Итоговое занятие по приобщению детей к русской народной культуре "Все ремесла хороши"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Данное занятие является обобщение опыта работы по теме "Приобщение детей к русской народной культуре". Занятие для детей подготовительной группы. Использована групповая форма работы. Загадки о ремеслах придумывала сама.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие в подготовительной группе
«Все ремесла хороши…»
Программные задачи:
- Закреплять знания детей предметов быта и домашней утвари крестьян. Закреплять умение загадывать и отгадывать загадки.
- Закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси: гончар, ткачиха, красильщики и др.
- Закреплять умения лепить из пластилина посуду, рисовать мотивы уральской росписи, плести из бумаги коврики.
- Воспитывать нравственно–патриотические чувства у детей, любовь к Родине, повышать любознательность.
Словарная работа:
Активизация словаря: гончар, ткачиха, красильщики, кузнец, ювелир, лекарь, пряха, плотник, охотник, воин, купец, кочерга, коромысло, люлька, ухват
Дидактические материалы: : «река времени», атрибуты ремесел: для лекаря – букетики трав, для кузнеца – изделие из железа (ключ), для плотника – молоток, и пр.. Бубен. Магнитофон с фонограммой русских мелодий и песен. Прилавок, лоток для купца, леденцы.
Раздаточные материалы: на столах по подгруппам:
для гончаров - пластилин, гончарные круги, салфетки для рук.
для ткачих – бумажные заготовки ковриков, клей салфетки, кисти для клея.
для красильщиков – деревянные доски с элементами уральской росписи, гуашь, стаканчики с водой, салфетки, кисти № 1.
Предварительная работа: проведение занятия «Дело мастера боится», рассматривание иллюстраций с изображением ремесленников, приклеивание картинок с изображением ремесел на «реку времени», проведение д/и «Ремесла Киевской Руси», игра с мячом «Угадай ремесло», экскурсия в гончарную мастерскую, рассматривание в «избе» прялки, веретена, экскурсия в мастерскую плотника, проведение «мастер – класса» с мальчиками по плотническому ремеслу, вышивание с девочками, рассматривание гербария «Растения и травы Южного Урала».
Ход занятия
Звучит русская народная песня, воспитатель и дети заходят в русских народных костюмах и встают в круг на разметку. Воспитатель:
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
- А скажите, ребята, почему Русь деревянная?
- А как назывались такие дома?
- А что такое изба?
- А вспомните, какое выбирали место для строительства избы? А из каких деревьев строили? Почему?
Проводится игра с бубном.
- А сейчас мы вспомним с помощью загадок, какими предметами пользовались крестьяне в быту. Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, остальные отгадывают. Дальше передает бубен ребенку, стоящему рядом (без считалки).
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Загадки:
- Два братца друг на друга глядят,
А вместе не сойдутся. (пол и потолок)
- Два брюшка, четыре ушка. (подушка)
- Черный конь
Скачет в огонь. (кочерга)
- Ни свет ни заря
Пошел, согнувшись со двора. (коромысло)
- Толстый, пузатый
Стоит и пыхтит. (самовар)
- Блестит, сверкает
Всю траву срезает. (коса)
- Без рук, без ног
Во все стороны кланяется. (люлька, зыбка)
- Рогат – да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдает,
Сам на отдых идет. (ухват)
- Стоит девица в избе,
коса на дворе. (печь)
- На топтале был,
На кружале был,
на пожаре был,
на базаре был –
Домой пришел. (печной горшок)
- У нее в печурочке
Золотые чурочки. (дрова в печи).
- Скручен, связан,
По избе пляшет.(веник)
- Кто приходит,
кто уходит,
все ее за ручку водят.(дверь)
После игры воспитатель предлагает детям пройти к своему стульчику, на котором лежит атрибут ремесла, которое он представляет.
Представление ремесел: каждый ребенок выходит на середину круга и загадывает свою загадку, остальные отгадывают. После садится на место.
- Я лечу людей,
маленьких детей,
не гончар,
не пекарь,
а самый лучший ….(ЛЕКАРЬ)
- Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое….(ГОНЧАР)
- Путешествую по свету,
Я объехал уж весь мир.
Я привез меха, конфеты,
Ткани: шелк и кашемир.
Угадайте ж, наконец,
Ремесло мое….(КУПЕЦ)
- Нужен вам половик
или ткань красивая,
изготовлю в один миг.
Управляюсь лихо,
Ремесло мое…(ТКАЧИХА)
- Драгоценности, алмазы,
Покорили уж весь мир.
Изготовлю украшенья –
Я великий ….(ЮВЕЛИР)
- Разукрашу я красиво:
И доску и ложку,
И наличник на окно
Распишу немножко. (КРАСИЛЬЩИКИ)
- Надо лошадь подковать,
Изготовить ключ к замку,
Что угодно – все смогу.
Даже меч – кладенец,
Ремесло мое - ….(КУЗНЕЦ)
- Сколочу вам лавку, стол,
Да еще скамейку.
Вовсе не охотник,
А самый лучший ….(ПЛОТНИК)
- Он любит свою Родину
и жизнь готов отдать.
Только он достоин – звания – (ВОИН)
- Очень меткий я стрелок:
Будь то волк иль колонок.
Попаду я в миг.
Кто же я ? (ОХОТНИК)
- Я из пушистой шерсти
Напряду вам пряжи.
Смотаю все в клубочки
и свяжу носочки,
иль теплую рубаху,
потому что…(ПРЯХА)
После игры «Угадай ремесло» воспитатель предлагает детям пройти за столы, предварительно распределив ремесла: гончары, ткачихи, красильщики. Дети – гончары надевают фартуки и нарукавники, дети – красильщики – нарукавники.
- Послушайте задание: сейчас вы все превращаетесь в лучших мастеров – ремесленников:
Гончары лепят посуду, красильщики с помощью волшебной кисточки оживляют мотив уральской росписи на дощечках, а ткачихи заканчивают плести коврики.
Массаж для рук
Мы умеем лепить
И умеем красить,
Мы умеем вышивать
И капусту квасить.
1 – 2 – разукрашена доска.
1 – 2 – 3 - 4 – дружно все горшок слепили,
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – будем коврик заплетать.
1 – 2 – 3 – начни!!!
Во время практической части воспитатель помогает детям, активизирует речь с помощью вопросов, например: что ты хочешь слепить, каким способом будешь это делать, какой краской ты будешь рисовать, и т. п.
После завершения работ, детям предлагают положить изделия на прилавок и рассмотреть их, полюбоваться своим трудом и трудом других детей. В конце занятия выходит купец - ребенок с лотком, на котором лежат разные товары: платки, ленты и леденцы. Встает за прилавок и зазывает покупателей:
Эй, народ, не зевай,
Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю
Товар хвалю:
Коврик за трешку,
Горшок за пятак,
Доску за рубль,
А леденец ЗА ТАК!!!
Дети угощаются леденцами. Прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре в младшей группе «Волшебные ложки»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры....
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Русская изба»
Цель занятия познвкомить детей с устройством русской избы, названиями её частей....
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт...
Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же умения водить хороводы и играть в русские народные игры...
Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же умения водить хороводы и играть в русские народные игры...
Музыкальное занятие по приобщению детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края в подготовительной группе «Поиски волшебной Ложки» с использованием QR-технологии
Цель: Приобщение детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края через игру на ложках посредством QR-технологии....