Консультация для воспитателей "Развитие социально-личностной компетенции у дошкольников"
консультация (старшая группа)

Полозова Оксана Алексеевна

В современной системе образования на первое место выходит формирование ключевых компетенций, одной из которых является социально-личностная компетенция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №25 г. Химки

     

     

Консультация для воспитателей

Развитие социально-личностной компетенции

у дошкольников

 

Подготовила воспитатель:

Полозова Оксана Алексеевна

 

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте создается та основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека, складывается нравственная направленность личности. Ему, этому милому пришельцу, нужно научиться жить среди себе подобных — хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят и ругают.
В каждом обществе всегда присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающим набор личностных нормативных характеристик. Такой набор характеристик для ребенка всегда рассматривался и в контексте дошкольного образования. Однако акценты в нем расставлялись в зависимости от приоритетов общества в конкретный исторический момент, в зависимости от экономических, социальных и других условий, в которых живет общество.

Приоритет школьного образования, главенствующий достаточно долгое время в системе образования, определял применение в дошкольных учреждениях тактик форсирования или ускорения темпов развития детей и прямую подгонку социально – педагогических приоритетов дошкольного образования к требованиям школы. Выход ФГОСов определил революционный подход к статусу, роли и задачам дошкольного образования. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее, а может и более значимым, чем школьный этап. Радует, что сегодня от привычных слов «дети – наше будущее» государство переходит к тому, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который оно несет ответственность.

ФГОС дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не с его унификацией. ФГОС – это стандарт развития личности, его социализации, включающий в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познания норм и правил социального взаимодействия, осознания себя в мире людей и окружающих предметов.

В современной системе образования на первое место выходит формирование ключевых компетенций, одной из которых является социально-личностная компетенция.

Что же это такое?

Компетентность ребёнка дошкольного возраста — одна из основных характеристик личности и включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную характеристики.

Проблема развития социально-личностной компетентности детей — важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. Образование должно не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Под социально – личностной компетентностью мы понимаем интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему с одной стороны – осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию, самоизменению. А с другой стороны – проявлять себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Первым звеном формирования социальной компетентности ребенка является его семья и близкое окружение. Пример родителей важен для ребенка. Как мама или папа строят свои отношения друг с другом, с обществом является первым опытом для малыша. Это во многом определит его жизненные ценности, приоритеты.

Второе звено – это дошкольное учреждение. Ребёнок-дошкольник много времени проводит в тесном контакте с воспитателем, который призван, отвечая реалиям современного времени, быть эрудированным, коммуникативным и креативным.

По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым. Многие психологи отличают роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками

Группа сверстников для ребенка — источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум.

И все же важным фактором социального развития детей является семья. Сотрудничество воспитателей и родителей создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, ее саморазвития, самовыражения и творчества.

Общими условиями сотрудничества педагогов с родителями по социальному развитию являются:

  • обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в группе детского сада;
  • сохранение и поддержание единой линии позитивного социального развития детей в ДОУ и семье;
  • уважение личности ребенка, осознание самоценности дошкольного детства;
  • формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Ребенок с самого начала развивается как социальное существо. Этот процесс многогранен. Он включает в себя присвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей семье, Родине.

В своей работе «Вопросы детской психологии» Л.С. Выготский отмечал, что в детском возрасте складывается совершенно своеобразное, специфическое исключительное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная действительность определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности. Задача приобщить ребенка к миру людей, всегда была главной, жизненно необходимой.

Великий ученый Я.А. Каменский создал своеобразную энциклопедию, положив в ее основу идею — детям нужно рассказывать обо всем многообразии мира и достижениях науки, но делать это доступно и с помощью наглядности. Это положение великого ученого явилось началом одного из направлений в подходе к решению проблемы — что есть для ребенка социальный мир, как он широк и объемен.

Данная идея Я.А. Каменского нашла свое отражение в общепедагогических принципах: доступность, научность, наглядность, которыми руководствуются многие педагоги в своей работе.

Таким образом, социальное развитие — это формирование отношения ребенка к себе и окружающему миру. Задача педагогов и родителей — помочь ребенку войти в современный мир. Социальная готовность включает социальную адаптацию ребенка к условиям ДОУ и семьи, к различным сферам человеческого бытия, ярко выраженный интерес к социальной действительности (С.А. Козлова). Социальная компетентность предполагает наличие у ребенка следующих компонентов: когнитивного (связанного с познанием другого человека сверстника, взрослого), способностью понять его интересы, настроение, заметить эмоциональные проявления, понять особенности самого себя, соотнести собственные чувства, желания с возможностями и желаниями других: эмоционально-мотивационного, включающего отношение к другим людям и самому себе, стремление личности к самовыражению и самоуважению, обладающего чувством собственного достоинства; поведенческого, который связан с выбором позитивных способов разрешения конфликтов, умением договориться, устанавливать новые контакты, способы общения.

Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа — Я. Необходимо обратить внимание ребенка на самого себя: кто я, какой я, мой организм, мои возможности, чувства, мысли, умения, поступки. Необходимо учить ребенка анализировать свои поступки, умения, переживания. Процесс самовоспитания, самосовершенствования лишь постепенно становится для него привлекательным.

Поэтому перед педагогами встают задачи:

  • Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
  • Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
  • Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
  • Уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста;
  • Повышать правовую грамотность воспитанников; включать в социально- значимую деятельность.
  • Учитывать индивидуальные и полоролевые различия;
  • Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально — педагогических проблем ребенка.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

  • сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
  • перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
  • коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем;

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальный чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизации, обыгрывании ситуации с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведет работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. В целях обеспечения социального партнерства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др. Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребенка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимая своеобразия авторских программ дошкольного образования. Перед педагогами стоит очень сложная задача, работая с группой детей, найти такие действенные методы и приемы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей. Большое значение для освоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально-нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.

ФГОС дошкольного образования – стандарты, которые определяют новый подход к пониманию детства, как отрезка времени ценного для детей не подготовкой к школьной жизни, а тем, что они в нем живут.

Детство не проходит бесследно. Во взрослую жизнь человек уносит все отрицательные и положительные эмоции, полученные в детском возрасте. Поэтому, заботясь о социально – психологическом благополучии детей, очень важно, чтобы воспитанники выходили из детского сада с большим багажом ярких и добрых впечатлений.

 

Список литературы

  1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т.М. Бабуновой. — Магнитогорск, 2003.
  2. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2000.
  3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика — педагогика развития / Т.М. Бабунова. — Магнитогорск: МаГУ, 2004.
  4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. — Пособие для практических работников ДОУ. — М.: АРКТИ, 2003.
  5. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника. Собр. сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984.ческих работников ДОУ. — М.: АРКТИ, 2003.
  6. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П.Елисеева; Под ред. М.М. Ермолинской. — Мн.: Лексис, 2004.
  7. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2001. — №9. — С.98-101.
  8. Стеркина Р. «Я, ты, мы» — программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 7.

План работы с воспитателями

Месяц

Виды и формы работы

Ответственный

Сентябрь

«Развитие социально-личностной компетенции

у дошкольников».

Консультация для воспитателей

Воспитатель

Ноябрь

«Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ И семьи в контексте ФГОС»

Консультация для воспитателей

Воспитатель

Январь

«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Воспитатель

Март

«Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

        Воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность....

Консультация для воспитателей «Развитие речи в игровой деятельности дошкольников»

В логопедической работе по развитию речи широко применяются дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятель...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных процессов и любознательности дошкольников через проектную деятельность"

Консультация расказывает о развитии познавательных процессов и любознательности через проектную деятельность....

Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»

laquo;Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...

Консультация для воспитателей "Развитие предметно-практических действий у дошкольников с нарушением зрения через работу с трафаретами"

В данной консультации говорится о том, что необходимо использовать при обучении детей с нарушением зрения специальные средства и приемы, которые обеспечат успешность в усвоении предметно-практических ...

Технология использования платковых кукол в развитии социально-личностных и познавательных качеств дошкольников.

В данном материале вы можете изучить  представленный опыт работы с методическим пособием, платковой куклой....