Статья опубликованная в сборнике материалов XII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных райнов Красноярского края "Инновационный опыт-основа системных изменений"
статья на тему
Статья "Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkis_i.v._tehnologiya_modelirovaniya_statya_dlya_sbornika.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников.
Русскис Ирина Владимировна,
воспитатель МБДОУ №52
Е-mail: schebalina@mail.ru
Тел.89833602624
Многими исследователями подтверждена чрезвычайная важность умственного воспитания ребенка (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков, Л.Ф.Обухова, Н.И.Непомнящая, А.В.Запорожец, А.Н.Аверьянов и другие). Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков, подчеркивает, что важно давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания.
В дошкольной педагогике одним из инструментов познания является модель. В основе использования моделей лежит принцип замещения - реальный предмет или явление могут быть замещены в деятельности детей другим предметом, знаком, изображением, или же моделью, которая в наглядной и доступной для мышления ребенка форме, воспроизводит скрытые свойства и связи того или иного объекта.
По мнению Л.А.Венгера, определение модели содержит в себе четыре признака:
- модель – мысленно представленная или материально реализуемая система;
- модель отражает объект исследования;
- модель способна замещать объект;
- изучение модели дает новую информацию об объекте.
Одной из ведущих технологий реализации Основной общеобразовательной программы нашего детского сада является технология моделирования. Передо мной, как воспитателем стоит задача: ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени развивают их умственные способности. Эта задача решается за счет активного использования моделей во всех образовательных областях. Для детей дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержания. Ведь ни для кого, ни секрет, что наглядный материал усваивается лучше вербального.
Уже с младшего возраста начинается подготовка к освоению наглядного моделирования. Например: при формировании сенсорных эталонов использую прием соотнесения предмета с эталоном (домик с дверями узкими и широкими). Этот же прием очень эффективен при организации конструктивной деятельности. Он позволяет воспринимать не только форму и величину, но и пространственные отношения (забор, лестница, горка). В старшем возрасте используем графические модели построек (контурные, расчлененные), а также графическое изображение их в трех проекциях (изображение в трех проекциях). Различные формы работы с графическими моделями позволяют формировать у дошкольников способность конструировать объекты в уме, развивают конструктивный замысел.
В процессе знакомства с окружающим миром решаю задачи развития способности к замещению:
- схематическое изображение тела человека, его пола;
- диких и домашних животных, их мест обитания;
- модели, отображающие взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в различных природных зонах;
- природных явлений (календарь природы).
Развитие представлений о количественных отношениях, о числе, о числовом порядке, временных представлениях, обучению решению арифметических задач происходит с использованием наглядных моделей (числовая ось, круги Эйлера, состав числа, «часть-целое»).
Для освоения детьми родо-видовых отношений эффективно применяю модели в виде «древа» и кругов Эйлера. Они позволяют ребенку находить существенные признаки объектов и их классифицировать.
Использование модели «кукольная комната» в младшем дошкольном возрасте позволяет ребенку не только ориентироваться в пространстве, но и самостоятельно действовать по плану-схеме, карте улицы, города, края и т.д. (игра «Найди клад»).
Для развития способности ориентироваться в звуковой действительности организую деятельность с условно-символическими моделями звуков, слов, предложений.
Развитию связной речи способствует использование мнемотаблиц:
- для составления описательных рассказов, пересказов;
- для разучивания стихов;
- для составления пространственно – временных моделей сказок.
Результатом применения технологии наглядного моделирования стало формирование познавательных способностей и умений у моих воспитанников:
- Перенос усвоенного на новый материал – 22 чел./85%
- Установление причинных связей – 23 чел./88%
- Умение работать с информацией - 26чел/100%
- Умение рассуждать - 22 чел./85%
- Умение задавать вопросы – 24 чел./92%
- Расширение словарного запаса – 26чел/100%
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделей и сам процесс моделирования играет важную роль в развитии детей. Использование моделей в образовательном процессе, способствует обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, уточнению их конкретных представлений об окружающем мире, развитию познавательных способностей дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций
Сценарий предназначен для модераторов конференций с участием музыкальных руководителей ДОО....
Представление опыта на 12 педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г.Канска и группы восточных районов Красноярского края
Для определения образовательных потребностей ребенка, его потенциальных возможностей, эмоционально-волевых качеств, дошкольному учреждению необходимо разработать модель психолого- педагогического мони...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания: от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...
Публикация в сборнике.II территориальная педагогическая конференция работников ДОО. Качество образовательной среды ДОО: современные тенденции и успешные практики.
Роль театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста....
XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений» ЛОГОСКАЗКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ
Материал выступления XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инноваци...
Публикация статьи в сборнике материалов Всероссийской педагогической конференции
Всероссийская педагогическая конференция "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в современной образовательной среде " - 2024. Статья в сборнике "Образовательная интегрированная де...