Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /структура и план работы/
методическая разработка по теме
Медики, педагоги и психологи отмечают, что период адаптации к детскому саду требует от ребёнка большого нервного напряжения. Во – первых, ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно. Во – вторых, это чрезвычайно травмирующий факт – разлука с матерью, другими близкими людьми, которые заботились о ребёнке с рождения. И наконец, в – третьих, ребёнок попадает в совершенно незнакомую ему обстановку, где кроме него уже есть 10 - 15 таких же, как и он малышей.
Поэтому очень важно, чтобы приспособление ребёнка к изменяющимся внешним условиям, т.е. его адаптация, протекало безболезненно и постепенно.
Создание благоприятных внешних условий, тёплая душевная атмосфера в группе, рациональная организация деятельности детей – вот основа успешной адаптации малышей.
Цель работы в адаптационный период – сохранение психического и физического здоровья детей посредством создания благоприятных условий способствующих их комфортной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_dou.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
/структура и план работы/
Автор Королёва А. В.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 г. Кировска»
Структура работы в группе раннего возраста по адаптации детей представлена схематично и выглядит следующим образом:
Структура работы по адаптации детей к условиям ДОУ
Работа с семьёй
Работа в группе
Знакомство с семьёй (социальный статус, тип воспитания, традиции, привычки)
Коллективная
Индивидуальная
Диагностика навыков при поступлении детей
Знакомство с ребёнком (индивидуально – типологические особенности, навыки, привычки, любимые игрушки, способы воздействия)
Игры - забавы по сближению воспитателя с детьми и друг с другом
Игры - забавы с учётом индивидуально – типологических особенностей (алгоритм проведения игр)
Диагностика навыков после адаптационного периода
Информационно – методическая поддержка родителей
Практические занятия
( план работы с родителями)
Определение степени адаптации, выводы, рекомендации
Индивидуальные консультации, беседы
Родительское собрание «Итоги адаптации»
План работы по адаптации детей:
- этап – Подготовительный
- Сбор информации о потенциальных воспитанниках. Посещение семьи будущего воспитанника, беседа о детском саде, его традициях, режиме работы. Показ видеоролика о детском саде, группе раннего возраста, сотрудниках группы. Извещение родителей о том, какую помощь может оказать детский сад их ребёнку. Приглашение родителей и ребёнка в гости прогулку на участке детского сада.
- Приглашение родителей в группу, знакомство с условиями пребывания детей, режимом дня. Беседа о ребёнке, его индивидуально – типологических особенностях, навыках, привычках, любимых игрушках, способах воздействия на него. Знакомство родителей с особенностями адаптационного периода, факторами, от которых зависит его течение. Выработка единых требований к режиму дня и организации воспитательно – образовательного процесса в семье и группе. Анкетирование родителей (Анкета «Давайте познакомимся»).
II этап – Организационный
- Составление индивидуальной программы подготовки ребёнка в организованном детском коллективе, психолого-педагогического сопровождения его развития в яслях. Оговариваются сроки поступления в группу, разработка (по дням) совместно с родителями режима жизни ребёнка в адаптационный период. Консультация «Ваш ребёнок поступает в детский сад», памятка для родителей «Собираем малыша в детский сад».
- Максимальное сближение режима ребёнка в семье и режима группы, приучение малыша к системе требований в ДОУ. Организация «Дня открытых дверей» для малышей и родителей с целью формирования положительных ассоциаций, связанных с группой и детским садом. Памятка для родителей «Режим дня в ДОУ»
- Практические рекомендации родителям по оздоровлению детей и формированию у них коммуникативных навыков перед поступлением в ДОУ. Памятки для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Простые правила общения». Родительское (организационное) собрание.
III этап - Адаптация детей к условиям ДОУ
- Поступление ребёнка в группу (1-2 часа с мамой, другими значимыми родственниками) Консультации: «Адаптация – что это такое», «Что происходит с ребёнком в адаптационный период», «Игра в период адаптации». Постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в группе.
- Наблюдение за поведенческими реакциями ребёнка. Диагностика навыков и умений. Заполнение индивидуального листа адаптации на каждого ребёнка.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и забав с детьми в группе (Алгоритм проведения игр в адаптационный период).
- Консультирование родителей по ходу адаптации ребёнка. Газета «Мамина школа. Выпуск №1 «Идём в детский сад: нелёгки эти первые шаги».
IV этап – Аналитический
- Диагностика умений и навыков детей, определение степени адаптации ребёнка. Выводы и рекомендации. Родительское собрание «Итоги адаптации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /структура и план работы/
Медики, педагоги и психологи отмечают, что период адаптации к детскому саду требует от ребёнка большого нервного напряжения. Во – первых, ломается привычный стереотип жизни, в котором ребё...
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслаблен...
Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
План самообразования "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
План самообразования воспитателя дошкольного образовательного учреждения...
План по самообразованию воспитателя на тему « Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомн...