План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Русская изба»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Цель занятия познвкомить детей с устройством русской избы, названиями её частей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkaya_izba_po_razvitiyu_rechi.docx | 210.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска д/с №414 комбинированного вида «Чебурашка»
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Жирафики»
«Русская изба»
Автор: воспитатель Омельченко Н.Г.
Новосибирск 2020 г.
Тема занятия: «Русская изба»
Цель занятия: Познакомить детей с особенностями русской избы.
Задачи: вызвать у детей интерес к прошлому своего народа, к старине; расширить представления об устройстве избы; дать объяснения происхождению слов по теме; обогатить словарь; развивать навыки рисования, воображение; прививать любовь к культуре русского народа.
Материалы и атрибуты: видео презентация «Русская деревня», демонстрационный материал (изображения деревенских домов и их отдельных элементов), мягкая игрушка Степашка.
Ход Занятия:
Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня гость, который путешествовал по нашей Матушке России. Кто же этот гость? Давайте встречать его.
(Воспитатель достаёт игрушку Зайчика Степашку)
Степашка: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? (да) Я недавно вернулся из путешествия. А путешествовал я не по заморским странам, а по российским деревням. Мне стало очень интересно, как жили раньше во времена, когда не было электричества, водопровода, а самое главное, как строили дома.
(Рассказ Степашки сопровождается показом изображений)
Знаете, как и из чего на Руси строили дома? Русский дом называется - изба и строили из дерева. Вот от куда пошло название русская деревня. И с начала нужно взять прочное дерево, дуб и сделать из него фундамент. Мы его не видим сейчас, он в земле. Дубовые столбики вкапывали в землю, и первые четыре бревна укладывали не на землю, а на эти дубовые столбики. И эти четыре бревна называются – венец. Ну а потом нужно ещё срубить лиственницу или сосну или ель, и вот из этих деревьев получится самый долговечный дом, в котором проживет не одно поколение. А вы знаете, что у избы, оказывается, есть лицо? Мы идём по улице и смотрим на лицо дома. У него, так же как и у нас есть очи – глаза, это окна. Как у нас есть реснички и бровки, украшения наших очей, так и у дома есть ставеньки, наличники. А мастера, резчики по дереву очень любили украшать наличники разными резными, узорами. И от этого глаза у дома становились очень красивыми. А, кстати, слово улица произошло от того, что улица – это дорога, которая проходит у лица дома.
Ребята, что ещё есть у дома? Конечно же, крыша. Есть двускатные крыши, есть четырёх скатные. Крыши держатся на поставленных под углом балках, которые крепятся к потолочным балкам. На самом верху крыши размещали фигурку коня, поэтому эту часть дома называют конёк. Этот конёк считался оберегом. Под этим оберегом семье ничего не страшно. Конёк смотрит на улицу, а с тыльной стороны дома иногда привешивали хвост. Так, что весь дом был похож на коня. А ещё хозяева дома любили украшать крыльцо дома разной красивой резьбой, как вышивкой или кружевами украшают платье. Ведь крыльцо это часть дома, которое встречает каждого входящего. Чем красивее крыльцо, тем приветливее хозяева.
Воспитатель: Степашка, как интересно ты ребятам рассказал об устройстве дома! Правда, ребята? Сколько новых слов мы узнали. Всё ли вы запомнили? Проверим, Степашка?
- Что такое фундамент?
- Из чего строили дома?
- У дома есть лицо?
- Чем являются окошки дома?
- Чем окошки украшали?
- Как называется часть крыши?
- Фигуркой, какого животного украшали крышу?
- Как называется часть дома, которая гостей встречает?
- Почему дорога вдоль домов называется улица?
Степашка: Какие вы молодцы, всё запомнили.
Ребята, я очень хочу рассказать Филе, своему другу, как в старину дома строили. Но мне нужна ваша помощь.
Воспитатель: Но чем, же мы с ребятами можем тебе помочь?
Степашка: А ребята смогут нарисовать избу, про которую я вам рассказал, чтобы Филе было понятнее?
Воспитатель: Ребята, поможем Степашке? (Да) Но для начала, разомнёмся, повторяйте все за мной!
Физминутка «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
- А теперь проходите на свои места.
(Воспитатель показывает на мольберте этапы рисования избы, проговаривая с детьми детали дома)
- Посмотри Степашка, похожи дома ребят на те, что ты хотел показать Филе?
Степашка: Какие красивые дома у вас получились, да каждый дом не похож на другой, точно, как в деревне, в которой я был.
Воспитатель: Ребята, а вам понравились дома, которые вы нарисовали?
Степашка: Филе тоже очень понравятся. Мне пора прощаться с вами и отправляться в дорогу.
Воспитатель: Ребята, пригласим ещё раз приехать к нам в гости Степашку? (Да) Степашка, ты приедешь ещё к нам в гости? Расскажешь ребятам ещё много интересного из своих путешествий по России.
Степашка: Раз вы интересуетесь историей нашей страны, то я с большой радостью буду к вам приезжать, ещё и Филю позову.
(Воспитатель с детьми прощаются со Степашкой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок
Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок....
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в средней группе...
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...
НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе «При солнышке тепло, при матушке — добро»
Конспект занятия о развитии представлений детей о русской народной культуре....
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...
Проект по приобщению детей к русской народной культуре в средней группе
Проект познакомит детей с русским народным исскуством, обычаями, традициями, особенностями трудовой деятельности русского народа, создаст предпосулки патриотизма и любви к Родине...
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт...