Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
(младшая группа) по теме
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до поступления ребёнка в группу детского сада. Родители имеют возможность уже получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию своих детей. Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является библиотека игр и педагогической литературы по адаптации к ДОО, а также обратная связь через интернет – ресурсы (вопрос-ответ).
- ДОСТУПНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Данный опыт работы поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать свою работу по оказанию помощи семьям воспитанников в адаптационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_-_zakatova_n.m.docx | 143.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
- Адресная направленность: Данный опыт работы может быть использован воспитателями
групп раннего возраста.
- Наименование ПО: «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации».
3.Автор ПО: Закатова Надежда Макаровна, дата рождения - 19.08.1959г.,
стаж пед. работы - с 1993 г., образование - средне-специальное, должность - воспитатель, к/к – вторая.
- Адрес ПО: 601902, Владимирская область, г.Ковров, ул. Ковровская, д.5, МБДОО №4, тел. 2 - 43 - 87.
- Сведения об изучении ПО:
Изучается. | Обобщается. |
Когда Кем | Когда Кем |
2010-2011г.г. Самообразование Н.Д. Ватутина. «Ребенок поступает в детский сад». 2011-2012г.г. Самообразование О.Г. Заводчикова. «Адаптация ребенка в детском саду».
| 2010-20113аместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОО № 4. |
6.Условия возникновения, становления ПО: Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОО необходимо налаживание взаимодействия с родителями.
7.Актуальность ПО: Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро каждой Основной общеобразовательной программы. В период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
8.Теоретическая база ПО: Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе семьей ребенка.
9.Новизна ПО: Взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до поступления ребёнка в группу детского сада. Родители имеют возможность уже получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию своих детей. Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является библиотека игр и педагогической литературы по адаптации к ДОО, а также обратная связь через интернет – ресурсы (вопрос-ответ).
Цель ПО: повысить компетентность родителей, участвующих в процессе адаптации детей раннего возраста.
10.Технология ПО: В основе технологии данного опыта лежит система взаимодействия с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
11.Результативность ПО: следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОО с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.
12.Трудоемкость ПО: Подготовка данной работы не требует никаких материальных затрат.
13.Доступность ПО: Данный опыт работы поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать свою работу по оказанию помощи семьям воспитанников в адаптационный период.
___________Составитель информационной карты
Зам. зав.по ВиМР МБДОО № 4
О.М.Плотских
Информационно-педагогический модуль
- Тема:
«Взаимодействие с родителями
как успешный фактор адаптации детей раннего возраста
к условиям дошкольной образовательной
организации»
Автор опыта:
Закатова Надежда Макаровна
Воспитатель МБДОО №4
II квалификационная категория
г. Ковров - 2013 г.
- УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
В нашем МБДОО функционируют 13 групп, 3 из которых - группы раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению для нас особенно актуален. В группе раннего возраста работаю более 20 лет. С интересом наблюдаю за вновь поступившими малышами, родителями в адаптационный период. Прихожу к выводу, что очень часто ни дети, ни родители (законные представители) не готовы к поступлению в детский сад. Ребенок переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние из-за комплекса воздействия, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Если взрослые, как и педагоги, так и родители на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку, он гораздо быстрее адаптируется к новым условиям.
Практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОО, оптимальных условиях развития детей раннего дошкольного возраста.
Анализ теории и практики убедительно показывает, что интеграция семейного и общественного воспитания детей до трех лет является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья. Это означает, что для успешной адаптации детей в ДОО необходимо налаживание взаимодействия с родителями.
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро каждой Основной общеобразовательной программы. В период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует.
По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 3 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей раннего возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду.
Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, так как воспитатели испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста.
Считаю что проблема адаптации у детей раннего дошкольного возраста важное и необходимое область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы педагогического опыта.
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
По словам В.А. Сухомлинского, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения нужно «проникнуть в духовный мир ребенка».
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В. Мудрик и д.р.
Н.Д. Ватутина в своем пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовки детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе семьей ребенка.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аскарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример:
Садовник собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно выкапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это дерево болеет на новом месте пока не приживется.
Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина).
- НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до поступления ребёнка в группу детского сада. Родители имеют возможность уже получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию своих детей. Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является библиотека игр и педагогической литературы по адаптации к ДОО, а также обратная связь через интернет – ресурсы (вопрос-ответ).
- ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Ведущая педагогическая идея заключается в организации работы в группе раннего возраста, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению его к новым условиям; в индивидуальном подходе к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.
Организуя процесс взаимодействия с родителями, исходим из следующего:
1. Взаимодействие организовано с учетом конституционных прав ребенка и интересов семьи (при условии неприкосновенности ее интимного мира).
2. Процесс взаимодействия целостный, управляемый, учитывающий в равной степени потребности семьи и ДОО.
3.Методы взаимодействия носят личностно-ориентированный характер.
Цель работы по обеспечению успешной адаптации: повысить компетентность родителей, участвующих в процессе адаптации детей раннего возраста.
Задачи:
- Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОО.
- Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
- Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.
- Повысить уровень психологической культуры родителей.
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
- ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В основе технологии данного опыта лежит система взаимодействия с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Работа проводится в нескольких этапах:
- Этап - организационный /июль-август/:
- родительское собрание «Пора в детский сад» (знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОО);
- знакомство с участком, групповым помещением;
- сбор информации о потенциальных воспитанниках;
- ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
- знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
- выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
- установление партнерских, доброжелательных отношений;
- первичное визитирование семей будущих воспитанников (выясняются индивидуально-личностные привычки ребёнка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками и т.д.);
- анкетирование (социальное, медицинское);
- составление адаптационного маршрута;
- прогулка на участке /ребёнок – родитель – воспитатель /до прихода детей в группу.
На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
- Этап – основной (наблюдений) /сентябрь/:
- поэтапный прием детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- консультирование родителей;
- наблюдения за поведением детей;
- разработка индивидуального режима для ребенка;
- организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции в вопросах адаптации малышей к ДОО;
- оформление листов адаптации;
- заполнение карт нервно-психического развития детей.
- Этап – итоговый (анализ и выводы /ноябрь-декабрь/:
- обработка результатов (анализ адаптивных листов, анализ индивидуальных карт развития);
- выявление детей с тяжелой адаптацией;
- оценка уровня нервно – психического развития детей.
- индивидуальная работа с детьми;
- рекомендациям родителям по проведению развивающих игр
занятий с детьми;
- родительское собрание «Наши достижения».
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Используются следующие формы и методы по организации процесса адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям:
Формы:
- беседы с родителями;
- опрос – анкетирование родителей « Ваш ребенок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»;
- близкое знакомство с семьей;
- посещение семей на дому (визитирование);
- рассматривание семейных альбомов в группе;
- фотовыставки;
- информационные стенды;
- приглашение семьи в группу;
- консультации;
- родительские собрания;
- семинары;
- наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды ;
- родительская почта;
- обратная связь через интернет ресурсы (каждый родитель может задать вопрос воспитателю по электронной почте и получить на него ответ).
Методы:
- элементы телесной терапии;
- засыпание с любимой мягкой игрушкой;
- создание положительных установок на предстоящие режимные процессы;
- развивающие игры;
- рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребенком;
- наблюдение за поведением детей
.
VIII. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Для определения результативности работы по данному направлению проводится следующая диагностика.
1. На всех детей группы заведены карты нервно-психического развития (разработаны К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной), в которых отражаются результаты контроля за состоянием здоровья, их физическим и психическим развитием и поведением.
2. Совместно с медицинской сестрой осуществляется контроль за уровнем заболеваемости детей в период адаптации к условиям МБДОО и в течении всего учебного года.
3. На каждого вновь поступающего ребёнка заводится лист адаптации, где указываются состояние настроения, аппетита, сна, уровень общения с детьми и взрослыми.
4. Удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации (анкетирование).
1. Уровень нервно-психического развития (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина)
Уровень развития | Период | |||
2011-2012 учебный год | 2012-2013 учебный год | |||
начало года | конец года | начало года | конец года | |
I группа развития | 7% | 65% | 0% | 18% |
II группа развития | 58% | 28% | 94,1% | 80% |
III группа развития | 28% | 7% | 0% | 0% |
IV группа развития | 7% | 0% | 0% | 0% |
Вывод: количество детей с I группой развития к концу 2013 учебного года увеличилось на 18%.
Дети с III и IV группой развития отсутствуют.
2. Уровень заболеваемости детей
IX, X, XI месяцы адаптационного периода
Вывод: Благодаря систематической физкультурно-оздоровительной работе проводимой с детьми отмечается снижение количество простудных заболеваний в период адаптации в ДОО в течение всего года.
Скачок заболеваний в 2012г. объясняется резким снижением температурного режима на улице, в помещение (отключена отопительная система).
3. Анализ адаптации
Вывод: положительные результаты адаптации детей к ДОУ свидетельствуют о положительной работе не только воспитателей группы раннего возраста, но и родителей.
4. Удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации (анкетирование).
- На вопрос «Какое впечатление составила первая встреча – беседа с воспитателями?» 100% родителей ответили – довольны.
- 98% родителей видят в воспитателях профессионалов по дошкольному воспитанию.
- 100% родителей считают, что воспитатели видят индивидуальные особенности своего ребёнка.
- 98% родителей считают, что воспитатели хорошо видят и контролируют динамику развития своего ребёнка.
- 94% родителей легко общаются с воспитателями и легко взаимодействуют.
- 98% родителей видят изменения в ребёнке после осуществляемых мероприятий по развитию и воспитанию.
- 100% родителей получают полную информацию о своем ребёнке в адаптационный период.
Вывод: Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.
В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.
Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОО с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.
- ТРУДОЕМКОСТЬ
Подготовка данной работы не требует никаких материальных затрат.
- ДОСТУПНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Данный опыт работы поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать свою работу по оказанию помощи семьям воспитанников в адаптационный период.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» - М. Мозайка – Синтез, 2010 – 304с.
- Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду». Санкт-Петербург. Детство-пресс 2011.
- В.С. Аванесова «Обучение самых маленьких в детском саду. – М. Просвещение, 2005.- 176с. Ил.
- М.Н. Аскарина. Воспитание детей раннего возраста.- М.- Медицина 2007-304с.
- В.Г. Алямовская. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999.
- Н.Д. Ватутина. Ребенок поступает в детский сад. Пособие воспитателей дет/сада – М.: Просвещение, 2003. - № 3 -104с, ил.
- Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Психология общения в детском возрасте.- м.: Педобщество, 2003,240с.
- О.Г. Заводчикова. Адаптация ребенка в детском саду /.О.Г. Заводчикова –М.: Просвещение, 2007,- 79с.
- Я.И. Ковальчук. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – м. просвещение, 1985. – 112с.
- К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.: Владос, 2007, - 176с.
- Л.Д. Столяренко. Психология, Ростов-на-Дону: Юнити, 2003.- 382с.
- Н.В. Соколовская. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации – авт.-сост.- Н.В. Соколовская – Волгоград Учитель, 2010. – 188с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения № 1
Перспективный план работы
«Воспитатель-родитель»
№ п/п | Мероприятия | Месяц | Отметка о выполнении |
1. |
| июль | |
2. | 1. Первичное визитирование семей. 2. Помощь в подготовке группы к новому учебному году. 3. Коллективная уборка группы: совместный труд – сближение родителей и воспитателей. 4. Беседа, анкетирование («Ваш ребёнок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»), изучение специфики семьи. 5.Сбор информации об особенностях внутрисемейного воспитания 6. Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта). | август | |
3. | 1. Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации. 2. Индивидуальные контакты, консультации «Первые дни в ДОО». 3.Присутствие родителей на прогулке. 4. Общение за чаепитием. Разговор о проблемах. 5. Библиотека для родителей педагогической литературы. 6. Наглядно-консультативный материал «Возрастные особенности детей раннего возраста». 7. Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта). | сентябрь | |
4. | 1. Консультация «Игры в период адаптации». 2. Вечер вопросов и ответов. 3.Индивидуальные консультации по запросам родителей. 4. Библиотека для родителей развивающих игр. 5.Наглядно-консультативный материал «Роль пап для успешной адаптации детей к детскому саду». 6. Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта). | октябрь | |
5. | 1.Беседа «Значение режима дня». 3. Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду. 4.Субботник на территории детского сада и в группе. 5. Информационный стенд «Расти здоровым, малыш!». 6. Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта). | ноябрь | |
6. | 1.Обсуждение насущных проблем, итогов диагностики нервно-психического развития и освоения Основной общеобразовательной программы детьми, обмен опытом. 2. Родительское собрание «Наши достижения». | декабрь |
Приложения № 2
Перспективный план работы
«Воспитатель-ребёнок».
Месяц | ||||
август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Знакомство с будущими воспитанниками | Ведение листов адаптации | Итоги адаптации | ||
Сбор информации о детях | Поэтапный приём детей в группу | Оценка уровня нервно-психического развития детей | ||
Совместная с родителями прогулка на участке детского сада | Индивидуальная работа с детьми | |||
Создание оптимальных условий для адаптации детей к ДОУ | ||||
Наблюдение за детьми в группе | ||||
Заполнение карт нервно-психического развития детей | ||||
Разработка индивидуального режима дня ребёнка | ||||
Проведение адаптационных игр и упражнений | ||||
Оформление листов адаптации | ||||
Наблюдение за поведением детей | ||||
Использование методов: элементы телесной терапии, засыпание с любимой игрушкой, создание положительных установок на предстоящие режимные процессы, развивающие игры, рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребёнком и т.д. |
Приложение № 3
Консультация « Стили семейного воспитания»
Цель: защитить ребенка от неблагоприятных стрессовых ситуаций в
условиях семьи.
Задача: познакомить родителей со стилями семейного воспитания;
помочь в выработке правильных, целесообразных стилей и
методов воспитания в семье; оказать помощь в организации
содержательной и радостной жизни ребенка.
Проводится самодиагностика. Тест « Какой вы родитель?»
Беседа с родителями по результатам самодиагностики.
Поведение ребенка во многом зависит от стилей семейного воспитания.
Императивный (авторитарный) стиль.
Беспрекословное подчинение ребенка требованиям родителей,
жесткий контроль всех сфер жизни ребенка, подавление его инициативы. Дети боятся своих родителей, становятся замкнутыми, неуверенными, менее самостоятельны и менее нравственно зрелые, чем сверстники, пользующиеся большей свободой.
Эмоционально холодные отношения (воспитание по типу Золушки).
Такие родители обычно равнодушные и жестокие. Дети и таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки.
Гиперопека.
Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль всех сторон жизни, основанный на тесном эмоциональном контакте. Это приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Гипоопека.
Детям позволено делать все, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. Но дети должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Такие дети становятся зависимы от других внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.
Демократический стиль.
Родители и ребенок стоят на позиции дружественного взаимопонимания, отношениях сотрудничества, что обеспечивает ребенку активную позицию. Это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает обоюдную радость при достижении успеха. Помогает осознать ребенку свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управления своим поведением.
Какова атмосфера вашей семьи?
В какой семье дети чувствуют себя нужными любимыми, вырастают здоровыми и умными?
Только в той семье, где:
- принимается любое индивидуальное различие:
- любовь выражается открыто:
- ошибки служат для приобретения нового опыта:
- общение откровенно и доверительно:
- личная ответственность и честность – часть взаимоотношений.
Какой стиль воспитания преобладает в вашей семье? Почему? Какие новые слова появились в речи Вашего ребенка в последнее время?
Тест: «Какой вы родитель?»
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос:
«Какой Вы родитель?». Именно поэтому мы предлагаем Вам тест – игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
N п/п | Вопросы и фразы | Баллы |
1 | Сколько раз тебе повторять? | 2 |
2 | Посоветуй мне, пожалуйста | 1 |
3 | Не знаю, что бы я без тебя делала | 1 |
4 | И в кого ты такой уродился? | 2 |
5 | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6 | Ну на кого ты похож (а)? | 2 |
7 | Я в твои годы!... | 2 |
8 | Ты моя опора и помощник (ца) | 1 |
9 | Ну что за друзья у тебя? | 2 |
10 | О чем ты только думаешь? | 2 |
11 | Какая (ой) ты у меня умница! | 1 |
12 | А, как ты считаешь, доченька(сынок)? | 1 |
13 | У всех дети, как дети, а ты... | 2 |
14 | Какая (ой) ты у меня сообразительная(ый)! | 1 |
Оценка результатов
Подсчитайте общее количество баллов.
Если вы набрали 5 – 7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.
Приложение № 4
АНКЕТА «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»
1 .Фамилия, имя ребенка.______________________________________
2.Год рождения.________________________________________
3.Домашний адрес, телефон.
4.Какой ребенок по счету в семье.
5.Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей или взрослых).
6.Мама
-Фамилия, имя, отчество.
-Год рождения.
-Образование_____________________________________________________
-Профессия.______________________________________________
-Место работы.
-Телефон рабочий.________________________________________
-Телефон сотовый.
7.Папа
-Фамилия, имя, отчество.
-Год рождения.___________________________________________
-Образование. _____________________________________________
Профессия________________________________________________
-Место работы.
-Телефон рабочий.
-Телефон сотовый.
8.Проживающие в семье бабушка, дедушка, сестра, брат (их возраст) и мест
работы или учебы._____________________________________________
9.Как называете ребенка дома?___________________________________
10.Какое настроение обычно преобладает у Вашего ребенка? (спокойное,
возбужденное, плаксивое, бодрое)?
11 .Подвержен ли Ваш ребенок простудным заболеваниям? Каким?
12.Какие привычки и традиции сложились в процедуре приема пищи, отход ко сну, пользованием туалетом?
13.Любимые игрушки Вашего ребенка?
14.Какие меры воздействия на ребенка (поощрение, наказание, выговор, внушение, объяснение, рассуждение) применяются в семье?
15.Чем можно успокоить Вашего ребенка, когда он плачет?
16.С какими трудностями в воспитании ребенка Вы сталкиваетесь?
i
17.Каковы взаимоотношения Вашего ребенка с детьми? (легко идет на
контакт, избирательно, трудно). :
. 8.Какой помощи Вы ждете от дошкольного учреждения?
19.Ваши пожелания и предложение
Приложение № 5
Анкета для родителей:
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И. ребенка ______________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ______________________________________________
(какие?)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________
(указать)
б) нет отрицательных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
а) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет
Приложение № 6
Лист адаптации
Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________
Домашний адрес _____________________________________________________
Дата поступления ____________________________________________________
Возраст при поступлении _____________________________________________
Группа здоровья _____________________________________________________
Данные антропометрии:
рост____________ вес___________ (при поступлении)
рост____________ вес___________ (через месяц)
Заболевания до поступления ___________________________________________
Навыки опрятности:
- просится на горшок
- не просится, но бывает сухой
- не просится, ходит мокрый
Отрицательные привычки:
- нет
- сосёт пустышку
- сосёт палец
- раскачивается
Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:
- есть
- недостаточно
- нет
Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________
Дата поступления_____________________________________________________
Мать: _______________________________________________________________
Отец: _______________________________________________________________
Параметры | Дни наблюдения /оценка параметров в баллах/ | ||||||||||||||||||||||
Аппетит | |||||||||||||||||||||||
Сон | |||||||||||||||||||||||
Стул | |||||||||||||||||||||||
Мочеиспускание | |||||||||||||||||||||||
Эмоциональное состояние | |||||||||||||||||||||||
Социальные контакты | |||||||||||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | |||||||||||||||||||||||
Реакция на изменение привычной ситуации |
Перенесённые заболевания, количество пропущенных дней: ____________________________________________________________________
Оценка адаптационного периода:_______________________________________
Воспитатель _________________________________________________________
______________________________________________________________________
Параметры | Оценка | |||
3 | 2 | 1 | ||
Показатели физического здоровья | Аппетит | хороший | выборочный, ест долго | отказ от еды |
Сон | глубокий | засыпает с трудом | тревожен во сне | |
Стул | регулярный | учащенный | запор | |
Мочеиспускание | регулярное | учащенное | редкое | |
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | положительное | неустойчивое | отрицательное |
Социальные контакты с детьми | инициативен, контактен | вступает в контакт при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Социальные контакты со взрослыми | инициативен, контактен | принимает инициативу взрослого | реакция протеста, уход от контакта | |
Познавательная и игровая деятельность | активен, проявляет интерес | активен при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Реакция на изменение привычной ситуации | принятие | тревожность | непринятие |
Оценка параметров адаптации
Степень адаптации
Легкая | До 15 дней | 29 -36 баллов |
Средняя | 15-25 дней | 21-28 баллов |
Тяжёлая | Более 25 дней | 13-20 дней |
Приложение № 7
Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.
При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:
знакомство;
игры с использованием игрушек и предметов;
контакт руками;
телесный контакт.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:
Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;
В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;
В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;
В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать логопедическое занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение.
налаживания контакта с ребенком.
«Дай ручку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
– Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
– Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.
– Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
– Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
«Хлопаем в ладоши!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
– Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
«Ку-ку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.
Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
– Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами:
– Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
«Лови мячик!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
– Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
– Кати мячик! Оп! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
«Иди ко мне»
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»
«Пришел Петрушка»
Материал. Игрушка Петруша, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.
«Выдувание мыльных пузырей»
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри (напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
«Хоровод»
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод,
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы оба падают на землю.
Вариант игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит о кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод,
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг, Гей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
«Покружимся»
Воспитатель берет игрушечного мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем воспитатель читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет его движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь.
А потом остановлюсь.
Быстро- быстро покружусь,
Тихо- тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
«Прячем мишку»
Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку( например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говорит: «Где мишка?» - ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, воспитатель прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-ку!». Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры воспитатель предлагает спрятаться ребенку.
«Солнышко и дождик»
Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит6 «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегут по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Затем игра повторяется.
«Хоровод с куклой»
(проводится с 2-3 детьми)
Воспитатель приносит новую куклу, здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Затем просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красева).
«Догонялки»
(проводится с 2-3 детьми)
Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
«Солнечные зайчики»
Воспитатель маленьким зеркальцем пускает солнечных зайчиков, декламируя:
Солнечные зайчики
Прыгают на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут ко тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.
«Игра с собачкой»
Воспитатель подходит с собачкой к ребенку, имя, которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: »Спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
«Игра с кистями рук»
(Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их).
Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя2. Складывает пальцы каждой руки колечками и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук- стук- хлоп, стук- хлоп-хлоп и т.д.
«Покатаемся на лошадке»
Воспитатель сажает ребенка на лошадку – качалку и говорит: «Маша едет на лошадке (произносит тихим голосом), нно-нно» Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Воспитатель: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (сильнее раскачивает ребенка)
Малыш повторяет фразу вместе с воспитателе5м, затем самостоятельно. Важно добиться, чтобы ребенок произносил звук (н) протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.
Игра развивает речевую активность.
«Дуть во что- нибудь и на что- нибудь»
Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.
«Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок»
На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает. Как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетел, и предлагает ребенку повторить действие. Затем воспитатель дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок. Ребенок повторяет.
«Мы топаем ногами»
Ход игры.
Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
«Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем»
(Дети берутся за руки, образуя круг)
«Мы бегаем кругом»
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!», дети останавливаются, игра повторяется.
Приложение № 8
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.
Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
- Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
А) ребенок адаптировался полностью
Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад
В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад
Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду
2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?
Ребенок шел в детский сад:
А) с плачем
Б) с уговорами
В) без эмоций
Г) с удовольствием
3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:
А) действия всех сотрудников
Б) совместные действия сотрудников и родителей
В) действия родителей
- Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:
А) обычным
Б) отказывался от еды
В) плохо засыпал
Г) был сильно угнетен
Д) полон впечатлений
Е) все эти факторы имели место
5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 9
Нервно-психическое развитие детей раннего возраста
(К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина)
Второй год жизни
1 год 3 месяца
Понимание речи
Запас понимаемых ребенком слов быстро расширяется.
Понимание названий окружающих предметов. 1. Материал. 3—4 игрушки (разные виды транспортных средств, животных; предметы обихода, детских игр — автомобили, часы, мячик, собака).
Методика. Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где...?» —ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают найти.
Поведение ребенка. По просьбе взрослого он находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы. Задание считается выполненным, если малыш выбирает не менее 3 предметов.
2. Материал. Предметы одежды, обуви.
Методика. Ситуация естественная — в общении с ребенком в группе. Малышу предлагают найти 4 предмета одежды: шапку, ботинки, платье, рубашку.
Поведение ребенка. По слову взрослого он находит нужные предметы, указывая на них рукой. Задание считается выполненным, если малыш найдет не менее 3 предметов.
Понимание ребенком действий.
Материал. Сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».
Поведение ребенка. Выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в кроватку.
Ребенок ориентируется в помещении группы.
Методика. Ситуация естественная. В режимных процессах, при организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка», «Найди, где часы», «Покажи, где твой горшочек», «Иди мыть руки».
Поведение ребенка. Выполняет не менее 3 поручений взрослого.
Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи.
Активная речь
Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в моменты двигательной активности, удивления, радости.
Методика. Ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 мин.
Поведение ребенка. Разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах» и др.).
Сенсорное развитие
Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Материал. Кубы-вкладыши. Длина ребра большого куба 10 см, малого — 7 см.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывают маленький куб из большого. Предлагают положить куб обратно (вложить маленький в большой).
Поведение ребенка. Вкладывает маленький куб в большой. При этом он может несколько раз (не более 3 раз) повторить действие.
Игра и действия с предметами. Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень). 1. Материал. Кукла, тарелочка.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают перечисленные предметы и предлагают задание — покормить куклу. Если малыш затрудняется, можно ему показать действие.
Поведение ребенка. Подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.
2.Материал.2 кирпичика, 2 кубика.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагают поиграть с кубиками: сделать машину («би-би») или построить дом. Если он затрудняется, действие можно показать. Поведение ребенка. Самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика машину, двигает ее, воспроизводя движения, или кладет один кубик на другой (строит дом).
3. Материал. Стержень с 4—5 кольцами (одной величины). Методика. Ребенку предлагают надеть кольца на стержень.
Поведение ребенка. Надевает кольца на стержень. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.
Движения
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Методика. Ситуация естественная — наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности. Поведение ребенка. Выполняет указанные движения.
Навыки
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Методика. Ситуация естественная — процесс еды.
Поведение ребенка. Самостоятельно ест второе блюдо (каша, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может оставить пищу не съеденной, проявить неаккуратность.
1 год 6 месяцев
Понимание речи
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации).
1. Материал. 2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвет), предмет, сходный с одним из них по тому же признаку (кошка белая, кошка черная, собака черная), и контрольный предмет (кукла).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. Затем предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.
2. Материал. Ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.
Методика. Та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка. Находит однородные предметы по слову взрослого (кошка белая и черная, ложка десертная и игрушечная).
Активная речь
Пользуется словами облегченными («би-би») и правильными («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
Материал. 4 предмета (кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой их вынимают.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Ктотам?», «Ктоэто?», «Чтоэто?»
Поведение ребенка. Называет предметы правильно («ляля», «зайка») или облегченными словами.
Сенсорное развитие
Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
Материал. 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (предметы одного цвета и близкие по размеру).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вперемежку. Берет кубик, ставит перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если малыш затрудняется действовать по слову взрослого, ему надо показать, как и что надо делать (поставить один кубик на другой). Затем целесообразно снять кубики, вновь поместить перед ребенком один кубик и предложить выполнить задание. Далее педагог берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает найти еще шарики и скатить их так же.
Поведение ребенка. По образцу и слову взрослого выполняет задание: подбирает предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором — шарики).
Игра и действия с предметами. Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия. 1. Материал. Кукла, носовой платок.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «У ляли грязный носик. Вот платок».
Поведение ребенка. Прикладывает носовой платок к носу куклы.
2.Материал. Кукла с волосами, расческа.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: «Кукла Ляля растрепанная. Вот расческа».
Поведение ребенка. Прикладывает расческу к голове куклы и водит ею по волосам. Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
Движения
Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.
Материал. 4 брусочка.
Методика. Ситуация, специально подготовленная (проверка возможна и на занятии гимнастикой). На пол на некотором расстоянии друг от друга кладут брусочки. Ребенку предлагают перешагнуть через них. Если малыш не понимает задание, можно показать ему движение, затем встать перед ним и позвать к себе.
Поведение ребенка. Перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.
Навыки
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Материал. Глубокая тарелка с жидкой кашей, десертная ложка.
Методика. Ситуация естественная (во время обеда).
Поведение ребенка. Самостоятельно съедает жидкую пищу ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулаке).
1 год 9 месяцев
Понимание речи
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
Материал. Кукла, носовой платок.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и задает соответствующие вопросы («Где дети умываются?» и др.).
Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого, указывая на нужную картинку.
Активная речь
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Методика. Ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются во время игры, режимных процессов, занятий.
Поведение ребенка. Во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Сенсорное развитие
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Материал. 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого 10 см, второго — 7 см, третьего — 4 см.
Методика. Взрослый на глазах у малыша достает кубы один из другого и ставит их вперемежку, после чего предлагает ребенку собрать их вновь.
Поведение ребенка. По слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может сделать 2— 3 попытки.
Движения
Ходит по ограниченной поверхности (ширина 15—20 см), приподнятой над полом (15—20 см).
Материал. Скамейка высотой 15—20 см, ширина доски 15—20см.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагают пройти по доске без помощи взрослого (взойти и сойти можно с помощью воспитателя).
Поведение ребенка. Проходит по ограниченной поверхности (доска) без помощи взрослого.
Навыки
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает колготки, ботинки, шапку).
Методика. Ситуация естественная (при раздевании ребенка).
Поведение ребенка. Снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), шапку.
2 года
Понимание речи
Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях из его личного опыта.
Материал. Специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенок может находиться в группе с другими детьми (2—3), сидящими полукругом. Взрослый сидит напротив и рассказывает сначала одну часть текста, после чего задает 2 вопроса. Затем продолжает рассказ и задает 2 следующие вопроса. Например: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальто, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть).
После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел гулять на улицу?», «Что Машенька надела?»
«На улице гуляли детки. Вдруг выскочила собака и залаяла на Машу: «ав-ав». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собака не кусается». Собака убежала. Маша больше не плакала и пошла играть с детьми» (вторая часть).
«Кто испугал Машу на улице?», «А что сказала Маше тетя?» — спрашивает воспитатель по окончании рассказа. Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого.
Активная речь
При общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика. Ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым).
Поведение ребенка. Общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловные предложения).
Сенсорное развитие
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Материал.3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают варежки в следующем порядке: красную, зеленую, синюю, красную, синюю, зеленую. Воспитатель дает ребенку варежку и предлагает найти такого же цвета. Затем порядок варежек меняет на следующий: синюю, красную, зеленую, синюю, красную, зеленую. Задание повторяется.
Поведение ребенка. Правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке — красную, к синей - синюю, к зеленой — зеленую. Ребенок должен решить одно задание.
Игра и действия с предметами Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). 1. Материал. Кукла-голыш высотой 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Можно также использовать игру ребенка, если он купает куклу. Перед малышом раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная».
Поведение ребенка. Воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы использует по назначению.
2. Методика. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу (опускает пипетку в баночку, а потом прикладывает к носу куклы).
Поведение ребенка. Если малыш в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2—3), используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным.
Движения
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
Материал. 3—4 брусочка.
Методика. На расстоянии 20 см кладут брусочки, ребенку предлагают перешагнуть через них. Если малыш не понимает задание, взрослый показывает, как надо действовать.
Поведение ребенка. Шагает через брусочки чередующимся шагом.
Навыки
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика. Ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку.
Поведение ребенка. Самостоятельно, без помощи взрослого может надеть названные предметы одежды.
Третий год жизни
2 года — 2 года 6 месяцев
Активная речь
Говорит многословными предложениями (более 3 слов).
Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).
Поведение ребенка. В своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3 слов).
Появляются вопросы: г д е? к у д а?
Методика. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение 20—30 мин.
Поведение ребенка. Хотя бы раз задает вопрос где? или куда?.
Сенсорное развитие 1. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.
Материал. Два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Один комплект дают ребенку, другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
Поведение ребенка. Правильно дает взрослому соответствующую фигуру.
2. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.
Материал. Цветное лото, в котором есть 4 карточки, окрашенные в основные цвета, и 4 карточки с изображением разнообразных предметов таких же цветов (следует использовать изображения знакомых детям предметов, которые на занятиях не использовались).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку карточки 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же 4 цвета (цвета чередуют). Затем спрашивает, на какой фон надо положить эту картинку.
Поведение ребенка. Правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
Игра
Игра носит сюжетный характер.
Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2—3).
Материал. Пособия для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр; разложены произвольно.
Поведение ребенка. Дает развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
Конструктивная деятельность Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их.
Материал. Строительный материал разнообразной геометрической формы (10—14 шт.) по 2 шт. каждой.
Методика. Ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку дают набор строительного материала и предлагают что-либо построить.
Поведение ребенка. Выполняет 1—2 простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (стол, стул, кровать, дом и др.).
Навыки
Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Методика. Ситуация естественная (во время одевания после сна или сборов на прогулку).
Поведение ребенка. Самостоятельно надевает рубашку, штаны, колготки, шапку, пальто.
Ест аккуратно.
Методика. Ситуация естественная (во время еды).
Поведение ребенка. Ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе.
Движения
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20—28 см.
Материал. Палка или веревка.
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую над полом на 20—28 см.
Поведение ребенка. Перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.
2 года 6 месяцев — 3 года
Активная речь
1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.
Поведение ребенка. Хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение.
2.Появляются вопросы почему, когда?
Методика. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время еДы, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20—30 мин.
Поведение ребенка. Хотя бы раз употребляет вопрос почему? или когда?.
Сенсорное развитие
1. В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению.
Материал. Геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых заложены основные геометрические фигуры.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки, накладывая их на образец.
Поведение ребенка. Правильно Подбирает мозаику к рисунку.
2. Называет 4 основных цвета.
Материал.8 однотонно окрашенных предметов по 2 одинакового цвета, но разной формы (красный кубик, красный конус и др.).
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (Цвет чередуют.)
Поведение ребенка. Правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Игра
Появляются элементы ролевой игры.
Материал. Разнообразные сюжетные игрушки.
Методика. Ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый .ведет запись игры ребенка в течение 20—30 мин.
Поведение ребенка. Отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом.
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»
Поведение ребенка. На вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
Конструктивная деятельность Появляются сложные сюжетные постройки.
М а т е р и а л. Разнообразные геометрические фигуры (10— 14 шт.) по 2 шт. каждой формы. Величина материала зависит от места организации занятия ребенка (за столом или на полу).
Если малыш сидит за столом, дается средний или мелкий материал, если на полу — крупный строительный материал (можно использовать дополнительный материал — автомобиль, мелкие игрушки).
Методика. Ситуация провоцирующая.
Поведение ребенка. Делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.
Изобразительная деятельность 1. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.
Материал. Кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4—6, диаметром 1,5—2 см.
Методика. Ситуация провоцирующая. Ребенку дают кусок пластилина в виде цилиндра и предлагают что-нибудь вылепить.
Поведение ребенка. Лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
2.С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их.
Материал. Лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.
Поведение ребенка. Изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
Навыки
1.Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Методика. Ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка. Самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.
2. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания.
Методика. Ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка. Если лицо или руки загрязнились, сам пользуется салфеткой.
Движения
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30—35 см.
Материал. Палка, веревка, поднятая на указанную высоту.
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.
Поведение ребенка. Свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.
Приложение №10
Рекомендации родителям
по подготовке детей к детскому саду
- Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду.
- Нужно постепенно формировать навыки общения ребенка со сверстниками: можно гулять с ним на участке детского сада и привлекать к совместной деятельности с другими детьми.
• Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и доступному для
его возраста самообслуживанию. Следует рассказать ребенку, что такое
детский сад, зачем туда ходят
дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.
- Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
- Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в дошкольное учреждение.
- Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптируются малыши, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас.
- Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
- Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению.
- Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
- Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ,
ПОСТУПАЮЩИХ В Д/С.
Главная задача родителей – подготовить ребенка к периоду адаптации так,чтобы у него было как можно меньше поводов для ломки устоявшихся стереотипов.
С этой целью необходимо:
1. Привести домашний режим в соответствие с режимом, по которому ребенок будет жить в ДОУ.
2. Ввести новые блюда в рацион ребенка, познакомившись с меню ДУ.
3. Обратить внимание на формирование у ребенка необходимых по возрасту
навыков самообслуживания.
4. Научить ребенка самостоятельно и по назначению пользоваться игровым материалом. Занятый интересным делом, малыш не так остро будет переживать разлуку с мамой.
5. Следует расширить рамки социализации ребенка : ходить с ним в гости к родным, знакомым, необходимо учить ребенка налаживать общение с детьми на детской площадке. (Это до того как вы стали посещать д/с. Во время адаптационного периода важно создать дома спокойную обстановку: временно не ходить в гости, пораньше укладывать малыша спать. В этот период нежелательно посещение общественных многолюдных мест, чтобы не перегружать ребенка впечатлениями, охранять его нервную систему, не принимайте и дома шумные компании, т.к. в первые дни и недели посещения д/с малыш испытывает эмоциональную перегрузку.)
6. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с ДОУ. Никогда не пугайте ребенка д/с.
7. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, интересуйтесь его успехами и нуждами.
8. Оставляя ребенка в ДОУ, будьте спокойными и уверенными сами, т.к. малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.
9. Не затягивайте расставание долгими объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями. Чётко дайте ребёнку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он всё равно пойдёт в детский сад. Если вы хоть раз поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.
10. Отправляйте ребенка в д/с только здоровым. Помните: д/с только для здоровых детей.
11. Успех адаптации зависит от особенностей семейного воспитания. Препятствуют успешной адаптации малышей отсутствие единства требований к ребенку, единства оценок, суждений; повышенная критичность, необоснованная требовательность родителей; отвержение ребенка и противопоставление его другим детям; безразличие родителей к успехам малыша; отсутствие помощи и поддержки со стороны взрослых; преобладание в воспитании женского влияния на мальчиков и мужского – на девочек; чрезмерное «заласкивание» малыша, воспитание по принципу «кумир семьи».
12. Адаптация может занять время от 1-2 до 4-6 месяцев.
Приложение №11
Список детей по эпикризисным срокам на 201__ -201__ учебный год.
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Дата рождения | Возраст поступления | IX | X | XI | XII | I | II | III | IY | Y | YI | YII | YIII |
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
6. | |||||||||||||||
7. | |||||||||||||||
8. | |||||||||||||||
9. | |||||||||||||||
10. | |||||||||||||||
11. | |||||||||||||||
12. | |||||||||||||||
13. | |||||||||||||||
14. | |||||||||||||||
15. | |||||||||||||||
16. | |||||||||||||||
17. | |||||||||||||||
18. | |||||||||||||||
19. | |||||||||||||||
20. |
Воспитатель:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...
Игровая деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
В статье представлена общая характеристика адаптационного периода в раннем дошкольном возрасте, дано понятие адаптации и игры. Определены основные задачи игры в период адаптации детей раннего дошкольн...
Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание...
Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.( презентация)
Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.( презентация)...