Словообразовательные игры на логопедических занятиях. Статья опубликованная в журнале "Логопед"№2/2012
статья по логопедии
В статье представлен перспективный план использования словообразовательных игр в средней логопедической группе на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Словообразовательные игры на логопедических занятиях.
Современное формирование грамматического языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого развития.
Управление грамматическим развитием должно осуществляться, прежде всего, через организацию специальной совместной с взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и другими детьми.
Работа по формированию грамматического строя речи проводится в двух направлениях: по словообразованию и словоизменению.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка, т.к. словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
Дидактические игры с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.
Для эффективности игр необходимо соблюдать следующие условия:
1. систематическое проведение
2. размещение упражнений в порядке нарастающей сложности
3 .подчиненность заданий выбранной теме
4.вариативность упражнений.
Игры по формированию словообразования одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми.
Чтобы игры способствовали в продвижении коррекции словообразовательных операций необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку, которая обеспечивается путем подбора разнообразного речевого материала.
Дидактические игры проводятся на фронтальных и индивидуальных занятиях логопеда. Сначала предлагаем детям игры с более легким грамматическим содержанием, которое постепенно возрастает. Каждую игру подчиняем лексической теме.
По формированию словообразования мы выделяем три этапа логопедической работы и соответственно подбираем специальные игры.
При работе над существительными на первом этапе закрепляются наиболее продуктивные словообразовательные модели, т.е. образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами – к - ик- чик в игре «Назови ласково», дом – домик, стул – стульчик.
На втором этапе происходит словообразование менее продуктивных форм, т.е. существительных с суффиксами – ниц -. В игре «Что для чего» : сахарница для сахара. С суффиксами - ата -ята- в игре «Кто у кого» : у козы козлята.
На третьем этапе словообразование непродуктивных моделей: образование названий профессий в игре «Назови профессию»
В словообразование прилагательных так же прослеживается три этапа работы. На первом – происходит словообразование притяжательных прилагательных с суффиксами – ин – ов, в игре «Чьи вещи» - мамин шарф. «Чьи хвосты» : мышиный. С суффиксами Й чередованием звуков в корне слова и без: «Чьи детки»: теленок коровий детеныш.
«Про что можно сказать « - волчий, заячьи.
На втором этапе – образование качественных прилагательных с суффиксом – н -: мроз – морозный жир – жирный, смех – смешной. С суффиксами – ив – инв.- чин – оват – еват - :лень – ленивый, трус – трусливый, обида – обидчивый.
На третьем этапе – образование относительных прилагательных:
- с суффиксами - ов – ев с чередованием и без чередования звуков в корне слова в игре «Из чего сделано» шелк – шелковый, резина – резиновый.
- с суффиксами – н- «Магазин соков»: клубничный, земляничный.
- с суффиксами - Ян - ск – енч - «Ателье» кожа – кожаный, шерсть – шерстяной.
Мною был разработан перспективный план проведения дидактических игр и упражнений в соответствии с лексическими темами, которые изучаются в средней логопедической группе.
Игры и упражнения по формированию словообразовательных операций предлагаются для проведения воспитателям группы, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.
Так же эти игры рекомендуются родителям для занятий дома с детьми. Речевой материал расположен в речевом уголке.
Перспективный план работы по словообразованию в средней логопедической группе
1этап – сентябрь, октябрь
Цель: закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( -к-, -ик-, -чик- , ичк-, -очк-, -ечк-).
- Образование притяжательных прилагательных с суффиксами - ин-_.
Месяц | Лексическая тема | Словарный материал | Приемы работы |
сентябрь | овощи | Огурец – огурчик, помидор-помидорчик укроп-укропчик перец-перчик морковь-морковка | «Назови ласково» |
фрукты | Банан - бананчик, апельсин-апельсинчик, лимон-лимончик, мандарин-мандаринчик, слива-сливка , яблоко-яблочко | «Назови ласково» | |
октябрь | деревья | Береза-березка, осина-осинка, липа-липка, куст-кустик | «Назови ласково» |
ягоды | Малина-малинка, ягода-ягодка, земляника-земляничка, клубника, клубничка | ||
инструменты | Гвоздь – гвоздик, нож-ножик, карандаш-карандашик, топор – топорчик, молоток-молоточек, пила-пилочка. Мамин ножик, папин топор, дедушкин карандаш бабушкины спицы. | «Назови ласково» «Чьи инструменты» |
2 этап-ноябрь, декабрь, январь
Цель: работа над словообразованием менее продуктивных моделей
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-,-инк-, -ин-, -ниц-, -енок-, -онок-)
- Образование притяжательных прилагательных (с суффиксами-и-)
- Образование относительных прилагательных ( с суффиксами –н-, -ан-
-ян- -енн-)
- Образование качественных прилагательных (с суффиксами-н- , -ив-, -чив-,- лив-)
Месяц | Лексическая тема | Словарный материал | Приемы работы |
ноябрь | игрушки | Машина-машинка, кукла-куколка, мяч-мячик, пирамида-пирамидка, ведро-ведрышко, савок - савочек. Железный, прочный, стеклянный, бумажный, деревянный | «Назови ласково» «Какая игрушка» |
Дикие животные | Лиса-лисичка, заяц-зайчик, белка-белочка, еж-ежик. У белки - бельчонок, у зайца зайчонок, у лисы -лисенок, у медведя -медвежонок, у волка -волчонок, у ежа -ежонок. Трусливый, ежовый | «Назови ласково» «У кого кто?» «Какой зверь?» | |
мебель | Стульчик, шкафчик, диванчик, столик, полочка, деревянный, стеклянный, железный. | «Назови ласково» «Какой стол?» | |
одежда | Юбочка, шарфик, шубка, шапочка, брючки, кофточка, носочки, маечка, футболочка, Шерстяной, красивый, | «Назови ласково» «Какой шарф?» | |
декабрь | Домашние животные | Лошадка, коровка, собачка, кошечка, козочка, овечка, Козленок, теленок, поросенок, ягненок, щенок, котенок Ленивый | «Назови ласково» «У кого кто?» |
посуда | Тарелочка, ложечка, мисочка, чашечка, кружечка, вилочка, Сахарница, конфетница, хлебница | «Назови ласково» «Что для чего?» | |
обувь | Сапожки, туфельки, валеночки, тапочки, ботиночки | «Назови ласково» | |
транспорт | Машинка, трамвайчик, троллейбусик, самолетик, грузовичок, пароходик, паровозик | «Назови ласково» | |
январь | зима | Снежок, ледок, узорчик, саночки, снежиночка Снежный, зимний, морозный. | «Назови ласково» «Какой день?» |
Домашние птицы | Курочка, уточка, петушок, индюшечка, Цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок | «Назови ласково» «У кого кто?» |
3 этап-февраль, март, апрель, май.
Цель: уточнения значения непродуктивных словообразовательных моделей.
- Образование относительных прилагательных с суффиксами – н -, –ан-,
- Образование качественных прилагательных с суффиксами – оват -, -еньк-
- Образование глаголов с приставками – при-за-в-с-.
месяц | Лексическая тема | Словарный материал | Приемы работы |
февраль | Продукты питания | Хлебушек, молочко, булочка, кефирчик, колбаска, сосисочки, рыбка, Молочный, рыбный, мясной, хлебный | «Назови ласково» «Магазин» |
Комнатные растения | Кактусик, фикусик | «Назови ласково» | |
март | Весна | Сосулечка, проталинка, цветочек, почечка, листочек, солнышко, лучик, травка, Беленький, голубенький | «Назови ласково» «Какой цветок?» |
Животные холодных стран | Медвежонок, моржонок, олененок, Прибежал, забежал | «У кого кто» «Назови по картинкам» | |
апрель | животные жарких стран | Слоненок, тигренок, львенок, жирафенок | «У кого кто?» |
насекомые | Паучок, мушка, пчелка, Трудолюбивая Прилетела, залетела | «Назови ласково» «Назови по картинкам» | |
Садовые цветы | Пиончик, тюльпанчик, розочка, нарцисик, ромашечка | «Назови ласково» | |
май | Умывальные принадлежности | Щеточка, расчесочка, мыльце, зеркальце, мочалочка Чистенький, душистенький | «Назови ласково» «Какой ты» |
Лето | Цветочек, листочек, облачко ,травка, ручеек, солнышко, | «Назови ласково» |
Список использованной литературы
1.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.:СОЮЗ, 1999.
2.Баранова Е.Б. Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня в системе работы над родственными словами (в рамках комплексного подхода)//Логопед в детском саду.2004.№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/13/picture-666737-1442156298.jpg)
Дидактические игры для логопедических занятий "Выбери букву С или Ш" и "Выбери букву Л или Р".
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Обучающая и игровая цели взаимодействуют друг с другом и обеспечивают усвоение программного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338398-1383972174.jpg)
"Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях"
Методическая разработка на тему: "Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях"...
Игры на логопедических занятиях по автоматизации звука - Р -
Изготовление и использование игр на логопедических занятиях....
Дидактические игры на логопедических занятиях.
Ведущей деятельностью дошкольников является игра.Это необходимо учитывать при проведении логопедических занятий. Представленные здесь игры помогут разнообразить учебный материал, сделать коррекционную...