Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре в младшей группе «Волшебные ложки»
план-конспект занятия (младшая группа)

Щукина Ольга Сергеевна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_russkoy_narodnoy_kulture.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Конспект занятия в младшей группе «Волшебные ложки»

Цель: Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Задачи 

  • Образовательные: познакомить детей с предметами обихода – деревянными ложками, их разнообразным назначением в жизни и культуре русского народа; познакомить с театром ложек; продолжить учить называть обобщающие слова (музыкальные инструменты, посуда, игрушки).
  • Развивающие: развивать внимание, интерес к народным промыслам, обогащать словарный запас детей. 
  • Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, учить  замечать красоту народного искусства, умение слушать родное слово (народные песни, потешки)

Словарная работа: чурочки, баклуши, ложкари, обобщающие слова – муз. инструменты, посуда, игрушки.

Предварительная работа: д/и «Назови одним словом», «Назови ласково», «Угадай сказку», разгадывание загадок о животных, разучивание песенки-потешки с игрой на музыкальных ложках.

Оборудование: ложка-кукла, сундучок для ложек, ложки с нарисованными мордочками животных, ложки расписные,

Ход ООД:

Входят дети здороваются с Хозяйкой.

Хозяйка встречает гостей: Ой, вы гости дорогие,

                                              Вы пожалуйте сюда.

                                             Приходите поскорее

                                            Занимайте здесь места.

(Раздаётся стук) Ой, это вы стучите? Нет? А кто же это? (все прислушиваются) Это где-то здесь. (подходит к печи) Хозяйка достаёт из-за печки ложку-куколку, одетую на руку, показывает ребятам, кукла поворачивается, красуется.

Хозяйка – Как тебя звать-величать, красавица?

Кукла – Меня величают копалка, хлебалка, загибка, но больше всего мне нравится  веселочка.

Дети – Здравствуй, Веселочка!

Хозяйка - Дети приглашайте куколку.

Дети - Милости просим в наш дом.

          - Хорошему гостю хозяин рад.

          - Гость на двор – хозяйке радость.

Кукла – Дети, я пришла со своим сундучком, а в нем лежит загадка:

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду.

Деревянная подружка

Без нее мы как без рук…

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает.

Дети. - Ложка

Хозяйка – Это ложка не простая, а волшебная. Что значит волшебная? (Необычная, та, которая умеет превращаться во что-то).  Ребята, а для чего нам нужна ложка? (Ответы детей)

- Давайте рассмотрим ложки, которые принесла нам Кукла.

Они все разные, есть расписные, есть ложки не расписанные, деревянные,

маленькие, большие. (рассматривают)

- А как вы думаете, кто их сделал? (ответы детей)

Хозяйка - Да, их сделали люди. (Рассаживайтесь поудобнее на скамеечку, а я сейчас расскажу вам как это было):

Когда-то давным-давно люди ели деревянными ложками. Россия – страна

богатая лесами и славилась она мастерами по обработке дерева. Издавна из

осины, липы, берёзы выделывали лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтёсывали топорами, распиливали на небольшие чурочки – это заготовки

для ложек, а назывались эти чурочки «баклуши». Эта работа лёгкая,

большого труда не надо, и выполнить эту работу мог любой член семьи.

После этого выдалбливали внутри, пока баклуша не приобретала вид ложки.

Отделывали поверхность ложки женщины и дети, а окончательно

подправляли их снова мужчины. Таких мастеров называли «ложкарями»

Были ложки беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Вот такие (показ

нераскрашенной ложки). Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка

была по-своему интересна, хороша и красива, чтобы она не была похожа на

другие. Люди раскрашивали ложки цветами, ягодами, составляли разные

узоры. Вот посмотрите (показ раскрашенной ложки). Такие ложки даже носили с собой, когда шли в гости. В таких случаях говорили: «Запасливый гость без ложки не ходит»

- Давайте вспомним, как назывались заготовки для ложек (Чурочки. Баклуши)

- А люди, которые делали ложки (Ложкарь).

- Для чего нужна ложка? (Кушать, верно)

- А сейчас немножко разомнём наши пальчики:

Мы с тобой из гречки (Указательным пальцем правой руки «мешаем» в ладошке левой руки)

Варим кашу в печке

Для кота, щенка и мышки, (Загибаем по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название персонажа)

Для сестренки и братишки.

Угостим всех кашей. (Складываем две ладони «ковшиком» и протягиваем вперед)

Нам «спасибо» скажут! (Делаем благодарственный поклон)

Кукла. - Дети, а что еще можно делать ложками? (ответы детей) Верно, ими можно играть, как на инструментах. Давайте попробуем ими отбить ритм (дети вместе с Хозяйкой играют на ложках)

Расписные ложки

Мы возьмем в ладошки!

1,2,3 -  ты на ложки посмотри, (поворачивают ложки перед собой)

1,2, 3, 4 –вот мы ложечки купили (поочередно ложками ударяют по коленкам или столу).

1,2,3,4,5 – будем мы на них играть! (стучат ложками)

Хозяйка - Ребята, какие это были ложки? (музыкальные, муз. инструмент)

Кукла –  Я, ребята, вам раскрою секрет. Я тоже  не простая куколка, а самая настоящая ложка.

Хозяйка – вот удивила так удивила нас! Действительно, это игровая кукла, основой служит обычная деревянная ложка. Малышам изготовляла такую куклу мама, а детки постарше уже сами могли сделать ее из ложки, ниток и простых лоскутков. Посмотрите. (Показ воспитателем).

- Ребята, помогите выбрать и повязать нашим куколкам-подружкам новый платочек. Доделали куклу, теперь можно их назвать русским женским именем. Что вы предложите?  (Дуняша, Аленушка, Машенька).

Хозяйка: А еще ложки расписывали в виде сказочных героев (демонстрация ложек).

Рисовали на них мордочки героев различных сказок, украшали кусочками

тряпок, ниточек. И показывали сказки детям - детские, а взрослым –

взрослые сказки.

Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать. (достает ложки с

нарисованными на них животными после каждой отгадки.)

Летом по лесу гуляет,                                Зимой беленький, а летом серенький

Зимой в берлоге отдыхает.                      Никого не обижает, а всех сам боится.

(Медведь)                                                                                                   (Заяц)

Рыжая птичница в курятник пришла,                                Кто осенью холодной

Всех кур пересчитала и с собой унесла.           Ходит злой и голодный? (Волк)

(Лиса)

На болоте проживает,                                             Живет в норке, грызет корки.

Ловит мух и комаров.                                         Короткие ножки; боится кошки.

Только «Ква» она и знает.                                                                         (Мышь)

Кто назвать её готов?

(лягушка)

- Какие это ложки, ребята? (Игрушки).

- Как можно использовать такие ложки? (ответы детей).

- Правильно, ими можно играть в сказку. И мы с вами сейчас поиграем .

Игра в сказку «Теремок»

Заключительная часть.  

Хозяйка – Дети, почему же наши ложки волшебные? Как по-разному можно их использовать? (Ответы детей – музыкальные, предмет посуды, игрушка)

 Кукла - Верно, они могут быть и столовым прибором, и музыкальным инструментом и даже игрушкой.  Мы узнали, как в старину делали ложки, умело отгадывали загадки, показали, как можно играть на ложках, а ещё поиграли в  сказку «Теремок». Молодцы! Мне пора прощаться. До свидания! (Дети прощаются с Куклой)

Хозяйка. – Нам тоже пора прощаться. До следующей встречи, друзья и гости дорогие!

Используемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования.

2. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. Ознакомление детей младшего и среднего

дошкольного возраста с русским народным творчеством.

3. О. Л. Князева, Маханева М. Д. «Приобщения детей к истокам русской

народной культуры».

4. Сорокина Н. Ф., Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у

детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис -

пресс», Москва 2007 год.

5. Дыбина О. В. «Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов

для дошкольников». – М. : ТЦ «Сфера», 1999

6. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для

дошкольников». – М. : ТЦ «Сфера», 2004

7. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет»,

Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.

8. Нищева Н.В. веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по приобщению детей к русской народной культуре "Все ремесла хороши"

Данное занятие  является обобщение опыта работы по теме "Приобщение детей к русской народной культуре". Занятие для детей подготовительной группы. Использована групповая форма работы. Загадки о р...

Конспект занятия по приобщению детей к русской национальной культуре во 2 младшей группе на тему: «Праздник игрушки»

Программные задачи:   Приобщать детей к истокам русской национальной культуры путем интеграции изобразительного искусства, фольклора и музыки:- продолжать знакомить с народной дымковской...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»  Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки...

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в старшей группе

Расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.Воспитывать чувство любви и гордости к Род...