёплых отношений между детьми и родителями.
Коррекционную – изменение неэффективных родительских установок в воспитании.
Развивающую – помощь в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферах.
Обучающую – обучение родителей эффективным формам взаимодействия с детьми (агрессивными, гиперактивными, стеснительными и т. д.).
Профилактическую – предупреждение возможных осложнений в системе отношений «ребёнок – родитель».
В зависимости от возраста детей, численность группы может составлять от 4 до 10 человек. Сказочно-игровые психологические практикумы для детей и взрослых проводятся во второй половине дня и имеют следующую структуру:
Теоретическая часть (15-20 мин.) определяется тематикой занятия и строится в доступной и увлекательной форме диалога с родителями.
Практическая часть (30-35 мин.) для детей и взрослых начинается с установления доверительного контакта ребёнка с взрослым. Улыбка, интонация, прикосновения помогают включиться в сказочную игру. Основным содержательным материалом для практической части являются авторские сказки-путешествия. Участникам предлагается войти в сказку, погрузиться в волшебный мир, разрушить границы времени и пространства, почувствовать себя не просто созерцателем, а творцом этой сказки. В практической части используются различные методы психокоррекционной работы: элементы игротерапии; арттерапии; телесно-ориентированной, музыкальной и танцевальной терапии; сказкотерапии; имиджтерапии; психогимнастики и др. Благодаря вышеперечисленным методам и приёмам каждый участник практикума имеет возможность непринуждённого и естественного самовыражения.
Заключительная часть (7-10 мин.) - даёт детям и взрослым возможность совместно обсудить эмоции, пережитые на занятии, почувствовать поддержку друг друга, близость и сплочённость между собой.
Иногда после психологических практикумов родителям совместно с детьми предлагается дома выполнить творческую работу, например, «Моё имя», «Моё родовое дерево», «Мой гороскоп», «Я люблю», а затем они оформляются в выставки с соответствующими названиями.
Было замечено, что участие родителей в психологических практикумах позволяет ребёнку: восстановить гармоничные отношения с собой и с миром, развить эмоционально-волевую сферу, по-иному раскрыться перед близкими людьми, приобрести уверенность в себе, почувствовать себя способным добиться многого.
У родителей заметно повышаются навыки психологической компетентности, устанавливаются доверительные отношения с ребёнком, они готовы эмоционально поддержать его в трудную минуту.
По-нашему мнению, данная система сказочно-игровых психологических практикумов для детей и взрослых не исключает работу по другим методикам, а дополняет и развивает их, способствуя гармонизации детско-родительских отношений, раскрытию возрастных и потенциальных возможностей детей с нарушениями речи и формированию личности дошкольника в целом.
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 4 компенсирующего вида» Саблина И. В.
Система сказочно-игровых психологических практикумов
для детей и взрослых:
тема | возраст детей | время | проводит | решаемые задачи | форма работы | творческая работа |
Диагностика | старшая и подготовит группы | сентябрь май | психолог | исследовать уровень психологического развития ребёнка | индивидуальное обследование детей | |
В мире животных | старшая группа | ноябрь | психолог | тренировка памяти | психолого-педагогический практикум | «Моё имя – прекрасный цветок» |
Сердце Снежной королевы | старшая группа | январь | психолог, воспитатель | развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы | сказочное путешествие | «Я люблю» |
Космическое путешествие | старшая группа | март | психолог, воспитатель | развитие внимания | сказочное путешествие | «Мой гороскоп» |
Эффективное взаимодействие с гиперактивными (агрессивными) детьми | старшая группа | апрель | психолог, инструктор по физкультуре | профилактика и коррекция гиперактивности (агрессивности) | комплексное занятие | |
Обучение без мучения | подготовит группа | октябрь | психолог, инструктор по физкультуре | развитие и тренировка мышления | психолого-педагогический практикум | «Моё родовое древо» |
Клад Деда Мороза | подготовит группа | декабрь | психолог, логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре | развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы | интерактивная игра по станциям | |
До свидания, Детство! | подготовит группа | май | все сотрудники МДОУ | профилактика детско-родительской тревожности | психологи- ческий тренинг | «Хочу учиться, чтобы стать…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания
Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....
Система формирования психолого - педагогической компетентности родителей одарённых детей в условиях ДОУ.
В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно, играет семья. Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одар...
Здоровьесбережение в системе формирования психолого-педагогических концепции педагогов в условиях реализации ФГОС.
Дети, в зависимости от особенностей их проблемного развития нуждаются в индивидуальном подходе....
Статья «Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК)»
Рассматриваются цели, задачи, содержание работы ПМПК. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений....
Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"
Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...
Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».
Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...
Статья" Организация и система работы психолого-педагогического консилиума в ДОУ"
В статье подробно раскрыта тема комплексного сопровождения детей группы риска в условиях дошкольной организации.Рассматривается деятельность ППк консилиума и взаимодействие специалистов....