"Маленьким детям - большие права!" сообщение из опыта работы по прававому воспитанию дошкольников
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей - является важнейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше время, когда слова «гражданин», «отечество» стали так мало значить для людей. Чтобы стать полноправным гражданином своей страны, нужно знать законы своей страны, права и обязанности.
Предлагаю сообщение из опыта работы по правововму воспитанию и темматическое планирование по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konvenciya.doc | 35.5 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_po_konvencii.doc | 68 КБ |
konvenciya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гончарова Наталья Геннадьевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория;
655150 Республика Хакасия, город Черногорск, МБДОУ ЦР ДС «Сказка» (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития детский сад «Сказка»; улица Юбилейная 9 «б», )
Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей - является важнейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше время, когда слова «гражданин», «отечество» стали так мало значить для людей. Чтобы стать полноправным гражданином своей страны, нужно знать законы своей страны, права и обязанности. Так же необходимо помнить, что в процессе изучения прав, к детям нужно применять подходы, основанные на идеях миролюбия, толерантности. Ведь только такие методы помогут детям :
- сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать;
- научиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;
- научиться разрешать конфликты в повседневной жизни – правовыми способами.
Прежде чем начать работу по формированию правосознания, мы изучили и обсудили следующие документы, необходимые в нашей работе: «Семейный кодекс», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании».
Ребенок, как и взрослый человек должен знать свои права и уметь ими пользоваться.
Как познакомить дошкольника с таким серьезным документом, как «Конвенция о правах ребенка», как его заинтересовать? Прежде чем решать эти проблемы, мы определили задачи педагогов по формированию правосознания ребенка:
- обеспечить детей знаниями, навыками по формированию правовой компетенции;
- развивать я-сознание ребенка, свободу его самовыражения;
- развивать навыки, способность чувствовать, понимать себя и других;
- развивать навыки общения с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
- развивать адекватную оценку к себе и другим людям;
- приобщение к отечественным и национальным ценностям.
Чтобы было легче донести до детей информацию по содержанию этого документа, мы все статьи «Конвенции о правах ребенка», объединили в блоки, доступные и понятные детям.
У нас получилось три блока:
- Охрана и укрепление здоровья (ст. 3, 6, 24)
- Право на образование (ст. 13, 28. 29,32)
- Право ребенка на сохранение своей индивидуальности (ст.2, 5, 6, 7, 12-16, 19, 20, 31, 32, 37. 38).
В работе по этим блокам нам помогает изданная по этой теме литература.
Эта проблема очень важна, поэтому необходимо привлечь к этой работе родителей.
В годовой план работы с родителями, включен большой раздел по этой теме, который нужно освоить. Будут использоваться как традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, индивидуальная работа), так и нетрадиционные.
Выбрав одну из нетрадиционных форм работы, мы создали клуб «Правовое просвещение родителей».
Немного расскажу об этом. Прежде всего, мы провели анкетирование родителей. В анкету были включены вопросы по воспитанию детей, и вопросы, которые помогли нам сориентироваться в дальнейшей работе. Например: знакомы ли Вам, следующие документы: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Закон об образовании»?
Проанализировав анкеты, мы выяснили, что большая часть родителей незнакома с этими документами. Чтобы заинтересовать их в изучении документов, мы провели «День открытых дверей», показали занятие. Казалось бы, обычное занятие по русским народным сказкам, но когда в контексте этих сказок мы стали говорить о правах, и их нарушениях, родители были очень удивлены и заинтересованы. После этого у них не возникало возражений по изучению этих документов.
Следующим этапом нашей работы стало создание для родителей библиотечки, в которую вошли данные документы.
Так же мы планируем организовать совместную выставку рисунков «Большие права – маленьким детям», конкурс на лучшее письмо «Мой малыш самый, самый!»
В конце года будет проведена викторина с участием семейных команд «Знатоки». В этой викторине примут участие дети театральной студии нашего детского сада, они покажут мини-сценки «Имею право».
Привлекая родителей группы, мы создали иллюстрированный альбом «Права – детям, это серьезно!». Планируем в течение учебного года вместе с детьми, по мере изучения материала, составить словарик « Правовая азбука малыша», куда включим такие понятия: право, долг, достоинство, ответственность и так далее.
Так же мы используем наглядно-педагогическую пропаганду: информационные стенды, памятки для родителей.
Считаем, что такая работа поможет детям лучше усвоить данный материал, а родителям – понять и оценить серьезность и важность данной работы.
Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм, нравственные и этические качества. Иными словами нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Предварительный просмотр:
Тема занятия, задачи. | Организованные занятия | Работа вне занятий | Трудовая деятельность | Работа с родителями. |
Цель: дать детям понятия – права и обязанности; их единство. Воспитывать чувство взаимоуважения, уважение к другим людям. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
| Рассказ воспитателя «Знакомство с понятиями: права и обязанности», «Единство прав и обязанностей». Беседа Обсуждение проблемных ситуаций. и/у «Я начну, вы продолжите», например: «Ребенок имеет право на ……»
| Рассматривание тематических плакатов «Имею право!» Создание собственного альбома «Маленьким детям – большие права!» Изготовление вместе с детьми картинок-символов. | Мастерская «Добрых дел» - изготовление подарков для малышей. | Участие в конкурсе рисунков «Маленьким детям – большие права!» Чтение с детьми сказок «Три поросенка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Золушка» и другие. |
Цель: закрепить представление о членах семьи, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям. Воспитывать чувство гордости за свою семью. | Игровое упражнение «Узнай картинку-символ». Рассказ воспитателя. Беседа «Без семьи нет счастья!» Рассказы детей по фотоальбомам «Это все моя семья!» Чтение, обсуждение рассказов: «Два пирожных» Ю.Ермолаевой; «Сыновья», «Печенье» В.Осеевой. Пословицы о семье. | Рассматривание семейных альбомов. Обыгрывание ситуаций: «Мама устала», «Дедушка болеет», «Братик ушибся» Рассматривание картин о семье. с/р. игра «Семья». Игры пантомимы. Игры-тренинги. | Аппликация «Подарок близким людям» Рисование «Портрет любимой мамочки» Рисование «Чем я занимаюсь в свободное время» Рисование «Наш семейный праздник» | Рассказы родителей детям о бабушках, дедушках, их заслугах. Рассказы родителей о своей профессии. Создание с помощью родителей генеалогического древа. Составление семейного альбома «Мои родные люди» Семейный праздник, посвященный дню матери. Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья!» Выпуск стенгазеты «Наша дружная семья!» |
Цель: дать представление о праве каждого человека на имя; научить осознавать свою индивидуальность. Стимулировать положительное отношение к сверстникам. | Беседа «Кто я такой» Рассказ воспитателя «Человек и его имя» Чтение и разучивание скороговорок и чистоговорок, дразнилок со звучанием имени человека. Придумывание сказок о человеке с таким именем как у тебя, с опорой звучания имени. Беседа «Я самый-самый!» Правила общения с другими людьми: близкими, сверстниками, взрослыми. | Создание детьми альбома «Я и мое настроение» Презентация ребенком книги «Здравствуйте, это я!» (совместная работа с родителями) Создание групповой книги ласковых имен. Разучивание стихов, где упоминается какое-либо имя: «Вовка – добрая душа», «Мы с Тамарой ходим парой» А.Барто и др.
| Творческая работа «Цвет моего имени» Копилка добрых поступков: мастерим поделки детям тезкам в младшей группе. | Создание вместе с родителями книги «Здравствуйте, это я!» Конкурс на лучшее письмо мамы о своем ребенке «Мой малыш самый-самый!» |
Цель: дать детям представление о том, что для нормальной жизни каждому человеку необходимы хорошие условия – в первую очередь жилище, свой дом. Познакомить детей с правом жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом. | Чтение, рассказывание, прослушивание в грамзаписи сказок: «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Три поросенка». Чтение С.Маршака «Кошкин дом», «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носова, беседа по прочитанному. Инсценировка стихотворения, чтение его в парах, тройках «Мама приходит с работы» посмотри автора. | Дидактическая игра «Назови свой адрес» Игровое упражнение «Сказочные дома» (дома героев разных сказок) Игровое упражнение «Фантазеры!» Игра-убеждение «Приглашение в гости» Прослушивание песен о доме, заучивание, объяснение пословиц о доме. Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья» | Аппликация «Город, где я живу» Рисование «Мой дом» Ручной труд «Разные дома» - бросовый материал | Викторина «Мой дом – моя крепость!» (родители и дети) Участие в конкурсе рисунков «Дом моей мечты» Конкурс на лучшее сочинение «Я люблю свой дом» Участие родителей в музее детского сада уголка «Русская изба» |
Цель: сформировать четкое понимание о представлении равных возможностей детям разных национальностей. Воспитывать уважение к национальным культурам, к различным языкам. Воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры.
Цель: дать детям понятие, что здоровье – это главный дар человеческой жизни. помочь детям осознать важность сохранения здоровья. Воспитывать потребность детей в соблюдении правил личной гигиены. Познакомить с ролью государства по охране и укреплению здоровья. | Рассказ воспитателя «Мы дети планеты Земля» Чтение, обсуждение притчи «Вавилонская башня» Беседа «Мы – жители Хакасии» Составление творческих рассказов детьми « Все мы люди, человеки»
Рассказ воспитателя «Если хочешь быть здоров!» Беседа «Будьте здоровы!» Игры-беседы «Кто нас лечит», «Как беречь глазки», «Зубы – это важно!» Спортивный праздник «Страна витаминия» | Чтение сказок разных народов. Разучивание национальных подвижных игр. Знакомство с костюмами людей, разных национальностей Знакомство с бытом и культурой хакасов. Чтение хакасских народных сказок. Посещение краеведческого музея в городе Абакане. Литературная викторина «В гостях у сказки» (сказки разных народов) Чтение «Доктор Айболит» К.И.Чуковский, «Человек заболел» И.Турчин. беседа по прочитанному. Экскурсия в медицинский кабинет. с/р игра «Больница» игровое упражнение «Вызови врача» дидактическая игра «Напиши рецепт» (написать о том, чем можно помочь другому) игровое упражнение «Незаконченное предложение» (Я буду, здоров, если…) | Аппликация «Дети планеты Земля» Рисование «Мы все разные, но одинаковые, потому что – дети!» Создание модуля «Человек планеты Земля» (качества личности). Копилка добрых дел: «Айболит лечит игрушки», «Книжкина больничка» | Рассказы родителей о традициях своей семьи. Проведение семейного праздника «Дружная семья» (представление семьями дошкольников традиций своей национальности, кухни, костюмов). Спортивный праздник «Если хочешь быть здоров, обойдись без докторов!» Выпуск стенгазеты «Как мы дома закаляемся» Консультации для родителей. (Медицинский работник, физинструктор) |
Предварительный просмотр:
Гончарова Наталья Геннадьевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория;
655150 Республика Хакасия, город Черногорск, МБДОУ ЦР ДС «Сказка» (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития детский сад «Сказка»; улица Юбилейная 9 «б», )
Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей - является важнейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше время, когда слова «гражданин», «отечество» стали так мало значить для людей. Чтобы стать полноправным гражданином своей страны, нужно знать законы своей страны, права и обязанности. Так же необходимо помнить, что в процессе изучения прав, к детям нужно применять подходы, основанные на идеях миролюбия, толерантности. Ведь только такие методы помогут детям :
- сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать;
- научиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;
- научиться разрешать конфликты в повседневной жизни – правовыми способами.
Прежде чем начать работу по формированию правосознания, мы изучили и обсудили следующие документы, необходимые в нашей работе: «Семейный кодекс», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании».
Ребенок, как и взрослый человек должен знать свои права и уметь ими пользоваться.
Как познакомить дошкольника с таким серьезным документом, как «Конвенция о правах ребенка», как его заинтересовать? Прежде чем решать эти проблемы, мы определили задачи педагогов по формированию правосознания ребенка:
- обеспечить детей знаниями, навыками по формированию правовой компетенции;
- развивать я-сознание ребенка, свободу его самовыражения;
- развивать навыки, способность чувствовать, понимать себя и других;
- развивать навыки общения с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
- развивать адекватную оценку к себе и другим людям;
- приобщение к отечественным и национальным ценностям.
Чтобы было легче донести до детей информацию по содержанию этого документа, мы все статьи «Конвенции о правах ребенка», объединили в блоки, доступные и понятные детям.
У нас получилось три блока:
- Охрана и укрепление здоровья (ст. 3, 6, 24)
- Право на образование (ст. 13, 28. 29,32)
- Право ребенка на сохранение своей индивидуальности (ст.2, 5, 6, 7, 12-16, 19, 20, 31, 32, 37. 38).
В работе по этим блокам нам помогает изданная по этой теме литература.
Эта проблема очень важна, поэтому необходимо привлечь к этой работе родителей.
В годовой план работы с родителями, включен большой раздел по этой теме, который нужно освоить. Будут использоваться как традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, индивидуальная работа), так и нетрадиционные.
Выбрав одну из нетрадиционных форм работы, мы создали клуб «Правовое просвещение родителей».
Немного расскажу об этом. Прежде всего, мы провели анкетирование родителей. В анкету были включены вопросы по воспитанию детей, и вопросы, которые помогли нам сориентироваться в дальнейшей работе. Например: знакомы ли Вам, следующие документы: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Закон об образовании»?
Проанализировав анкеты, мы выяснили, что большая часть родителей незнакома с этими документами. Чтобы заинтересовать их в изучении документов, мы провели «День открытых дверей», показали занятие. Казалось бы, обычное занятие по русским народным сказкам, но когда в контексте этих сказок мы стали говорить о правах, и их нарушениях, родители были очень удивлены и заинтересованы. После этого у них не возникало возражений по изучению этих документов.
Следующим этапом нашей работы стало создание для родителей библиотечки, в которую вошли данные документы.
Так же мы планируем организовать совместную выставку рисунков «Большие права – маленьким детям», конкурс на лучшее письмо «Мой малыш самый, самый!»
В конце года будет проведена викторина с участием семейных команд «Знатоки». В этой викторине примут участие дети театральной студии нашего детского сада, они покажут мини-сценки «Имею право».
Привлекая родителей группы, мы создали иллюстрированный альбом «Права – детям, это серьезно!». Планируем в течение учебного года вместе с детьми, по мере изучения материала, составить словарик « Правовая азбука малыша», куда включим такие понятия: право, долг, достоинство, ответственность и так далее.
Так же мы используем наглядно-педагогическую пропаганду: информационные стенды, памятки для родителей.
Считаем, что такая работа поможет детям лучше усвоить данный материал, а родителям – понять и оценить серьезность и важность данной работы.
Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм, нравственные и этические качества. Иными словами нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".
Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....
Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"
Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы живем в очень красивом и непохо...
Из опыта работы "Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой"
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить....
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...
Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию дошкольников «Труд детей в природе»
В своей работе делюсь своим опытом по трудовому воспитанию: "Труд детей в природе"....
«А из нашего окна площадь красная видна…» Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Сейчас трудно отыскать ребенка, который бы вслед за героем стихотворения Сергея Михалкова мог бы похвастаться, что видит из окон своего дома главную площадь страны Именно с нее начинает знакомство с М...
Презентация опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом»
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении....