логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_pri_zaikanii.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания.
Между речевой функцией – её двигательным, исполнительным компонентом – и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логопедической ритмикой, поднимают возбудимость и лабильность нервных процессов, дают благотворительный эффект.
Для того, чтобы нормально осуществлялась речевая функция, необходима увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполнения отдельных реакций. Причем увязке во времени и темпах деятельности подлежат не только высшие корковые отделы речевой функциональной системы, но мозжечковые (установка мускулатуры гортани, головы, шеи, плеч) и отделы, расположенные в продолговатом мозгу (регуляция дыхательной мускулатуры). Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмов действия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функциональной речевой системы является обязательным условием, и рассогласованность деятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причиной нарушения речи.
Любое изменение ритма речи заикающегося (чтение, декламирование) уменьшает заикание; отбивание такта рукой во время речи также снимает или уменьшает судорожность речи заикающегося. Эффективным средством исправления речи заикающегося является использование ритмического звучания метронома. Темпы, предлагаемые «датчиком ритма» должны быть различных диапазонов у заикающихся с клонической и тонической формами заикания. Для более лабильных корковых нервных центров необходимы более высокие ритмы (при клонической форме заикания), для функционально менее подвижных глубинных структур – более низкие ритмы (при тонической форме заикания). Известно, что эмоциональная сторона речи тесно связана с общей психомоторикой аффектных выражений. Она представляет как бы лицо речи говорящего и получает своё выражение в динамических качествах речи: ритме, мелодии, паузах, темпе и др.) Облеченная в двигательную форму, речь тем самым подчиняет себя не только законам грамматики, синтаксиса и семантики, но еще и законам чисто фонетическим, а они захватывают не только область внешнего оформления, но, что особенно важно, оказываются одним из существенных структурно – динамических моментов, влияющих на правильную передачу содержания. Логические ударения, помимо смысла, выражаются фонетически в повышении высоты тона, замедлении или видоизменении звука. Речь обладает длительностью, силой, качеством, точностью. Музыка фразы придает ей её собственное содержание. Этому способствуют такие музыкальные элементы речи, как ритм и мелодия. Известно. Что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом( стихотворение, песня ), получает в этом ритме опору и восстанавливает равновесие, т.е. заикание исчезает.
Для заикающегося наиболее целесообразен музыкальный ритм, т.к. он дает богатый практический материал, активизирует коллектив, имеет большое значение в деле оздоровление эмоциональной и волевой сферы заикающегося. Ритм регулирует не только движение, слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. Музыкальная фразировка и нюансировка, пауза, акцент также находят свое отражение в речи. Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на ними. Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т.д.
Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию его положительных сторон и нивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий с психоортопедической направленностью способствует коррекции личностных отклонений и воспитанию произвольного, управляемого поведения.
На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игр:
вводные упражнения;
упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса;
упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти;
творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;
упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей;
упражнения и игры для развития музыкальной памяти и музыкального творчества;
заключительные упражнения;
инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), пантомимы, концерты и т.п.
Средства логоритмики в коррекционной работе с заикающимися способствуют нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т.п.
Занятия логоритмикой следует увязывать с работой логопеда и располагать логоритмический материал в течение учебного сообразно выполнению логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания и т.п. С периода сопряженного произношения даются задания с речью, в которых отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность.
Логоритмические занятия проводятся с заикающимися детьми, начиная с 2-3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: роли зайчика, птички и т.д. В подвижные игры не включаются большие коллективные построения. С возрастом игры усложняются. Дети строятся в маленькие круги, затем в большой круг. В работе с маленькими заикающимися следует избегать муштровки, не требовать от них точного выполнения под музыку ритмичных движений. Для детей 2-3 лет нужно подбирать стихотворения, песни, четкие по ритму движения, большинство упражнений предлагать в игровой форме.
В логоритмической работе с заикающимися детьми можно выделить следующие разделы:
а) воспитание медленного темпа и плавных движений
Упражнения на расслабление и напряжение мышечного тонуса; воспитание объема внимания и памяти; одновременность и координацию движений; торможение; на реакцию с выбором и преодоление автоматизма, например, заикающиеся маршируют по кругу: на «раз» останавливаются, на «два» идут спиной назад, на «три» поворачиваются и идут в обратную сторону, на «четыре» идут к центру и назад. Сигналы даются в разбивку: слуховые и зрительные.
Упражнения в спокойном темпе с ярко выраженным моментом коллективизма, например по очереди придумывают движения для рук. Все фиксируют внимание на соседа справа и по сигналу повторяют его. Так продолжается до тех пор, пока первоначальное движение не вернется к занимающемуся.
б) связь речи с движением и музыкальным ритмом
Упражнения с речью, связанные с координацией движения, например, бросают мяч со словами: «вверх - себе», «вверх-соседу» и т.д.
Упражнения со счетом и речью, связанные с торможением, например, маршируют и считают под левую ногу. По сигналу останавливаются и считают, затем возобновляют ходьбу и счет.
Упражнения со счетом и речью, связанные с преодолением автоматизма, например, считают под левую ногу по порядку. По сигналу маршируют спиной назад и считают в обратном порядке до следующего сигнала.
Упражнения с речью, связанные с реакцией выбора, например, перебрасывают мяч друг другу, произнося любое существительное, получивший мяч присоединяет к нему прилагательное, затем наоборот.
В заключение этого раздела даются задания на проверку устойчивости речевого темпа, координации речи с движением.
в) связь движения и речи с характером ритма
Показать forte и piano в движении и речи. Например, считают громко и потом произносят фразы громко и шепотом.
Crescendo и diminuendo в движениях и речи в связи с усиливающимся или утихающим музыкальным ритмом. Например, постепенный подъем рук вверх со счетом и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука.
Акцент, т.е. ударение на определенном слове в связи с логическим смыслом речи и адекватным движением рук: «Дай мне мяч. Дай мне мяч. Дай мне мяч».
Воспитание активной, насыщенной содержанием паузы. Заикающиеся маршируют и произносят громко текст, по сигналу останавливаются и мысленно продолжают текст в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говорят с того слова, на котором их застал сигнал.
г) практика наступательности, решительности, смелости в двигательно-речевых заданиях
Предлагаются два вида заданий: 1) задания, связанные с музыкой, на умение распределить слова во времени, например, маршировка влево, вправо, поворот в обратную сторону, хлопки на месте, Заикающийся сам руководит группой, давая сигналы словами для перемены движения и направления; 2) задания, не связанные с музыкой, дающие возможность проявить себя в речевом отношении.
В работе с заикающимися рекомендуется широко использовать пение. Важную роль играет текст песни, он не должен включать звуки, не усвоенные детьми на логопедических занятиях. Индивидуальное исполнение песни воспитывается постепенно: сначала ребенок поет в хоре, в подгруппе, затем в форме своеобразного диалога: один поет вопрос, а двое или трое пропевают ответ, и наконец, диалог поют двое заикающихся, причем тот у которого появляются судороги в индивидуальном пении, сначала поет ответ на заданный вопрос и лишь потом выступает инициатором диалога. Во время пения у заикающихся вырабатывается напевность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...
Логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной работы с детьми ОВЗ.
Статья учителя-логопеда по использованию логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....
Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие....
Статья «Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК)»
Рассматриваются цели, задачи, содержание работы ПМПК. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений....