Из опыта работы "Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой"
статья (старшая группа) по теме
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nastenko_g.ya_.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой
(из опыта работы)
Настенко Г.Я.
воспитатель МБДОУ д/с № 40
г. Белгорода
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.
Работая с детьми, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие, обидчивость. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью сказок.
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.
Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев дает детям простор воображению.
Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка), динамика событий (гуси – лебеди, царевна лягушка, колобок), причинно – следственные связи и явления (сказка «Колобок» - хвастовство, хитрость, осторожность) , - все это делает сказку интересной, волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно – здоровой личности ребенка.
Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания дошкольника. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы чувств.
В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Перед собой я поставила задачи : посредством событий в сказке помочь усвоить детям духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность), содействовать развитию образного строя речи, обогатить словарь, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, в младшей группе я предложила выполнять имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использовала разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа. В сказке «Теремок» детям можно предложить двигательные упражнения – попрыгать как зайчик, обратить внимание, что лисичка в теремок забралась, а волк влез. Дети очень переживают кульминационный момент, когда, при появлении медведя, теремок развалился. Я предлагаю построить из крупного строителя большой теремок, где уместились все звери. Затем мы встаем вокруг теремка и заводим хоровод, пропевая первые слова сказки с перечислением живущих в нем зверят. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут помогать друг другу, то жить будет интереснее. Сказку мы продолжаем, рассказывая, кто что делает: лисичка пироги печет, зайка воду носит, волк дом стережет. Этой сказкой воспитываются такие качества: гостеприимство, доброжелательность, дружба. Повторяя сказку, не всегда обязательно рассказывать ее целиком, иногда достаточно вспомнить отдельные отрывки, те которые забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Сказка «Гуси-лебеди» - эта сказка учит выполнять обещания, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки, учит детей быть послушными, приветливыми. После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей. После рассказывания сказки «Зимовье зверей» я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила представления ребенка о дружбе. Расскажи, пожалуйста, как по-твоему, что такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссорится, делится игрушками), с кем ты хочешь дружить? Есть факты, когда дружеские отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в «корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В каждом случае надо постараться, не указывая на плохое поведение детей прямо, а рассказать сказку, например, «Два жадных медвежонка», «Волшебные слова», рассказать о том, как недавно Олег дал свою машинку поиграть Диме, а сам строил гараж для машины, так они вместе играли. У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.
Вначале я анализирую различные ситуации в группе , а потом подбираю сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других.
Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.
В моей группе наблюдается положительная динамика нравственного развития детей и все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей сказкой : усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"
Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы живем в очень красивом и непохо...
Консультация из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание через игровую деятельность!"
консультация из опыта работы...
Презентация опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом»
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении....
Сообщение из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольника"
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.Духовно-нравственное воспитание в дошколь...
Презентация из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников "
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России - является ключевой задачей современной государственной политики нашего государства. Духовно-нравственное разви...
Презентация опыта работы: "Духовно -нравственное воспитание дошкольника через приобщение к музыкальному наследию"
quot; Духовно - нравственное воспитание дошкольника"...
Из опыта работы: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников»
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нра...