Рекомендации по составлению психолого-педагогического представления на ребенка дошкольного возраста для обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Психолого-педагогическое представление - этот документ, который заполняется педагогом дошкольного учреждения, некоторые пункты представления могут, при наличии специалиста, заполняться учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Документ скрепляется подписью руководителя учреждения и печатью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_sostavleniyu_psihologo.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по составлению психолого-педагогического представления на ребенка дошкольного возраста для обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
При психолого-педагогическом обследовании на ПМПК изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности, индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.
При решении вопросов, связанных с необходимостью определения программы воспитания и обучения дошкольников, перевода их в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо комплексное обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая документация, с которой поступает ребенок на диагностическое обследование.
Для специалистов, проводящих психолого-педагогическое обследование (психолога, логопеда, дефектолога), для врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является психолого- педагогическое представление на ребенка.
В целях осуществления взаимодействия психолого-медико-педагогической комиссии и дошкольных учреждений города разработаны рекомендации по составлению психолого-педагогических представлений на ребенка дошкольного возраста.
С этой целью были изучены: положение о психолого-медико-педагогической комиссии, руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.
Психолого-педагогическое представление - этот документ, который заполняется педагогом дошкольного учреждения, некоторые пункты представления могут, при наличии специалиста, заполняться учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Документ скрепляется подписью руководителя учреждения и печатью.
Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста
1 Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.
2. Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.
3. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.
4.Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем или специалистом и других методов - бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т.д.), эксперимента, социометрического и ауто социометрического метода и т.д.
5.Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.
Характеристика отражает условия его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.
Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.
При составлении характеристики следует использовать материалы, от носящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).
В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.
Психолого-педагогическое представление на ребенка - это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода, она не должна быть поверхностной и написанной наспех. Факты излагать последовательно и систематично. Избегать сложных оборотов речи, неумных и неправильных терминов.
Примерная программа составления психолого-педагогического представления на дошкольника.
В разделе «Общие сведения о ребенке» следует указать, откуда поступил (из семьи, из другого МБДОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам.
Оценка адаптации ребенка в группе: хорошая; удовлетворительная; недостаточная; плохая; иное.
В разделе «Характеристика семьи» необходимо предоставить сведения о родителях. Заполнить подразделы:
Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
Тип семьи: а) благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания);б) неблагополучная (педагогически некомпетентная: отсутствует единство требований родителей, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении в детском саду); в) нравственно неблагополучная семья (родители ведут аморальный образ жизни, пьянство, тунеядство, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются); г) конфликтная семья (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы).
Кто занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, другие
Характер взаимоотношений родителей с ребенком: а) семейный диктат (систематическое подавление инициативы и собственного достоинства ребенка); б) чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий); в) попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка) г) сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).
3. В разделе «Особенности внешнего вида ребенка» кратко отметить: осанку, походку, жесты, мимику, наличие слюнотечения и т.д.
4. В разделе «Соматическое здоровье» указать группу здоровья; как часто болеет и какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ли ребенок энурезом и (или) энкопрезом и т.д.
5. В разделе «Особенности моторной сферы» описывать по данным «Представления»
Общая моторика: норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Ручная моторика: норма (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).
Ведущая рука: левша, амбидекстер, правша.
6. В разделе «Характеристика познавательной сферы ребенка» дать характеристику психическим процессам:
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий; какое внимание преобладает- произвольное, непроизвольное, другое.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, быстро запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; (не) осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? летает, а кто бегает? и т.д.; (не) подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала (к 6 годам - посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, транспорт, цветы, деревья, грибы, птицы, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды, насекомые, инструменты; (не) умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима) (не) понимает содержание сюжетных рядов и картин, (не) выделяет главное в воспринимаемой информации (не) выполняет
счетные операции; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам) (не) понимает смысл предлагаемых заданий.
7. В разделе «Состояние знаний ребенка по разделам программы» описать знания ребенка об окружающем, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.
Запас общих сведений об окружающем: называет (не) называет своё имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом (затрудняется); признаки времён года называет (затрудняется) не знает; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям, недостаточны.
Сформированность навыков рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.)
Сформированность элементарных математических представлений.
Количество и счёт: ((не)дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счётом в пределах…, (не)знает цифры от 1 до…, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счёт), (не)знает элементы знаковой символики (<, >, +, - ,=), (не)владеет составом числа …, (не)решает примеры в пределах…, (не)решает задачи на наглядном материале.
Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года.
Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
8. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
9. Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи: охарактеризовать особенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения); особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен.
Словарь: указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов.
Грамматический строй речи: сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.
Связная речь: соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные), умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации, действий по картинке, умение составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможность диалога.
10. Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков
11. Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; конфликтен; иное.
12.Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других,агрессивность, лживость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
13.Особенности эмоционально-волевой сферы:
преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность), тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно-расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное), успокаивается сам(а), по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность.
14. В разделе «Дополнительные особенности развития ребенка» можно отметить, к какому виду деятельности замечены склонности, проявление творческих способностей. Причины отставания в развитии. Положительные и отрицательные качества ребенка.
Психолого-педагогическое представление на ребенка дошкольного возраста
Дата заполнения:____________________________________________________________________________
1.Общие сведения о ребенке:
Ф.И.О.ребенка__________________________________________________________________________
Дата рождения_______________
Домашний адрес________________________________________________________________________
Срок пребывания в данном учреждении____________________________________________________________________________
Откуда поступил________________________________________________________________________
Оценка адаптации ребенка группе:________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________2.Характеристика семьи:
Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Состав семьи:_________________________________________________________________________________
Тип семьи______________________________________________________________________________
Кто занимается воспитанием ребенка________________________________________________________________________________
Характер взаимоотношений с ребенком_______________________________________________________________________________
3.Особенности внешнего вида ребенка:_______________________________________________________________________________
4.Соматическое здоровье _______________________________________________________________________________________
5.Особенности моторной сферы:
Общая моторика:______________________________________________________________________________
Ручная моторика:______________________________________________________________________________
Ведущая рука:_________________________________________________________________________________
6. Характеристика познавательной сферы ребенка:
Характеристика внимания: _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Характеристика памяти_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________ Характеристика мышления:_____________________________________________________________________________
7. Состояние знаний ребенка по разделам программы (знания об окружающем, математические навыки, рисование, трудовое обучение, какие затруднения испытывает в обучении)______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
8. Отношение к занятиям:______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
принимает ли помощь и какую:_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности:___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
темп деятельности___________________________________________________________________________
9. Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи:__________________________________________________________________________________
Словарь:_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________ Грамматический строй речи:__________________________________________________________________________________
Связная речь: _______________________________________________________________________________________
10. Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания______________________________________________________________________
Игровая деятельность: _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Конструктивная деятельность: ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
11. Основные трудности, отмечаемые в общении: _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
12. Личностные особенности:
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
13. Особенности эмоционально-волевой сферы:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
14. Дополнительные особенности развития ребенка:_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Дата: ___________________________
Педагог: ___________________________ ____________________________________
Заведующий ___________________________ ____________________________________
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка среднего дошкольного возраста...
Памятка по составлению логопедического представления на ребенка дошкольного возраста
Образцы фраз для написания логопедического представления....
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста
Как грамотно составить характеристику на дошкольника...
Представление на ребенка дошкольного возраста по результатам обследования педагогом-психологом на ПМПК
Данное представление составлено по методическим рекомендациям по обследованию детей раннего, дошкольного и школьного возраста в ПМПК для педагогов-психологов.Психологическое обс...
Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет
Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет...
Рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного возраста
Характеристика на ребенка детского сада – это документ, в котором указывается подробная информация о дошкольнике. Педагоги, составляющие ее, должны очень внимательно заполнять каждый пункт. Роди...