Программа «Волшебная палитра»
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа художественно - творческого развития детей
старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v.p..doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка».
Программа
«Волшебная палитра»
(программа рецензирована)
Срок обучения: 2 года
Возраст воспитанников: 5 – 7 лет
Составитель: Хорольская
Светлана Владимировна
педагог дополнительного
образования
г. Моршанск
2009 год
Краткая информационная справка
Сведения об авторе: Хорольская Светлана Владимировна – педагог дополнительного образования, стаж педагогической работы - 14 лет
Информация о программе - Программа «Волшебная палитра» реализуется с 01.09.09
Тип программы – дополнительная образовательная программа художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста
Направление деятельности – развивающая
Уровень освоения – долгосрочный
Возрастной диапазон – 5 - 7 лет
Пояснительная записка.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись.
Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Неотъемлемой частью развития личности ребенка является художественная деятельность. Художественная деятельность- ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Без воспитания эстетически грамотных людей, приобщения с детских лет к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без формирования творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. В своем эстетическом развитии ребенок дошкольного возраста проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного творчества в эстетической деятельности.
В основе развития художественно- творческих способностей детей 5-7 лет лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, на основе которых ребенок впоследствии сможет самостоятельно изображать различные предметы и явления. Развитие и обогащение этого опыта формирует представления об уже знакомых предметах.
Создание изображений в рисовании, аппликации, лепке основываются на одних и тех же психологических процессах (мышлении, воображении, внимании, памяти, образных представлениях, восприятии). По этому во всех видах изобразительной деятельности важна взаимосвязь.
Дополнительная образовательная программа художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра» направлена на практическое воплощение новых идей и подходов в художественной деятельности и носит развивающий и обучающий характер, ориентированна на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие
Реализация данной программы предполагает создание целостной системы художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста. Программа «Волшебная палитра» создана с учетом социально-экономических, климатических, культурных особенностей нашего региона и является подпрограммой комплексно-целевой программы «Росток».
Реализация дополнительной образовательной программы «Волшебная палитра» предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественно-творческому развитию детей старших и подготовительных к школе групп на общепедагогических и специфических принципах Соблюдение данных принципов при реализации программы обеспечивает сохранение и поддержку здоровья детей, их эмоциональное благополучие, личностное и интеллектуальное развитие. Интегрированность, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса в нашем образовательном учреждении.
Общепедагогические и специфические принципы построения и реализации программы «Волшебная палитра»:
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип культуросообразности: с учетом культуры и традиций;
данного региона;
- принцип сезонности: содержание программы с учетом сезонных и
климатических особенностей;
- принцип цикличности: построение программы с постепенным
усложнением;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;
- принцип интеграции: видов искусства и художественной деятельности;
Цель программы: «Волшебная палитра»
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи программы
Образовательные:
- ознакомление с жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, книжной графикой, видами декоративно-прикладного искусства;
- формирование умения изображать предметы и явления окружающего мира различными средствами изображения;
- ознакомление с цветовой гаммой, смешивание красок, знание холодных и теплых оттенков;
- овладение приемами работы акварельными, гуашевыми красками, и другими средствами изобразительной деятельности;
Развивающие:
- развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах творческой деятельности
- развитие аналитико-синтетических способностей детей через использование приема сравнения при обследовании предметов и рассматривании картин;
- формирование стремления к самовыражению;
Воспитательные:
- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
- воспитание духовно богатой личности;
Для эффективного художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в программе соблюдаются следующие педагогические условия:
- Формирование эстетического отношения и художественных способностей детей в творческой деятельности.
- Создание развивающей среды для занятий по изо-деятельности.
- Ознакомление детей с основами изобразительного творчества в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Основой содержания программы является обогащение и систематизация знаний об особенностях изобразительного искусства и его выразительных средствах, овладение детьми изобразительно-выразительными умениями, техникой исполнения, формирование представлений о средствах достижения выразительности. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Программа структурирована. Она охватывает две возрастные группы, и на каждом возрастном этапе поставленные задачи усложняются, что требует от детей владения способами обследования предметов и явлений, специфических для изобразительной деятельности, а также контрольно корректировочных действий. Программа рассчитана на 2 года обучения и имеет 5 разделов. Названия разделов дублируются на втором году обучения, имея более широкое и углубленное содержание.
Методика занятий по изобразительной деятельности направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие образного мышления, воображения, а также овладения детьми произвольностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств выполнения, способов решения). Занятия подразделяются на теоретические и практические. Теоретические занятия носят ознакомительный и познавательный характер: знакомство с видами и жанрами искусства, с видами декоративно-прикладного творчества, книжной графикой, художниками. В практических занятиях дети на основе полученных знаний, создают художественные образы, реализуя свои творческие возможности. В данной программе используются принципы интеграции искусств: взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусств и художественно-творческой деятельности. Суть данной формы – наслоение пластов различных видов искусств (живописи, поэзии, музыки), содержание которых пронизано одной целью – создании в сознании ребенка целостного художественного образа.
Возраст детей:
1 год обучения – 5-6 лет
2 год обучения – 6-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Количество воспитанников в группах:
- год обучения – 14 детей
- год обучения – 14 детей
Режим занятий: 1 занятие в неделю
Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап: с 01.02.2009 г. по 01.04.2009 г.
- анализ художественно творческого развития старших дошкольников в
МДОУ;
- диагностика умений и навыков;
- обработка результатов;
- разработка программы.
2. Практический этап: с 01.09.2009 г. по 31.05.2010 г.
- реализация программы;
- отслеживание результатов;
- коррекция программы;
- отработка технологий и методов работы.
3. Обобщающий этап: с 01.06.2010 г. по 30.06.2010 г.
- анализ и обобщение результатов;
- соотнесение результатов с поставленными целями;
- оформление и описание результатов;
- выработка методических рекомендаций;
- описание опыта работы по реализации программы;
- формирование модели системы работы ДОУ по художественно-
творческому развитию дошкольников, родителей, педагогов.
Основное направление обучения:
Воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов искусств и художественной деятельности, направленных на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Ожидаемые результаты:
- оптимизация художественного воспитания в ДОУ;
- улучшение качественных характеристик образов, создаваемых детьми;
- повышение креативности, самостоятельности и ответственности
- каждого ребенка;
- качественная подготовка дошкольников к обучению в школе;
Должны знать | Должны уметь |
Жанры живописи (натюрморт, пейзаж) Художников – пейзажистов; художников – иллюстраторов Виды пейзажа (осенний, зимний, весенний, летний, городской, деревенский, морской, горный) Виды росписи декоративно- прикладного искусства (хохломская, городецкая, гжельская, дымковская, жостовская) Виды книжной графики Холодную и теплую цветовые гаммы | Выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов Создавать изображения по заданию педагога Создавать изображения по представлению и собственному замыслу Создавать рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства. Изображать отдельные предметы и сюжеты. Пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами. Смешивать краски, создавать оттенки. Использовать для создания изображения различные приемы |
Тематический план 1 года обучения
раздел | тема | Количество занятий | ||
все | теорит. | практ. | ||
«Натюрморт» | 1. «Натюрморт» 2. « Овощи на блюде » 3. « Осенние листья » 4. « Герань» 5. «Весенний букет в вазе» | 5 | 1 | 4 |
«Пейзаж»
| 1. « Пейзаж, и его жанры» 2. « Краски осеннего леса» 3. « Зима украсила природу» 4. « Серебряное дерево» 5. « Зимняя ночь» 6. « Весна! Природы пробужденье!» 7. « Весна пришла!» 8. « Зацветает старый сад» 9. « Встала радуга над лугом!» | 9 | 2 | 7 |
«Книжная графика» | 1. « Художники- иллюстраторы» 2. « Хитрая лиса, и лисонька-краса» 3. « Поросята строят дом!» 4. « Любимый сказочный герой» 5. « Избушка лубяная и ледяная» 6. « Сказочное солнышко» | 6 | 2 | 4 |
«Декоративно- Прикладное искусство» | 1. « Знакомство с городецской росписью» 2. « Городецкая роспись» 3. « Знакомство с хохломской росписью» 4. « Хохломская роспись» 5. « Знакомство с гжельской росписью» 6. « Роспись гжельской посуды» 7. « Знакомство с жостовской росписью» 8. « Роспись жостовских подносов» 9. « Узоры декоративно-прикладного искусства» | 9 | 1 | 8 |
«Цвет и фантазия» | 1. « Цвета осени» 2. « Водное царство» 3. « Зимние цветочные фантазии» 4. « Снежный танец» 5. « Солнечные пятна» 6. « Нежное небо весны» 7. « Краски лета» | 7 | 0 | 7 |
Тематический план 2 года обучения
раздел | тема | Количество занятий | ||
все | теорит. | практ. | ||
«Натюрморт» | 1. «Натюрморт» 2. «Ветка рябины в вазе» 3. «Осенний натюрморт» 4. «Построение композиций» 5. «Фрукты в вазе» 6. «Букет полевых цветов» 7. «Ветки в вазе» | 7 | 2 | 6 |
«Пейзаж» | 1. «Осенний пейзаж» 2. «Березка в желтом сарафане» 3. «Поздняя осень» 4. «Морской пейзаж» 5. « Море» 6. «Спящий лес» 7. «Горный пейзаж» 8. «Горы» 9. «Весна наступила» 10. «Люблю грозу в начале мая» | 10 | 3 | 7 |
«Книжная графика» | 1. « Знакомство с искусством» 2. «Гуси-лебеди» 3. «Творчество Васнецова» 4. « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 5. «Золотой петушок» 6. «В тридевятом царстве» 7. « Сказка в гости к нам пришла» | 7 | 2 | 5 |
«Декоративно- Прикладное искусство» | 1. «Знакомство с народной игрушкой» 2. «Расписные барышни» 3. «Нарядный индюк » 4. «Гжельские узоры» 5. «Городецкие птицы» 6. «Хохломские уточки» | 6 | 1 | 5 |
«Цвет и фантазия»
| 1. «Озеро зеркальное» 2. «Восход солнца» 3. «Водное царство» 4. «Зимние узоры» 5. «Весеннее солнце» 6. «Путешествие в город мастеров-дизайнеров» | 6 | 0 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Дополнительная образовательная коррекционно – развивающая программа «Волшебный мир общения» Срок реализации: октябрь- апрель. Возрастная категория: 6-11 лет Составитель программы: Педагог – психолог Хука Валентина Николаевна
В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников и школьников. С одной стороны необычайная скованность, недоразвитие речи, с другой сильная агре...
Образовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)
Образовательная общеразвивающая программа«Волшебные лоскутки»(часть программы, формируемая участниками образовательных отношен...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное тесто» Срок реализации: 8 месяцев Возраст обучающихся: 5-6 лет
Представленный материал - программа кружка "Волшебная глина" для детей 5-6 лет (второй год обучения) , в которой подробно разработаны темы занятий, задачи каждого занятия и необходимый матер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...