План по самообразованию воспитателя на тему « Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
материал

Парменова Алина Александровна

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_ranniy_vozrast_.doc32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Новодугинский детский сад»


План работы по самообразованию воспитателя

Парменовой Алины Александровны

 «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

На 2022-2023 учебный год

(ранний возраст)






2022-2023 учебный год

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

ФИО: Парменова Алина Александровна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: нет

Стаж педагогической работы:

Начало работы по теме: 01.09.2022 г.

Предполагаемый срок окончания: 31.05.2023 г.

Форма самообразования: индивидуальная

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  2. Формирование у детей чувства уверенности.
  3. Правильная организация предметно-развивающей среды в адаптационный  период.
  4. Изучить научно – методическую литературу по проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ.
  5. Работа с родителями по теме адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- работа с родителями.

Актуальность темы:

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Тема «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, состояние здоровья, психологический комфорт в детском саду и семье.

Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно.

Соответственно, одна из главных задач педагога заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Условия реализации:

В группе «Ягодка» - ранний возраст 2-3 года.

Ожидаемый результат:

Благоприятное прохождение адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группе, преобразование предметно-развивающей среды, становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Срок работы по теме самообразования: 1 год.



Практический раздел:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной теме

Подбор и изучение литературы по вопросам адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Повышение уровня осведомленности и методической грамотности в вопросах адаптации детей в ДОУ и воспитания у них по развитию социально-коммуникативных и бытовых навыков.

Сентябрь - Октябрь

Организация родительского актива

Планирование работы по практической реализации

Консультация для родителей «Особенности адаптации в детском саду»

Составление плана работы и подбор методик работы с детьми.

Обеспечение условий психологического комфорта детей:

- соблюдение режима, правильная организация режимных моментов

- проведение ритуалов, игр, развлечений и занятий

- оформление в группе зон уединения, релаксации, творчества, игр

Подготовить консультацию для родителей об особенностях адаптации детей к ДОУ.

Разработать план работы с детьми раннего возраста на период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Ноябрь

Работа с детьми в режимных моментах

Приучение детей в игровой форме к режимным моментам («Собираемся на прогулку», «День рождение куклы»)

Памятки: « Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду».

Картинки-поздравления посвящённые празднику «День Матери».

Разработать и оформить картотеку сюжетно-ролевых игр.

Подготовить памятки,  письменные консультации на тему адаптации детей раннего возраста.

Оформить открытки к празднику.

Декабрь

Обеспечение благоприятного психологического климата в группе

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Разработка адаптационных игр на знакомство с группой, детьми, воспитателями и сотрудниками детского сада. («Давайте познакомимся!», «Раздувайся, пузырь!»)

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»

Обновление РППС в группе

Картотека игр на знакомство.

Подготовить консультацию для родителей

Январь

Работа с детьми

Проведение пальчиковых игр и упражнений

Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течение дня. Достигается посредством пальчиковых игр и упражнений (Посредством театрализованных представлений русских народных сказок  «Теремок» настольный театр).

Картотека пальчиковых игр.

Инсценировка сказки.

Февраль

Работа с детьми

Игры и развлечения

 Игры-ситуации «Веселый автобус», «Стоит в поле теремок»

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Карусель», «Воздушный шарик».

Консультация для родителей «Общение родителей и детей. Игры и развлечения»

Картотека игр-ситуаций.

Картотека подвижных игр.

Подготовить консультацию для родителей об общении детей с родителями.

Март

Работа с родителями

Разработка памяток и информационных листов ля родителей об особенностях развития детей раннего возраста и вопросам адаптации детей раннего возраста.

Проведение анкетирования «Карта семьи» и ведение листов адаптации на каждого ребёнка.

Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации детей раннего возраста.

Апрель

Мониторинг с детьми по адаптации к условиям ДОУ

Диагностика психологического состояния,  социально-коммуникативных и бытовых навыков детей

Анкетирование родителей по вопросам отношения ребенка к детскому саду, организации воспитания детей дома и в ДОУ

Май

Результаты проведенной работы по самообразованию

Отчет

Отчет

Список использованной литературы:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;
  2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51.
  3. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
  4. Варпаховская О. “Зеленая дверца”: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – с.30 – 35.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
  6. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
  7. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004. – 275 с.
  8. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
  9. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
  10. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
  11. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – c.34 – 37.
  12. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
  13.  Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. – М.: Речь , 2002. – 238 с.
  14. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 415 с.
  15. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 5-7
  16. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.
  17. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М.: АРКТИ, 2006. – 275 с.
  18. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3-4. с. 46 – 51.
  19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. – 336 с.
  20. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
  21. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Содержание1.Понятие об адаптации2. Основные особенности нормально текущего периода адаптации3. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада3.1.Фазы адаптационного периода3.2.Факторы, от к...

Отчёт по самообразованию по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения»

Отчёт по самообразованию по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения»2018-2019 уч.год  Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к....

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...

Доклад выступление на педсовете. Тема:Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Каждый возраст в жизни ребёнка ставит перед собой свои задачи. Приходит время, когда малышу становится тесно в стенах родного дома, для расширения своего опыта и навыков коммуникации ему нео...

Отчет по самообразованию педагога на тему: "Адаптация детей раннего возраста в ДОУ"

Педагогическое самообразование – это процесс и результат личност-ного и профессионального развития учителя, т.е. приобретение новых зна-ний, умений и навыков, которые будут и...