Статья, опубликованная в собрнике по итогам педагогической конференции "Содружество"
методическая разработка по теме
Статья содержит основные тезисы по приобщению дошкольников к классиечскому искусству и формированию их музыкальной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_muzykoy_sintez_iskustv_i_muzykalnaya_kultura_rebenka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Красота спасет мир» - эти слова Ф.М.Достоевского наилучшим образом выражают мои личные убеждения и суть моих профессиональных предпочтений.
Занимаясь музыкой с детьми дошкольного возраста, я с самого начала своей работы старалась знакомить их с лучшими образцами классической музыки, учила ребят сравнивать и анализировать услышанное, выражать в танце, рисунке.
И все же оставалось чувство неудовлетворенности, казалось, что мы недодаем ребенку в чем-то самом главном.
Агрессивная информационная теле- и радио-среда, виртуальное пространство телевизора и компьютера привели к тому, что дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Ведь годы дошкольного детства, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, - самые продуктивные и результативные, а непосредственно предшкольный период - решающий в его жизни. И очень важно именно в этот период создать благоприятный эмоциональный настрой для успешного формирования личности ребенка, определения его жизненной и гражданской позиции, общекультурных и общечеловеческих ценностей.
Это и побудило меня скорректировать свою работу в сторону эмоциональной составляющей и может быть принято как новизна в работе по музыкальному восприятию.
Стараясь быть последовательной, я достигаю поставленных целей и задач с помощью классического искусства во всех его видах, т.е. синтеза искусств. Музыкальная классика, живописные полотна, художественное слово, рассматриваемые в единстве, максимально активизируют эмоционально – чувственную сферу ребенка. Сопереживая и радуясь, ребенок начинает осознавать и понимать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к формированию позитивного мировосприятия с положительной социальной динамикой.
Стабильно позитивный эмоциональный настрой, создаваемый при помощи классического искусства, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию. Положительные эмоции, связанные с музыкой, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника. В этом актуальность моей работы.
Наиболее оптимальной для воплощения своих целей и задач я считаю программу «Синтез», разработанную авторами К.В. Тарасовой, М.Л. Петровой, Т.Г. Рубан, Т.М. Шумовой, О.Л. Кабачек, и которую я вариативно использую в своей практике.
Наблюдая за детьми на наших музыкальных встречах, я замечаю, как искренне и разносторонне они отзываются на музыку, впечатление от которой усиливается живописным и литературным компонентами. Но для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.
Главная цель работы по развитию музыкально - эмоциональной сферы дошкольника – посредством синтеза искусств сформировать у ребенка позитивное мировосприятие и эмоциональное мироощущение, так как, слушая и оценивая музыку и произведения других видов искусства, дети получают уникальную возможность как бы «тренировать» свое поведение, создавать «модель» отношений.
Определив цели и задачи, я наметила основные направления своей работы и пути их реализации:
Основные направления работы | Пути реализации | Определяюшие факторы, организационные формы |
Накопление музыкального опыта дошкольника. | Разработка “Системы репертуара по видам искусств». Максимальное «погружение» в искусство. | Высокохудожественность, доступность. Занятия по искусству, музыкальные встречи, видеопутешествия; создание аудио- и видеоархива для домашнего прослушивания. |
Развитие музыкального восприятия посредством синтеза искусств. | Продуктивная музыкальная деятельность ребенка. Формирование представлений об общности искусств. | Эмоциональное выражение в пении, танцевально-творческом движении, игре в оркестре. Сравнение средств выразительности в искусстве («музыкальное» рисование, «поэтическая» музыка). |
Формирование музыкально -эмоциональной сферы. | Творческое самовыражение. Формирование оценочного восприятия с фиксацией эмоциональных ощущений. | Интонационная, мимическая, пантомимическая вариативность. Игры, упражнения, музыкально-психологические тренинги; творческие ассоциации художественных образов с окружающей действительностью. |
Общность музыки и других видов искусства в своей работе я соотношу очень осторожно в наиболее доступных для детского понимания формах. Анализируя произведения музыки и живописи, я обращаю внимание детей на особенности мелодии, ритма, тембра, композиции. Дети 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. Детям старшего дошкольного возраста уже доступны более сложные видовые связи: они способны передать в рисунке узор музыки, ее мелодическое развитие. Мы с удовольствием сочиняем «цветную музыку», в процессе которой формируются музыкальные цветоощущения.
Для фиксации внешних проявлений различных эмоциональных состояний я использую комплекс упражнений «Музыкальное настроение». Он включает мимические (выразительные движения мышц лица), пантомимические (выразительные движения всего тела), вокально – образные (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса) упражнения.
Перейти к более сложным ситуативным эмоциям мне помогает комплекс игровых упражнений «Пчелки». По опыту скажу, что эти упражнения очень эффективны как эмоциональный тренинг, так как формируют оценочное восприятие к собственным эмоциям и эмоциональным проявлениям партнера по игре.
Разумеется, такая работа невозможна без помощи специалиста по живописи и литературе, так как в этой части процесса реализуется наиболее сложный уровень синтеза, выделяющий не только интонационные, композиционные закономерности, но и внутренние связи между произведениями. К счастью, у меня есть единомышленники, творческий союз с которыми делает осуществление наших целей реальностью.
Результаты двухлетней работы придают нам уверенность в правильно выбранном направлении. Дети, занимающиеся в группе искусства, значительно повысили свой продуктивный творческий уровень (до 84,7%), средний уровень позитива составляет 81,6% , у 78% детей появились предпосылки к определению и контролю своих поведенческих реакций. Это подтверждают в частых беседах и родители наших воспитанников. По их мнению, характер их детей стал более мягким, поведение – взвешенным и осознанным, а чувства – открытыми и искренними.
Эмоциональный опыт, несомненно, отражается и на выступлениях детей в праздниках и развлечениях. Стали традиционными «День рождения короля Вальса», «Осенние мелодии», «Происшествия в музыкальном королевстве». А совсем недавно у нас состоялась премьера спектакля «Спящая красавица» по мотивам балета П.Чайковского. И то вдохновение, с каким ребята участвовали в этой постановке, осознанное воплощение характеров музыкальных образов стало несомненным подтверждением нашей успешной работы.
Я абсолютно убеждена в том, что эмоциональный опыт, полученный нашими воспитанниками в общении с классическим искусством самым положительным образом скажется на становлении их характеров, а те зернышки прекрасного, которые наши ребята получают на музыкальных встречах с искусством, дадут в дальнейшем свои благородные всходы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья опубликованная в Международной научно- практической конференции
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВА ПОЗНАНИЯ МИРА...
УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ «ЛОГОПЕД» В 2014 ГОДУ.
УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ ОПУБЛИКОВАННЫХВ ЖУРНАЛЕ «ЛОГОПЕД» В 2014 ГОДУ....
Статья опубликованная в сборнике материалов XII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных райнов Красноярского края "Инновационный опыт-основа системных изменений"
Статья "Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников"...
Статья, опубликованная в газете "Россошанский курьер"
Статья, опубликованная в газете "Россошанский курьер". Статья посвящена "Зимним Олимпийским играм", прошедшим в МКДОУ ЦРР детском саду №21 г. Россошь, организатором которых я...
Статья, опубликованная в газете "Россошанский курьер"
Статья, опубликованная в газете "Россошанский курьер". В ней отражен детский праздник, посвященный зимним Олимпийским играм, с участием старших и подготовительных групп. Помимо спортивных со...
Словообразовательные игры на логопедических занятиях. Статья опубликованная в журнале "Логопед"№2/2012
В статье представлен перспективный план использования словообразовательных игр в средней логопедической группе на учебный год....
Развитие фонематического восприятия. Занятие по совершенствованию связной речи в подготовительной к школе группе.Статья опубликованная в журнале "Логопед"№1/2014
Конспект занятия по совершенствованию связной речи в подготовительной к школе группе....