Статья «Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК)»
статья по коррекционной педагогике
Рассматриваются цели, задачи, содержание работы ПМПК. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metody_organizatsii_sistemy_kompleksnyh_psihologo-pedagogicheskih_sluzhb.docx | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Воспитателя детского сада №50 «Нордик» - филиала АН ДОО «Алмазик»
Веслополовой Юлии Валериевны
(Первая квалификационная категория)
на тему «Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК)»
Мирнинский район
Айхал
2018 г.
Оглавление
1. Понятие и особенности психолого-медико-педагогического 5
2. Цель и задачи психолого-медико-педагогического консультирования 7
3. Содержание работы психолого-медико-педагогического 9
Список использованной литературы 13
Введение
Актуальность данного исследования состоит в том, что современные образовательные учреждения призваны не только обучать ребенка, но и заниматься его воспитанием, его социализацией. Выполнять работу по урегулированию педагогических, а также психологических проблем ребенка, и совместно с его родителями и педагогами, искать пути выхода из сложившейся ситуации.
Постановка проблемы: современные образовательные учреждения призваны решать вопросы обучения и нравственного воспитания детей, проводить комплексные психолого-педагогические диагностики развития, на основе этого организовывать как воспитательную, так и образовательную работу, формировать цели и устремления детей. Во всем этом должна помочь, обеспечить поддержку, направить психолого-медико-педагогическая служба (далее ПМПК).
Предмет исследования: методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК).
Объект исследования: особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей в возрасте от 4 до 18 лет.
Цель исследования: выяснить содержание, цели и задачи психолого-медико-педагогических консультаций.
Задачи исследования:
1. Выяснить, что собой представляют психолого-медико-педагогические консультации, какова их основная цель.
2. Охарактеризовать основные задачи психолого-медико-педагогических консультаций.
3. Рассмотреть основное содержание работы, а также основные методы организации системы комплексных психолого-медико-педагогических служб.
Методы исследования: при написании данной работы мною были использованы методы научного исследования, а точнее: анализ, синтез, обобщение, индукции, дедукции, метод историзма, логико-правовой метод и библиографический метод.
Теоретическая база исследования: А.В. Иванов, С.В. Алиева, Н.Ф. Басов, Т.А. Василькова, И.А. Липский, Л.Е. Сикорская, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин и др.
Структура работы: эссе имеет следующую структуру, это введение, основная часть, которая состоит из трех вопросов, выводы и список использованной литературы.
Основная часть
1. Понятие и особенности психолого-медико-педагогического
консультирования
Каждый человек за свою жизнь проходит довольно много различных комиссий, начиная с того момента, когда его осматривают при выписке из роддома. Далее ребенка ждет комиссия при поступлении в детский сад, школу, вуз и так далее. Что же такое ПМПК и зачем это нужно ребенку?
Если говорят маме, что ребенку нужно пройти ПМПК, то это будет означать психолого-медико-педагогическая комиссия. Если же речь идет о враче или педагоге, который является ее членом, то мы будем говорить о психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее ПМПк). Есть еще один вариант, который я буду использовать: психолого-медико-педагогическая консультация, и такая расшифровка мне нравиться больше.
Итак, что же такое ПМПК.
Специальные учебные заведения, в которых должны учится дети с аномальными отклонениями, такими как глухота, умственная отсталость, немота, были укомплектованы посредством работы специальных медико-педагогических комиссий, и именно эти органы давали свое заключение, о направление ребенка в ту, или иную школу. Как утверждает С.В. Алиева медико-педагогическая комиссия была сформирована под началом органов здравоохранения страны, а так же под началом органов образования[1]. В данную комиссию входили очень хорошие высококвалифицированные специалисты. Но достаточно часто встречались существенные ошибки, потому как единичный вывод, без постоянной диагностики и наблюдений может быть определен и неверно.
В этой связи необходимо уточнить, что помимо этой выше рассмотренной комиссии для каждого типа учреждения таких детей, были на месте созданы свои медико-педагогические комиссии.
Работа таких комиссий на местах не давала требуемых (ожидаемых) результатов, это значит за недостачей времени обследования детей, а также отсутствие возможности проследить динамику развития (так как обследование было одноразовое), не могло надлежащим образом обеспечить качество диагностики медицинской и психолого-педагогической. При данных обстоятельствах очень часто встречались диагнозы, поставленные специалистами, которые были попросту ошибочные. По мнению Л.В. Мардахаева данную тенденцию в равной мере следует отнести как к педагогической, так и к медицинской диагностике[2].
Многие десятилетия пошли на поиски усовершенствования путей, которые бы могли значительно дополнить данную систему рабочих исследований медико-педагогических комиссий. За это время были разработаны критерии и новые (более усовершенствованные) методы диагностики. Дефектологи пытались усовершенствовать данную диагностику, чтобы результаты, полученные входе исследования, были самыми близкими к объективной реальности. Психолого-медико-педагогические консультации стали решением данной проблемы.
Цель их работы сделать систему комплектования специальных учреждений для аномальных детей наиболее оптимальной для коррекционной работы. В самом начале работа строилась только на энтузиазме отдельных дефектологов, которая была подкреплена поддержкой органами народного образования, местной (муниципальной) властью и органами здравоохранения.
На сегодняшний день официально узаконено существование психолого-медико-педагогической консультации.
Особенность психолого-медико-педагогической консультации состоит в том, что специалисты действуют на постоянной основе, это дает им возможность широты своих действий, диагностическое обследование проводить они могут столько, сколько это необходимо, чтобы понять реальное состояние и динамику развития ребенка. Так же ПМПК существенно расширило свою деятельность в различных направлениях, теперь их работа состоит в помощи не только детям, но и педагогам, которые работают с этими детьми, а также родителям, близким родственникам и опекунам.
2. Цель и задачи психолого-медико-педагогического консультирования
В первом параграфе моего исследования было сказано, что цель ПМПК состоит в том, чтобы проводит не только первичную диагностику детей, а также повторные диагностики, которые покажут реальное состояние развития ребенка, а также дают возможность изучить динамику развития в целом.
Целью ПМПК является определение уровня развития ребенка, а именно выявление различных отклонений и назначение того или иного курса лечения или реабилитации. Комиссия имеет право консультировать родителей по поводу вопросов относительно не только физического, но и психического развития ребенка. Члены комиссии обязательно должны представить определенные выводы и дать рекомендации по дальнейшим действиям относительно данного ребенка или группы детей.
Далее рассмотрим задачи психолого-медико-педагогического консультирования.
Основными задачами ПМПК являются:
1. Своевременное выявление, предупреждение нарушений в речевом и интеллектуальном развитии и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
2. Комплексная, всесторонняя диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей (согласно новому положению, диагностику можно проводить уже с момента рождения ребенка и до достижения ребенком 18-ти летнего возраста включительно);
3. Определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;
4. Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
5. Своевременное направление детей в научно – исследовательские, лечебно - профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики;
6. Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
7. Участие в просветительской деятельности, деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
8. Содействие процессам интеграции в общество детей с отклонениями в развитии.
Потребность в работе современных ПМПК на постоянной основе обусловлена существенным преобразованием цели ПМПК. В настоящее время ПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи.
Цель и задачи современных ПМПК не предполагают выполнение специалистами ПМПК административно-управленческих функций, а предполагают выход на управленческие структуры в форме направления и обмена соответствующей документацией. Речь идет об ориентации не только на диагноз, но, в первую очередь, на динамические характеристики адаптации ребенка в рекомендованных ему ПМПК условиях.
3. Содержание работы психолого-медико-педагогического
консультирования (ПМПК)
Чтобы понять содержание работы службы психолого-медико-педагогического консультирования, необходимо рассмотреть штат сотрудников, которые входят в данную службу.
Комиссия состоит из различного рода специалистов, а также председателя (из области образования) и его заместителя (чаще всего специалиста здравоохранения). В состав комиссии в обязательном порядке должны входить следующие специалисты: психолог, различные врачи (например, педиатр, ортопед, ЛОР, окулист и т.д.), специальные педагоги (это могут быть дефектологи, логопеды, сурдопедагоги), социальный работник (а также социальный педагог), юрист. Также в состав могут включаться различные члены правления из областей здравоохранения и образования.
Стоит сказать, что специалисты не работают каждый сам по себе, это так называемая мультидисциплинарная команда, где все члены взаимосвязаны, и ребенок направляется исключительно к тому специалисту, который на данный момент ему необходим. Еще важно сказать, что помимо постоянных членов в данную комиссию могут быть приглашены и временные. Это может быть воспитатель, представитель классного комитета, так называемое референтное лицо, т.е. тот из преподавателей, который может при необходимости «разговорить» ученика в силу своего авторитета.
Почему же такая большая ПМПК? Комиссия именно в таком составе дает возможность ребенку (а также его родителям) пройти обследование в кратчайшие сроки, обойдя всех специалистов в одном месте. Это существенно ускоряет, облегчает и оптимизирует весь процесс.
Таким образом в психолого-медико-педагогической службе работать должны только специалисты, имеющие самую высокую квалификацию, которые владеют методикой обследования аномальных детей.
Итак, мы выяснили, что возглавить службу ПМПК вправе квалифицированный специалист, который имеет дефектологическое образование, а также стаж работы с такими детьми. Рассмотрим круг обязанностей данного специалиста:
✔ организация коллегиальной работы;
✔ методическое руководство службой;
✔ связь службы с органами здравоохранения и образования;
✔ приобретение оборудования и необходимого инвентаря, методических пособий и различной наглядности для диагностического инструментария исследования детей:
✔ ведение записей медицинской статистики;
✔ изучение документов, направляемых на обследование в их службу детей;
✔ фиксирование результатов диагностики, отслеживание динамики развития детей;
✔ заполнение журнала учета детей, которые в ПМПК прошли обследование;
✔ оформление выписки и результатов обследования.
Руководитель службы психолого-медико-психологическое консультирования проводит запись (предварительную запись) детей на консультацию, оговаривая с родителями (опекунами) предварительно время встречи. Имея график работы, специалисты могут выехать на дом к ребенку (в случае необходимости). Обследование детей до 12 лет происходят только в присутствии родителей, опекунов, или близких родственников. Если ребенку исполнилось 12 лет, он вправе обратится в данную службу самостоятельно, доктора и специалисты обязаны его принять и провести обследование и без родителей.
Если ребенок воспитывается в обычном ДОУ воспитатели, равно как и учителя общеобразовательной школы имеют полное право в случае необходимости направить ребенка на обследование в службу психолого-медико-психологическое консультирования, с целью определения его психофизиологического состояния и определения дальнейшего места обучения, а также лечения. Перечень необходимых документов следующий:
1. Свидетельство о рождении (предъявляется);
2. Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);
3. Педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности;
4. Письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, рисунки.
Таким образом, ребенок, который требует специальной педагогической образовательной подготовки будет направлен на обучения в специальное образовательное учреждение, для аномальных детей. Давая характеристику таким детям, с целью облегчения задач специалистов службы педагог должен четко указывать причины, почему ребенок не научился тому, или иному виду деятельности, педагог должен выявить характер этих затруднений, и очертить деятельность педагога, который прилагал усилия, чтобы помочь такому ребенку справиться с проблемой.
Как же должна быть организована деятельность данной комиссии? Так, заседания чаще всего проводятся не регулярно, а по необходимости (в зависимости от ситуации или согласно подготовленности методических материалов по проблеме). Важно сказать, что заседание может быть собрано в экстренном порядке, а все, что происходит в момент работы комиссии, фиксируется секретарем в специальном протоколе. Все проводится в форме беседы, к которой специалисты готовятся заблаговременно. На заседании обговариваются различные способы оптимизации учебного процесса ученика или группы учеников, а также даются предварительные выводы и общие рекомендации по решению существующей проблемы.
Выводы
Таким образом, в данной работе мы ознакомились, и детально проработали методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК).
Особенность психолого-медико-педагогической консультации состоит в том, что она действует на постоянной основе, это дает возможность широты действий, диагностическое обследование специалисты могут проводить столько, сколько это необходимо, чтобы понять реальное состояние и динамику развития ребенка. Так же психолого-медико-педагогической консультации существенно расширяют свою деятельность в различных направлениях, их работа состоит в помощи не только детям, но и педагогам, которые работают с этими детьми, а также родителям, близким родственникам и опекунам этих детей.
Еще важный момент: ПМПК занимаются не отбором детей в специальные образовательные учреждения, а подбором для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи. Для этого необходимо провести раннюю диагностику состояния ребенка, выяснить состояние его развития. Таким образом, я считаю, в психолого-медико-педагогической комиссии работать должны только специалисты, имеющие самую высокую квалификацию, которые владеют методикой обследования аномальных детей, и могут оказать коррекционную помощь детям самых разных возрастных категорий, с различными дефектами развития.
В заключение остаётся только добавить, что заключения как ПМПК, так и ПМПк носят строго рекомендательный характер. Последнее слово и решение в выборе образовательного маршрута всегда остаётся за законными представителями ребёнка. Таким образом, организация работы службы направлена на всестороннее обследования и реальную помощь ребенку. И его родителям.
Список использованной литературы
1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2017. - 424 c.
2. Басов, Н.Ф. Социальная педагогика: Учебное пособие для ВУЗов / Н.Ф. Басов. - М.: КноРус, 2010. - 230 c.
3. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 208 c.
4. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2014. - 280 c.
5. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c.
6. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2016. - 376 c.
7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 240 c.
8. Самойлов, В.Д. Педагогическая антропология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям " Педагогика и психология девиантного поведения", "Социальная педагогика", "Психология служебной деятельности" / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2016. - 271 c.
9. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
[1] Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2017. – с. 81
[2] Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2016. – с.73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания
Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....
Психолого-педагогическое представление на дошкольника, как способ взаимодействия ПМПК и дошкольного учреждения.
При психолого-педагогическом обследовании на ПМПК изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности, индивидуальные особен...
Цели, задачи, содержание деятельности воспитателя логопедической группы для детей с ОНР
Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя (исходя из структуры дефекта) включает в себя:-Коррекцию недоразвития всех компонентов речи;-Коррекцию недоразвития неречевых психических ф...
Представление психолого - педагогического консилиума на воспитанника для предоставления на ПМПК.
Примерный образец психолого - педагогического консилиума на воспитанника ДОУ для предоставления на ПМПКподготовила воспитатель: Акшинцева М.П....
«Национальный проект «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей»: специалист по организации, оказанию услуг психолого-педагогической, методи-ческой и консультативной помощи и реализующий информационно- просветительскую поддержку родителей, воспитывающ
Представлено удостоверение КПК на 72 часа...
Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД
laquo;Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД.»Метод проектов является одним из эффективных методов обучения ,он позволяет воспитывать самостояте...