Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же умения водить хороводы и играть в русские народные игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 414 «Чебурашка»
Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня»
В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Воспитатель: Омельченко Н.Г.
Новосибирск 2023 г.
Цель: закрепление знаний, умений и навыков с детьми по теме «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Задачи:
- Закрепить народоведческие, исторические знания детей, умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.
- Способствовать развитию умения использовать в своей речи более сложные грамматические конструкции.
- Активизировать словарь детей по теме русская народная культура и традиции.
- Закреплять знания детей о русских народных промыслах, об особенностях русской избы и предметах быта.
- Закреплять умения водить хороводы, сопровождаемые пением и играть в русские народные игры.
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к русской народной культуре.
- Создать атмосферу радости
Средства, оборудование, материалы: картины с изображением деревенского уклада, картины о ремёслах и инструментах.
№ | Этап образовательной деятельности | Ход образовательной деятельности | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
Вводная часть | |||
1. | Организационный момент | Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение. Приезжайте в деревню на лето. Отыщите там свой уголок. Скромный домик, оставленный кем-то, В кухне печь, невысок потолок. Три окошка, крылечко простое Вас с любовью всегда приютят. К вам на дерево с кроной густою Ваши птицы весной прилетят. Вас под утро разбудят их трели, Сладкий воздух ворвётся в окно. Вы такой вкусной каши не ели, Так легко не дышали давно. Зачерпнуть из колодца водицы, Босиком постоять на траве. Тишиной можно тут исцелиться В деревянной российской избе. Наколоть дров, по-русски размяться, И простую рубаху надев, По грибы в ближний лес прогуляться, Соловьиный послушав напев. В русской баньке под вечер помыться, На крыльце посидеть, подышать, Самоварного чая напиться, И на печку отправиться спать. Всё здесь тёплое, всё здесь простое. Сердце здесь не стучит, а поёт! Всё здесь русское, наше, родное, Наша Родина нас ещё ждёт. (автор Шаламонова Елена) - Ребята, вам понравилось стихотворение? - О чём оно? - Ребята, а ваша жизнь в городе отличается от жизни в деревне, описанная в стихотворении? Чем отличается? - Ребята, вы сейчас, когда слушали стихотворение, какие чувства вы испытывали? - Ребята, когда вы слушали, вы представляли себе какие-нибудь картины? Какие? - Я для вас приготовила картины, посмотрите на них и опишите, что вы видите, то чувствуете. - Ребята, хотелось бы вам побывать в деревне? - Сейчас жизнь в деревне тоже изменилась, по сравнению с давними временами. Появилось электричество, провели газ, лошадей заменили машины, и многое что поменялось, даже еда и одежда поменялась. Я вам предлагаю отправиться в виртуальное путешествие на сто лет назад в прошлое, в одну такую русскую деревню. Хотите? А я сейчас обернусь волшебной уточкой и проведу вас в удивительное место, русскую деревню. (Воспитатель надевает на голову шапочку «уточка»). Все сейчас берёмся за руки и идём со мной. А попасть в эту страну нам поможет старинная хороводная игра, которую вы уже знаете «Шла утка лугом» | Дети сидят на стульчиках перед педагогом Предполагаемые ответы детей: - Понравилось. - О том, как хорошо в деревне. - Отличается. В деревне всё по - другому. Дом – деревянная изба. В доме печь топят дровами, на которой ещё, и спать можно. Воду нужно набирать из колодца, помыться в баньке. В деревне тихо и спокойно, слышно пение птиц. Лес совсем рядом, и можно сходить за грибами. - Чувства нежности, любви, радости и т.д. Да. Представляли себе избу, печку, лес, речку и т.д.
Дети описывают картины, делятся эмоциями. - Да! Дети встают, берутся за руки и идут за воспитателем |
2. | Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности | Воспитатель ведёт детей в игровую зону, поёт хороводную песню «Шла утка лугом» Весенне-летний хоровод 1 часть: Ходят кругом на словах: 2 часть: Круг рассыпается и все пляшут по — одиночке, свободно передвигаясь. - Уж ты утица ути, тебе некуда пойти. Кабы лес - перелес, перевешался. Кабы ножик был, я б зарезался. Речка – полая вода, утонула молода. 3 часть: Со слов: «Селезень ловит утку» двое образуют ворота, остальные тут же, берясь за руки образуют «цепочку» и бегают через ворота до тех пор, пока не закончится песня. Иванов играт в дутку. Он играт, играт, играт, Выговариват играт. Ходи утица домой, Ходи серая домой. Утя семеро детей, Восьмой селезень, Девятая утица, Селезнёва модница. Всё! По окончании — «ворота» резко опускают руки. - Вот мы с вами и очутились в деревне, на лугу. Как вы думаете, какое время года сейчас в деревне, в которой мы сейчас с вами оказались? А месяц, какой? Назовите, пожалуйста, признаки весны в мае? - Ребята, обратите внимание на картины и скажите, чем в деревне люди весной занимаются? - Ребята, труд в деревне очень нелёгкий. Чтобы вырастить и собрать урожай требуется много труда. И уже в давние времена человек изобрёл для себя разные орудия труда. Мы с вами ранее уже знакомились с разными помощниками человеку в труде. И мы сейчас поиграем в загадки. ( Воспитатель показывает картинку и загадывает загадки) 1.Ходит полем из края в край, 2.Зубастый крокодил -Молодцы! 3. Маленький, горбатенький 4. В поле по утрам звенит Ребята, а зачем люди траву срезали? - Правильно ребята! Вы много знаете об орудиях труда, а знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Какие замечательные пословицы вы знаете! Ребята, есть у меня для вас ещё одна игра, в этой игре нужно на слово отвечать противоположным словом по смыслу. Готовы? Трудиться - Мокрый - Сильный - Равнодушный – Прохладный - Вена - Грубый - Пустой - Съедобный - Утро - Медленно - Впереди - Пачкать - Влево- Вперёд - Ребята, посмотрите, у меня картинки с предметами. Назовите предметы, что ими делают и человека, который пользуется этими предметами. Воспитатель показывает картинки: Пила - Молот, клещи - Плуг - Топор - А ещё что в старину на Руси с помощью топора делали? Прялка, веретено - - Молодцы, всё назвали. В старину люди много трудились, но и умели весело отдыхать. Играли в игры и стар и млад. И мы с вами поиграем. А игра эта называется «Шишки, жёлуди , орехи» Играющие разбиваются на группы по три-четыре человека и выстраиваются таким образом, чтобы получилось три круга: один в другом. Всем участникам присваиваются названия: игроками первого круга «Шишки», второго – «Жёлуди», третьего – «Орехи». Игрок, которому не хватило места в кругах, становится водящим. Он говорит одно из названий, например, «шишки», и игроки в соответствующем кругу должны поменяться местами, а водящий в это время должен успеть занять чьё-то место. Оставшийся без места игрок становится водящим. | Дети идут, взявшись за руки, и поют Дети рассыпаются и все пляшут, свободно передвигаясь. Двое, заранее выбранных детей, встают в воротца, остальные взявшись за руки, пробегают через воротца Воротца закрываются - Сейчас время года весна. Месяц май. - В мае солнце рано встает, светит ярче и теплее. На деревьях листочки распускаются, зеленеет травка. Птицы вьют гнёзда. И т.д. - Люди весной пашут землю, сеют растения, ухаживают за садом, за домашними животными и т.д. Это плуг. Переворачивают землю, чтобы земля была мягкой, меньше росло сорняков. Это борона. С её помощью выравнивали землю, чтобы легче было семенам прорастать в ней. Это серп. Серпом срезали колосья зерновых растений, пшеницы, овса, ржи и т.д. Это коса. Косой срезали траву. Траву срезали для корма коровам. И заготавливали сено на зиму. Дети рассакзывают пословицы, которые учили ранее. От труда здоровеют, а от лени болеют. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Кто первый в труде, тому слава везде! Самое дорогое то, что добыто трудом. Каков мастер, такова и работа. Да! - Лениться - Сухой - Слабый - Отзывчивый - Тёплый - Осень - Нежный - Полный - Несъедобный - Ночь - Быстро - Сзади - Чистить - Вправо - Назад - Пила. Пилой пилит плотник. - Молот и клещи. Кузнец куёт железо - Плугом землю пашет пахарь. Топором лес рубит лесоруб. Плотник с помощью топора избу строил. Прялка и веретено помогали пряхе прясть пряжу Дети играют в игру «Шишки, жёлуди, орехи» |
3. | Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, и начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности | Хорошо поиграли? Ребята, вам понравилось сегодня наше занятие? О чём мы с вами сегодня говорили? Ребята, если у вас будет когда-нибудь посетить деревню, обязательно это сделайте. Я думаю, вам очень понравится. | - Да! Мы были в виртуальном путешествии по деревне. - мы сегодня говорили о деревне, о том, как люди в ней раньше жили, о ремёслах и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской
Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Русская изба»
Цель занятия познвкомить детей с устройством русской избы, названиями её частей....
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт...
Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же умения водить хороводы и играть в русские народные игры...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...
Анкета для родителей второй младшей группы в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Цель данной анкеты: узнать отношение родителей к целесообразности развивать в детях интерес к русской народной культуре, а так же их компетентность в этой области...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...