«Система социально-личностного развития дошкольника»
методическая разработка по теме
Практико-ориентированный проект
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannyy_proekt.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект
«Система социально-личностного развития дошкольника»
ПЛАН:
Введение.
1. Вариативность использования интегрированного
Метода обучения.
2. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
2.1. Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений.
3. Этапы работы методической службы в рамках проектного метода.
3.1. Советы воспитателю по работе над проектом.
4. Примерная схема осуществления проекта «семья».
ВВЕДЕНИЕ
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо изве стно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познава тельная активность детей в этом возрасте очень высокая: каж дый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллю стративным методом обучения, воспитатели и педагоги допол нительного образования используют методы проблемного обуче ния: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирова ние проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иссле довательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, голо воломок и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окру жающим, развитию речи или конструированию.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осу ществляется взаимосвязь одного из разделов программы с дру гими в сочетании разнообразных видов деятельности. Напри мер, на занятиях по теме «Унылая пора, очей очарованье...» дети закрепляют знания о явлениях живой и неживой приро ды, слушают произведения П.И. Чайковского, исполняют танце вальные движения, рисуют. Форма проведения подобных заня тий может быть любой: от КВН, путешествий до занятий с эле ментами драматизации.
Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаи мопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе гово ря, их интеграция.
Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие лично сти ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспита тель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художе ственно-эстетического цикла — с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллю страторов.
Вариативность использования интегрированного метода до вольно многообразна.
1. ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО
МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Полная интеграция (один, из приоритетных разделов интег рируется со всеми другими разделами программы).
Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).
Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса.
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Интеграция разнообразных видов искусства внутри художе ственно-эстетического направления.
Примером полной интеграции является интеграция экологи ческого воспитания с художественной литературой, изобрази тельной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием.
Пример частичной интеграции — интеграция художествен ной литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искус ства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.
Особый интерес представляет интеграция по единому проек ту, в основе которого лежит определенная проблема. Проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод дея тельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского
экспериментирования и т.д.; - комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
-частичная интеграция (одно из направлений програм мы интегрируется с другим);
-полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
• метод проектов:
-форма организации образовательного пространства;
-метод развития творческого познавательного мыш ления.
2. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
- На основе изученных проблем детей поставить цель про екта.
- Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план-схему проекта занятий, игр и других
видов детской деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного вы полнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педа гога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению
поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наибо лее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педаго гу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, обо рудование);
- с какими предметами научиться работать для дости жения цели.
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых про ектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети соби рают информацию и реализуют ее, ориентируясь на соци альные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праз дника, детского дизайна, например «Театральная неделя*).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопро ектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошколь ников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспи татель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдель ные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как прави ло, — между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном твор честве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника яв ляется игра, то начиная с младшего возраста используются ро лево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; меж-групповые; «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весе лая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Ска зочная птица»;
- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоро вье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С.Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольных учрежде ниях является развитие свободной творческой личности ре бенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте — это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения про блемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследователь ской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте — это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, нтеллектуальной
инициативы;
- развитие умения определять возможные методы ре шения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, спо собствующие решению поставленной задачи, с исполь зованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терми нологией, ведение конструктивной беседы в процес се совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.
Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | 1, Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяе тся и продукт проекта.) 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
III этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
IV этап | 9. Подготовка к презентации. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребен ку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменив шейся ситуации школьного обучения.
3. ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАМКАХ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
- Составление перспективного плана проектной деятельности на год.
- Составление схемы взаимодействия воспитателей, педаго гов дополнительного образования и специалистов различных служб в процессе работы над проектом.
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
- Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
- Консультирование и обучение педагогов на практических тренингах.
- Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов.
- Контроль за ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками.
- Подведение итогов. Обобщение опыта работы.
3.1. СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
- Глубоко изучить тематику проекта.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, под держивать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы де тей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотвор чества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.
Организация работы с педагогическими кадрами по внедрению проектного метода
Формы работы с педагогическими кадрами | Наименование мероприятий | Ответственные | Срок проведения |
Консультации | «Вариативность использования | Зам. чан. по в/о | Сентябрь |
интегрированного метода в вос- | работе | ||
питании дошкольников» | |||
«Проектный метод развивающего | Ст. воспитатель, | Октябрь | |
обучения дошкольников» | психолог | ||
«Виды проектов и использование их | Ст. воспитатель | ||
в разновозрастных группах» | Ноябрь | ||
Семинары- | «Выявление познавательных интересов | Научи, рук., | |
практикумы | у детей дошкольного возраста» | психолог | Конец сентября |
«Разработка перспективного тематичес- | Зам. зав. по в/о | Ноябрь | |
кого планирования по интеграции допол- | |||
нительного образования с воспитательно- образовательным | |||
процессом» | |||
«Интеграция дополнительного обра- | Зав. ЦРР | Декабрь | |
зования и воспитательно-образова- | |||
тельного процесса» | |||
«Разработка групповых проектов на | Ст. воспитатели | Январь—- | |
основе проектно-исследовательской | февраль | ||
деятельности» | |||
«Обобщение материалов экспери- | Научный | Апрель | |
ментальной работы по разработке | руководитель | ||
проектного метода обучения» | |||
Треининги | «Участие в проектной деятельности» | Зам. зав. | Март • |
по в/о работе, | |||
Пед. совет | «Речь и речевое общение. | Ст. воспитатели | |
Защита авторских проектов» | |||
Конференция | «Метод проектов как форма органи- | Заведующая ЦРР, | Май |
зации единого образовательного | научи, рук. | ||
пространства» |
4. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА «СЕМЬЯ»
(старший дошкольный возраст)
Виды детской деятельности:
Игровая деятельность:
- Сюжето-ролевые игры «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», салон «Одежды для дома» и т.д.
- Игры-Драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
- Настольно-иечатная игра «Моя квартира».
Социальное развитие:
- Тематические занятия по Конвенции о правах ребенка.
- Права и обязанности в семье.
- Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого я будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина». «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы), выпуск каждой семьей газеты «Самый счастливый день в семье» (к дню рождения ребенка).
- Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссер)
Речь и речевое общение:
- Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие»,
- «Наши любимые питомцы»,
- «Лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой
(папой)», «Как я помогаю дома».
- Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
- Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
Здоровье и физическое развитие:
- Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов
утренней гимнастики, закаливающих процедур.
- Совместные туристические походы, «В бассейн идем вместе».
- Межсемейные соревнования «Папа, мама, я —спортивная семья».
- Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты»;
- Занятия в Кулинарном классе (проводят родители воспитатели, шеф-повар).
Познавательное развитие:
Мир, в котором мы живем:
- Классификации (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Географические представления. Составление плана-схемы квартиры «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город». Природа: - Коллажи «Домашние любимцы», составление семейных альбомов: «Комнатные растении», «Что растет у нас на даче».
- Математика: «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
- Составление словарика имен членов семьи «Что означают имена», составление писем родственникам или друзьям семьи.
Конструирование:
- «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние роботы», плоскостное моделирование
— составление сюжетов из мозаики па семейную тематику,
Эстетическое развитие:
Художественная литература:
- Пословицы и поговорки о семье.
- Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
ненецкой сказки «Кукушка»;
- выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке»,
- Л. Толстой из серии «Рассказов для маленьких».
- Заучивание: Е.Благинина «Посидим в тишине».
ИЗО и дизайн:
- Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру», выпуск семейных газет, салон «Дизайн интерь ера», составление икебан, букетов, панно, коллажей ич природного материала (с учас тием родителей); изготовление открыток, приглашений, подарков, сувениров для чле нов семьи. Выставки «Семейное хобби».
Театр:
- Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги». Совместное посещение семьями театров.
Музыка:
- Слушание: Л.И. Чайковский «Детский альбом»; разучивание песен детских композиторов на семенную тематику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление социально-личностных нарушений у дошкольников методом рисования на песке.
Описание опыта работы с дошкольниками, имеющими эмоционально-личностные расстройства методом песочного рисования....
Практико - значимый проект "Формирование социально- личностных навыков у дошкольников через народные игры"
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...
«В гостях у Дружбы» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧАСТИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА.
Проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их обще...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по социально – личностному, эмоциональному развитию в группе общеразвивающей направленности для детей четвертого года жизни тема: «Путешествие по волшебному лесу »
Формирование у детей младшего дошкольного возраста культуры общения и разрешения проблемных ситуаций....
Консультация для воспитателей "Развитие социально-личностной компетенции у дошкольников"
В современной системе образования на первое место выходит формирование ключевых компетенций, одной из которых является социально-личностная компетенция....